Урок 27. Оценка количественных параметров текстовых документов
Дорогие семиклассники, мы с вами готовимся к практической работе по оценке количественных параметров текстовых документов. Попроще: нам надо вспомнить решение задач по формуле I = k ∙ i
Цель урока: повторить, закрепить, расширитьумение вычислять информационный объем фрагментов текста
Что для этого надо:
знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере (кодовые таблицы; американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов; представление о стандарте Юникод);
владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов, умение считать,знание формул.
Основные понятия, изучаемые и повторяемые на уроке:
кодовая таблица;
восьмиразрядный двоичный код;
алфавит;
мощность алфавита;
информационный объем текста.
Электронное приложение к учебнику: презентация 7-4-6.ppt, она прикреплена там же, где этот текст, её так и зовут 7-4-6
Повторим то, что уже учили:
Компьютерное представление текстовой информации, §1.5, особенно формула на стр.41. Кодирование текстов. Мощность алфавита. Двоичное кодирование. §1.6 Кодовые таблицы (посмотрите на стр.179 и вспомните, мы уже с ними работали).
Теперь посмотрите презентацию 7-4-6 «Оценка количественных параметров текстовых документов»
Почитайте пояснения:
Символьная информация представляет собой последовательность знаков, представленных в коде. Например,
Л Е Т О А В В А
ЛЕТО - 203 197 210 206 АВВА - 65 66 66 65
Чтобы записать символьную информацию в разрядную сетку компьютера, ее надо закодировать в двоичной системе счисления.
Л Е Т О
11001011 2 11000101 2 11010010 2 11001110 2
Т.о., на 1 символ приходится 8 бит.
Чтобы посчитать объём текста, надо узнать, сколько в нём символов,и умножить на вес одного символа. Мы это уже делали! Много раз!
Решение задачи для тех, кто хочет вспомнить.
1. Статья, набранная на компьютере, содержит 32 страницы, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 48 символов. Определите размер статьи в Кбайтах в кодировке КОИ-8, где каждый символ кодируется 8 битами.
Формула I = k∙ i;
k - количество символов (сколько их всего);
i – вес одного символа в битах;
I – размер или объём информации,
Решение (образец, как надо сделать в тетради)
ДАНО:
k= 32·40∙48 символов
i= 8 бит
НАЙТИ: I
I = k∙ i = 32·40∙48 ·8 бит.
А в ответе килобайты. Поэтому не умножаем, а сразу делим. Чтобы перевести в байты, делим на 8, а в Кбайты – на 1024. 1024=8 ·8 ·8·2 =32·40∙48 = = = (сокращаем) 4∙5·3=60 Кбайт
Ответ: 60
2.Определите, используя кодировку KOI-8, какой объём памяти займёт следующая фраза: Мир, труд, май!
Знаков (буковок вместе с пробелами, запятыми и т.д.) – 15, k=15
В КОИ-8 на каждый знак приходится 8 бит, i=8 бит
ДАНО:
k= 15
i= 8 бит
НАЙТИ: I
I = k∙ i = 15 ·8 = 120 бит
Домашнее задание. §4.6, с. 202, № 24, а также задачи:
1. Статья, набранная на компьютере, содержит 48 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 64 символа. Определите размер статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.
2. Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза: Молекулы состоят из атомов!
3.Задачка для «продвинутых пользователей» Я написала на компьютере, используя кодировку KOI-8, слова:
Принтер, мышь, монитор, флешка.
А потом одно удалила вместе с пробелом и запятой. И объём текста уменьшился на 48 бит. Какое слово я удалила? Обоснуйте ответ.
Ответы жду до 13.04. Пишем решение в тетради, фотографируем, присылаем мне
на почту babkova.g@yandex.ru,
в группу Вконтакте https://vk.com/club193897402
По WhatsApp 8-928-196-54-06.