Задание: прочитайте лекцию, сделайте краткий конспект

Урок № 70              Группа № 3-18                 Дата проведения___________

Тема: Тема войны в драматургии. Пьеса А.Салынского «Барабанщица». Тема любви в драмах А.Володина, Э.Радзинского. Из зарубежной литературы. Б.Брехт «Жизнь Галилея»

Цель: раскрыть особенности развития драматургии второй половины 19 века; развивать навыки конспектирования, самостоятельной работы с интернетресурсами, прививать любовь к чтению художественной литературы; развивать аналитическое мышление; воспитывать чувство ответственности, прилежания.

Ход урок

Оргмомент

Мотивация учебной деятельности. Вспомнить произведения о Великой Отечественной войне (автор, название, герои) какие темы поднимались. Сделать соответствующие записи.

Новая тема.

Тема войны в драматургии, проблема долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А.Салынского «Барабанщица», (1958).

       Задание: прочитайте лекцию, сделайте краткий конспект.

       1. Наряду с прозой и лирическими произведениями тема Великой Отечественной войны не могла не коснуться и драматургии. Самыми яркими достижениями драматургии периода Великой Отечественной войны стали пьесы: «Русские люди» Константина Симонова, «Фронт» Александра Корнейчука, «Нашествие» Леонида Леонова (все написаны в 1942 г.) — были поставлены во множестве театров, удостоены высоких премий.
       В пьесе «Русские люди» К.Симонов попытался осмыслить свой уже немалый опыт фронтовой жизни, вместивший столько крови, страданий, горечи, разочарований и надежд. Мысль об отечественной освободительной войне, о всенародном сопротивлении — главная мысль «Русских людей» — получает развитие и в сценах, изображающих жизнь в городе, захваченном врагом. Каждый здесь поставлен перед выбором: или стоять насмерть, защищая родину, или, спасая свою шкуру, свое барахло, предать общее дело — иного в это роковое время не дано. Проблема бескомпромиссно жестокого выбора в кровавых обстоятельствах войны, так остро поставленная в «Русских людях», будет занимать нашу литературу в послевоенные десятилетия.

       Драма Л.Леонова «Нашествие» создавалась в самое трудное время. Небольшой город, где развертываются события пьесы, – символ всенародной борьбы с захватчиками. Значительность авторского замысла в том, что конфликты местного плана осмысливаются им в широком социально-философском ключе, вскрываются истоки, питающие силу сопротивления. Действие пьесы происходит в квартире доктора Таланова. Неожиданно для всех из заключения возвращается сын Таланова Федор. Почти одновременно в город вступают немцы. Честный русский интеллигент врач Таланов не мыслит своей жизни в стороне от борьбы. Рядом с ним его жена, Анна Павловна, и дочь Ольга. Председатель горсовета Колесников возглавляет партизанский отряд. Это один – центральный – пласт пьесы.. Для Леонова закономерен интерес не просто к герою, но к человеческому характеру во всей сложности и противоречивости его натуры, складывающейся из социального и национального, нравственного и психологического. «В пьесе „Нашествие", — признавался автор, — я показал старых своих знакомых, чтобы проследить их внутренний мир и их поведение в новой обстановке, в условиях смертельной борьбы Леонов в «Нашествии» прикоснулся к трагедии (более глубоко исследовать ее он не мог — она была под запретом), которой наша литература, несмотря на цензурные рогатки, сопротивление властей, продолжала упорно заниматься на протяжении всех послевоенных десятилетий.

   В литературе второй половины 20 века продолжает оставаться злободневной тема войны. Драматург А. Салынский обращается к ней в пьесе «Барабанщица». Салынский вспоминал о замысле произведения так: «В 1943 году в одном из освобождённых городов России я встретил странную девушку. Удивительно было то, что насмешки и оскорбления людей, которые её окружали, она переносила с мужеством и каким-то веселым азартом. Её называли „овчаркой“, говорили о том, что она, когда немцы были в городе, водилась с оккупантами, работала на них… Меня увлекла, на мой взгляд, совершенно свежая ситуация. Героиня — среди своих, в освобождённом, ликующем городе вынуждена жить и бороться, временно сохраняя личину изменницы и предательницы».

Задание: Используя интернетресурсы, кратко ознакомьтесь с содержанием пьесы «Барабнщица» и ответьте на вопросы (письменно):

       В чем драматичность судьбы Нилы? В чем её двойной подвиг?

       Как решаются в пьесе проблемы долга и совести, чести и бесчестия, героизма и предательства?

       Какой смысл названия пьесы?

3.2. Тема любви в драмах А.Володина, Э.Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке.


Задание: прочитайте лекцию, сделайте краткий конспект.

            Центральное место на театральных подмостках в период «оттепели» заняла социально-психологическая драма. Особой популярностью у зрителей пользовались социально-психологические пьесы В. Розова «В добрый час!» (1954) и «В поисках радости» (1956). Герои обеих пьес — романтически настроенные молодые люди, чутко реагирующие на утвердившиеся в жизни мещанство, лицемерие, ханжество. Примечательно, что и на рубеже XX — XXI веков театры разных регионов России обращаются к драматургии В. Розова. Так, например, его пьеса «В добрый час!» и в настоящее время ставится на театральных подмостках. Со второй половины 1950-х годов советская драматургия все чаще обращала внимание на повседневные проблемы обычных людей. Исследуя же психологию человеческих отношений, драматурги изображали характеры в узнаваемых жизненных обстоятельствах. К любовной тематике обратились такие авторы, как А.Володин— «Фабричная девчонка»(1956), «Пять вечеров» (1957), «Старшая сестра» (1961); Э.Радзинский — «104 страницы про любовь» (1964), «Чуть-чуть о женщине» (1968). В период «оттепели» театральное искусство развивалось в тесном взаимодействии с поэзией. На сцене Театра драмы и комедии на Таганке разыгрывались поэтические представления, драматургическую основу которых составляли стихи классиков —В. Маяковского и С. Есенина, произведения современников —

А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Театр под руководством Ю. Любимова тяготел к экспрессивным формам образности, а благодаря приоткрывшемуся в то время «железному занавесу» художественная культура страны отчасти соприкоснулась с западноевропейским и американским искусством.

Особенности социально- психологической драмы:

1. Лирическое начало в пьесах(В.Рощин «Валентин и Валентина» (1971), «Спешите делать добро» (1980)).

2. Любовные и внутрисемейные коллизии.

3. Интерес драматурга к ситуации нравственного выбора, к процессам нравственного взросления личности, познания себя.

Писатели активно использовали такие приемы, как создание «подводного течения», создание встроенного сюжета, расширения сценического пространства путем введения в действие поэтических или предметных символов, внесценические «голоса», фантастические видения героев.

Закрепление материала. Прочитайте свои записи. Дополните, если понадобится, записи.

Домашнее задание. Подготовить сообщение о пьесе Б.Брехта «Жизнь Галилея»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: