Такое не забывается. Сколько бы ни миновало мирных лет, этот эпизод войны будет постоянно напоминать о прошлом.
- Обратите внимание, что лирический герой как бы к кому-то обращается: "Ты говоришь, что есть еще другие, "Твой мальчик спит». К кому? Ведь собеседника нет?
У лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах — боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг.
Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации. Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь. Миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны.
Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
- Но если не вернется?
(ЗАЧИТАЙТЕ) если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном.
Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну, т.е. детей и их мам, от врагов.
- С историей мальчишки и его отца перекликается история лирическогогероя, рассказ в форме внутреннего монолога.
- Прочтите еще раз определение баллады, докажите, что это стихотворение – баллада.
В основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря - юный участник войны - мальчик.
- Зачем Симонов рассказал эту историю?
Запишите в тетради.
Стихотворение К. Симонова - это монолог мужчины-воина, его горькие размышления. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Автор показал жестокость войны, единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети, и взрослые.
Главная тема стихотворения К. М Симонова " Майор привёз мальчишку на лафете "?
- Война.
Так что же такое - война? Какая главная идея этого стихотворения?
- Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких Защита Родины
Домашнее задание:
Выучить стихотворение наизусть.
Если есть возможность и желание записать видеоролик с чтением стихотворения наизусть.