На этот вопрос полностью нам предстоит ответить в конце урока. А теперь давайте запишем в тетрадь , что понимаем под словом культура

План

  1. Особенности культуры XII-XIII вв.
  2. Научные знания.
  3. Литература.
  4. Зодчество.
  5. Живопись.

 

Прежде чем мы перейдём к изучению темы, давайте подумаем над следующим вопросом:                           

 

Какое влияние, на ваш взгляд, оказала раздробленность на культурное развитие русских земель?

На этот вопрос полностью нам предстоит ответить в конце урока. А теперь давайте запишем в тетрадь, что понимаем под словом КУЛЬТУРА?

 

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Культура бывает двух видов: материальная и духовная.

Какие же особенности имела культура Руси в 12 – 13 веке? Ознакомьтесь с ними и запишите в тетрадь.

           Особенности культуры XII-XIII веков:

- раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры,

- древнерусская культура получила новые источники для своего развития,

- появились местные культурные центры (Великий Новгород, Псков, Галич, Владимир – на – Клязьме),

- складывались собственные культурные традиции.

 

Хочу заметить, что,  вычленение отдельных княжеств не только не приостановило развитие культуры, но и содействовало ее дальнейшему расцвету. Наиболее совершен­ные памятники искусства и литературы Древней Руси были созданы в этот период. Несмотря на пестроту местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оста­ваться единой в своей основе. Каждый князь был заинтересо­ван в развитии своего княжества, в увековечении своего име­ни, поэтому заботился о развитии летописного дела, пригла­шал зодчих и иконописцев.

В данный период времени шло накопление научных знаний.

 

самостоятельно прочитайте текст учебника на с. 128 и ответьте на вопрос: Какие факты свидетельствуют о накоплении научных знаний на Руси? Выделите их. Запишите в тетрадь: Факты, свидетельствующие о накоплении научных знаний:

1-

2-

3-

    Ребята,  после распада государства и до монгольского нашествия литература в целом продолжала сле­довать тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках. Рассматриваются основные идеи литературы: - единство Руси,

                                             - смысл жизни, гармоничность человека, идеальный правитель,

                                             - высоконравственный человек.

Давайте разберм   литературные жанры, которые сформировались в тот период: это -  летописи и повести.

Какие примеры вам известны?  («Повесть временных лет», «Поучение детям», «Слово о полку Игореве».)

Записываем в тетради определение:

Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам (летам).

 

С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. В условиях обособления земель значи­тельно увеличивается количество центров летописания. Кроме Киева и Новгорода летописи велись в Чернигове и Переяславле, в Полоцке и Смоленске, во Владимире и Ростове, в Галиче и Владимире-Волынском, в  Рязани и в других городах. (Попробуйте показать эти го­рода на карте/атласе).

  Летописцы сосредоточивали внимание на местных собы­тиях, рассматривая историю своих земель как продолжение истории Русского государства. Появляются родовые княжеские летописи, жизнеописания отдельных князей, исторические повести об отношениях между князьями. Составителями их были, как правило, не монахи, а бояре и дружинники, а иногда и сами князья. Это усиливало светское направление в летопи­сании.

 

             Древнейшая  дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана около 1112 года монахом Киево – Печерского монастыря Нестором.

 

Величайшими литературными памятниками являются такие произведения как «Слово о полку Игореве», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника.

Вспомним, как мы сидим по рядам в школе, разделимся по рядам и выполним следующие задания:

 

Учащимся 1ряда предлагается вспомнить содержание «Поуче­ния детям» Владимира Мономаха.

Вопросы:- Какие наставления дает Владимир Мономах потомкам?

           - Можно ли на основе это­го текста охарактеризовать нравы людей того времени?

(ответы записать в тетрадь)

 

Учащимся 2 ряда предлагается познакомиться с идеями «Моления» Даниила Заточника (129 стр  учебника).

 

(Ряд исследователей считает, что это произведение является образцом смеховой литературы XII в. Даниил Заточник (то есть заточенный в тюрьму, сосланный или закабаленный) обращается к новго­родскому князю Ярославу Владимировичу, правившему с 1182 по 1199 г. Это своеобразное сочинение просительного послания, похвального и одновременно обличительного слова. Автор предстает человеком начитанным: он свободно цитиру­ет библейские тексты, заимствует образы, афоризмы. Даниил последовательно противопоставляет богатство и бедность, связывая с первым и уважение, и наличие друзей, а богатство, по его мнению, зависит лишь от милости князя. Автор видит только три пути к богатству: княжеская служба, выгодный брак и воровство. Даниил с юмором рассказывает о своей бед­ности и тонко иронизирует над всесилием князя: «Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твое­го дома не истощить». Смысл этого рассуждения ясен: отказав в милости, князь как бы признается в собственной бедности, а такого быть никак не может.)

 

Вопросы учащимся:

1. Опираясь на текст, охарактеризуйте автора (уровень его образования, социальное положение).

2. Как вы думаете, по­чему «Моление» относят к смеховой древнерусской литерату­ре? Можно ли сказать, что автор избрал своеобразную форму разговора с князем? Обоснуйте свое мнение.

3. Как вы ду­маете, какой могла быть реакция князя на это послание?

 

Учащиеся 3 группы работают с отрывком из «Слова о полку Игореве» на стр. 138 учебника.

(«Слово о полку Игореве» (около 1187 г.). В нем повествуется о не­удачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Но описание этого похода служит автору лишь поводом для размышлений о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с ко­чевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Рус­ской земли. Автор обращается к князьям с призывом прекра­тить усобицы и объединиться перед лицом внешней опасно­сти, чтобы «загородить Полю ворота», постоять «за землю Русскую», защитить южные границы Руси. Появление подоб­ного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русской литературы, о ее самобытности, о высоком уровне развития русской культуры вообще.)

 

Вопросы: - Каковы причины поражения в борьбе с кочевникам?,

            - На каких князей необходимо равняться и почему?

Работайте по документам, которые выложены для вас на страничке – Для 1 ряда, 2 и 3 ряда. Каждый ряд со своим документом. Ответы записывайте в тетрадь.

С материалом к другим рядам можно ознакомиться на этом конспекте.

Теперь, ребята, пришло время познакомиться с архитектурой 12-13 веков. Итак:     Архитектура и ее виды: деревянная и каменная (картинки деревянной и каменной архитектуры представлены в видео ролике).

  С XII в. начался новый этап в развитии русской архи­тектуры. Наиболее типичным стал кубический храм с массив­ной главой. Архитектура ХП-ХШ вв. отличается от предшест­вующего периода уменьшением объемов и упрощением внешнего вида каменных зданий. Интерьеры стали более чет­кими и почти квадратными в плане и строго подчиненными центральному подкупольному пространству. Многие русские земли, имея собственных строителей, все же продолжали ки­евскую архитектурную традицию. При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались ме­стные ее особенности.

Со второй половины XII в. заметно ослабевает византий­ское влияние. В древнерусской архитектуре появились храмы башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такого храма является собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (до 1159 г.), а также собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в.). Устремлен­ность здания вверх подчеркивалась высоким стройным бара­баном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошника­ми у основания барабана.

  Во Владимиро-Суздальском княжестве особенно активно каменное строительство велось при Андрее Боголюбском. Успёнский собор во Владимире  отличался как от киевских, так и от ранних памятников Севе­ро-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных про­порций и крупных размеров, украшенный роскошными рез­ными перспективными порталами, сложно-профилированными пилястрами. От своих предшественников Успенский собор отличался конструкцией, размерами и вытянутыми пропорциями (он выше Софийских соборов в Киеве и Новгороде).

Достижением русского зодчества стала построенная в 1166 г. церковь Покрова на Нерли,которая поражает своей утонченностью и стройностью форм. Это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. Он стоит на пересечении важнейших торговых водных магистралей и виден со всех сторон. Сначала был заложен мощный фундамент высотой 1,6 м из булыжников, залитых известью. На фундаменте начинали возводить стены и по мере их возведения строители засыпали как внутренность будущего храма, так и вокруг него, землей. Так появился холм высотой 4 м. На этом холме и стоит церковь. Церковь небольшая, но у окружающих складывается ощущение, что она грандиозна и величественна. Строители несколько наклонили стены храма внутрь и уменьшили верх здания по сравнению с высотой стен, чтобы создавалось впечатление о высоте строения. Цер­ковь украшена 33 рельефными изображениями. Богатая декоративная резьба придает облику здания почти скульптурную  завершенность. Это выдающийся памятник не только древне­русской, но и мировой архитектуры.

В годы правления князя Всеволода Большое Гнездо был построен новый дворцовый храм — Дмитриевский собор, символизировавший могущество «владимирского самовласт­ца». Верхняя часть постройки, над аркатурным поясом, обильно декорирована резьбой по белому камню. Каменная резьба под влиянием традиций русской народной деревянной резьбы становится более плоской и орнаментальной в отли­чие от «круглой» романской. Искусствовед Л.Д. Любимов писал: «Мы глядим на его высокие стены и не можем нагля­деться. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, рукописном ор­наменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отра­жение в изобразительных и декоративных мотивах этого ше­девра владимирских каменосечцев».

  В Новгородской феодальной республике формирование самостоятельной архитектурной школы и разработка новых архитектурных форм происходили в специфических социаль­но-политических условиях. Начиная с церкви Бориса и Глеба в Детинце (1167), почти все новгородские храмы возводились уже не по княжескому заказу, а на средства бояр, купцов или прихожан. Упрощение техники строительства и декоративной отделки позволяло новгородским зодчим в короткие сроки создавать сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков. К на­чалу ХШ е. в Новгороде сложился тип храма простой формы с трехлопастным членением фасадов, наличием только одной апсиды. При таком построении даже маленькая церковь ка­жется величественной. Ярким памятником новгородского зод­чества явилась церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207).

Вниманию учащихся предлагается иллюстрация Георгиев­ской церкви на Ладоге.Маленькая, почти квадратная в плане, не лишенная изящества, она производит впечатление слепленной из глины, хотя в ее постройке были использованы обычные для новгородского зодчества материалы — природ­ный камень и кирпич.

Обратим внимание на церковь Спаса на Нередице (Слайд) которая, по мнению ряда ученых, является образцовым памятником новгородской архитектуры второй половины XII в. Она была выстроена в 1198 г. по заказу нов­городского князя Ярослава Владимировича на его загородном дворе. Несмотря на свои небольшие размеры, она производит впечатление монументального сооружения. У нее толстые ше­роховатые стены, широкие и плоские далеко выступающие лопатки, массивный барабан с восемью узкими, доходящими только до середины его высоты окнами. Единственное укра­шение храма — аркатурный пояс под куполом. В годы Вели­кой Отечественной войны церковь Спаса на Нередице была превращена в руины. В настоящее время она восстановлена, однако внутреннее убранство и росписи стен погибли.

Вопрос учащимся: Каковы были отличия храмового строительства Владимиро-Суздальской и Новгородской земли?

 

        Вспомните,  что такое живопись и каких видов она бывает - виды живописи (мозайка, фреска, иконопись). Давайте поработаем в тетради.

        - Мозайка – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

        - Фреска – техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке.

        - Иконопись – изображение, образ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: