Как ведут себя человек и животное?

Апреля 2020

Урок № 87

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)

План:

1. Жизнь и творчество В. Распутина.

2. «Живи и помни».

3. Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность.

 

 

Цель:

1. Учить детей размышлять о прочитанном;

2. Воспитывать душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.

Материал для самообразования

Ребята, вы прочитали одно  из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведение, которое встало в ряд поистине выдающихся,  классических книг современности. Это повесть Валентина Распутина «Живи и помни».

Наш сегодняшний урок – это урок-путешествие, но не в далёкие страны, а в глубины человеческой души.

 

Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»?

(Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека?

(Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).

 

Нас приглашает в это путешествие автор повести «Живи и помни» - Валентин Распутин. 

 

Информация о писателе.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

 

 Давайте поразмышляем и ответим на вопросы:

В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес?

Попробуем разобраться. Для начала  определим тему повести. О чём она?

Варианты ответа:

- о любви;

- о дезертире;

- о русской женщине;

- о войне.

Безусловно, каждое высказанное предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам один из героев повести:

«Это все война, все она проклятая!»

Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?

(Андрей Гуськов).

Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?

 

Какую сторону войны затрагивает автор в повести?

(Автор затрагивает не совсем популярную сторону войны – дезертирство).

Замыслом повести послужило воспоминание детства:

«Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

 

  Путешествие вглубь человеческой души начинается.

Какой эпизод описан первым в повести?

                                                                  (Исчезновение топора).

Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?

(Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?

(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

Какое символическое значение имеет эта деталь?

(Гуськов занёс топор над своей судьбой).

Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня?

(«Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

Именно в этом первом фрагменте впервые возникает мотив судьбы. Как вы думаете, сама героиня выбирает судьбу или судьба идёт за ней по пятам?

(То ли сама приближает свою судьбу, то ли судьба ведёт её к тому, что предначертано).

Как автор описывает первое появление Андрея?

(«Дверь открылась, и что-то, шебурша, полезло в баню»).

Какое чувство возникает у Настёны?

(«А муж ли?  Не оборотень с нею был?»)

Автор с самого начала даёт нам понять, что Андрей, став дезертиром, вступает на путь зверя.     Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

 

Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее?

(Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором).

Был ли Гуськов трусом?

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

Что же заставляло его обижаться?

(Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).

Что вызывает обиду Гуськова?

(Страх).

За кого боится Гуськов?

(За себя, за свою жизнь).

Какая черта характера порождает этот страх?

(Эгоизм).

 

Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе. Эгоизм, по определению Сухомлинского – это «первопричина рака души»,  а, по мнению М. Горького,  эгоизм – «родной отец подлости». Именно беспокойство о себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить этот поступок.

 

Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма.

(Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).

Далее идёт разрушение души героя. Эгоизм порождает другие пороки.

Как автор показывает расчеловечивание героя?

Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть. Совершает убийство косули и телёнка.

Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство?

«Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

Как ведут себя человек и животное?

(Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: