Батик: от истоков до современности

 

История возникновения батика запутана и точно не известна до сих пор. Египет, Персия, Индия и Китай претендуют на право создателей этой техники.
Термином «батик» обозначают все виды росписи ткани, выполняемые вручную. Техника резервирования имеет древнее происхождение и была известна еще шумерам: до нас дошли египетские коптские ткани, датированные III–VII вв. н. э., на которых по красному и синему фону причудливо извивался белый рисунок (2).

 По одной из версий искусство окрашивания тканей изначально возникло в Индонезии. "Анбатик" или «membatik» на местном наречии значит "рисовать", также с яванского языка «батик» переводится как «капля воска».
Задрапированные в батик фигуры смотрят на нас со стен храмов XII в. Древние китайские хроники повествуют о подарках заморских раджей с индонезийских островов; среди даров не последнее место занимала «пестрая ткань» — батик (1).

Статуя в Джакарте, Индонезия

По другой версии история возникновения батика уходит корнями в Китайскую империю, а затем, по знаменитому Шелковому пути эта техника распространилась по всему миру – в Южной Америке (Перу), Африке, Малайзии, Филиппинах, Таиланде, Шри-Ланке и в том числе в Индонезии, на острове Ява, где ее развитие приобрело особое значение.

Индонезийцы вкладывали в расписанные ткани сакральный, магический смысл и четко выстроили свою технологию создания батика, достигнув в этом высочайшего мастерства.

В XVI в. изделия батика вывозились из Индонезии индийскими и арабскими купцами как ценнейшее приобретение, поскольку в то время роспись по ткани считалась занятием исключительно девушек аристократического происхождения.
В наши дни в Джакарте находятся батиковые мастерские и производства, где можно увидеть процесс создания узоров на ткани, который развивался и совершенствовался здесь на протяжении веков.

Основной принцип техники батика – нанесение на ткань отталкивающего краску резервирующего состава, с помощью которого создаются разнообразные узоры. На фабриках Джакарты, в соответствии со старинными традициями, как резервирующий состав используется расплавленный воск, поэтому сейчас эта техника называется «горячим батиком».

Прежде чем нанести рисунок из воска, ткань проходит процесс специальной обработки, для придания гладкости и эластичности её вымачивают в кокосовом молоке, воде и растворе из каустической соды и растительного масла. Затем ткань крахмалится, заворачивается в рулон, выкладывается на доску и отбивается деревянным молотком.

Кропотливый процесс нанесения узора из воска производится с помощью чантинга – чашки с узким полым носиком). По окончании обводки контуров с одной стороны, то же самое проделывают с другой, чтобы не сомневаться, проник ли воск на всю глубину ткани (такая техника называется тьюлисом) (2).

Чантинг

Чем сложнее орнамент или рисунок, чем больше в нем цветов, тем продолжительнее окрашивание, которое выглядит как поэтапное вымачивание ткани в разведенных красках различных цветов. Традиционными для этого региона являются оттенки синего и коричневого. Мотивы росписи самые разнообразные – от геометрических узоров до изображений животных, птиц, растений, предметов быта и оружия.

Орнамент индонезийского батика

С течением времен, вместе с распространением в другие страны батик приобретал новые характерные особенности. В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке влияние китайской культуры изменило как технику, так и общий вид батиков. Здесь чаще используют шелк, нередко ткани пропитывают воском или специальным составом для придания им жесткости. Цветовая палитра значительно расширилась и приобрела изысканные тона и полутона (1).

Женщины Буи (Китай) полощут ткани после окрашивания

В Японии развилась техника так называемого «обратного батика», когда ткань окрашивалась, а затем выбеливалась на нужных участках при помощи щёлочи (1) и «шибори» (сибори) – узелковое окрашивание ткани с помощью заматывания, прошивания, складывания или сжатия (3).

Китагава Утамаро «Женщины шьют платья», XVIII век

Блуза из шелковой тафты V—VI вв. Китай. Ханчжоу, Китайский национальный музей шелка

В Европе батик стал известен благодаря сложившимся в 17 в. торговым путям между Индонезией и Голландией. Получившая популярность также в Германии, техника батика стала значительно упрощаться и появился ее новый вид – холодный батик, в котором разогретый воск заменился смесями на основе резинового клея и бензина.
Развитие технологического прогресса в Европе значительно отразилось на современном значении батика, который стал уступать по популярности набивным штампованным тканям, технику производства которых изобрели в Англии.

Вследствие дешевизны и простоты набивной техники, трудоемкое искусство батика сохранилось только благодаря одиночным мастерам, кустарно производящим батик. Это привело к тому, что батик практически утратил утилитарное значение, мастера стали использовать не только ткань, но и кожу, бумагу и даже металл, а отсутствие традиций привело к тому, что батик в Европе выродился, с одной стороны, в разновидность полиграфии, а с другой — в «чистое» искусство, основанное на стилизации и заимствовании (1).

Кэрол Лоу Конклин «Коровы из Джерси в летнем закате», современный горячий батик

В России батик пришел во времена увлечения стилем модерн, в начале 20 в. В силу отсутствия технологически развитых и отработанных приемов батик в России опирался лишь на опыт европейских мастеров, без соблюдения древнейших традиций. Художники занимались в основном производством шалей, шелковых платков и декоративных панно. Изредка в технике батика выполнялись театральные занавесы и интерьерные шторы.

Второй виток развития батика в СССР пришелся на 30-е годы 20 в., когда батик был поддержан государством, стали издаваться пособия по технологии батика, организовываться артели и производственные фабрики.

В 50-е годы вышло партийное постановление «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой промышленности», была организована мастерская при НИИХП (Научно-исследовательском институте художественной промышленности), построено несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде. Батик появился на выставках союзного значения. Художников-батикистов направляли преподавателями в Дома творчества, командировки за границу, на всесоюзные и международные выставки.

 

В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом институтах, которые занимались сугубо авторским батиком.

Борис Пармеев «Под солнцем Родины мы становимся сильнее», 1970-е

Сергей Пушкарёв «Зимнее солнце» 1985. Шелк. Авторская техника

Такое бурное распространение батика привело к существованию таких направлений в России как: монументальный, станковый батик, традиционный, живописный, обратный, «философский», «повествовательный», «офортный», «экспериментальный» батики.

И.В. Трофимова «Балхарская керамика» Диптих. Серия «Дагестан». 1980.

На данный момент батик востребован в дизайне одежды и интерьера, а также как техника для создания живописных и декоративных произведений. Батик преподается во множестве художественных вузов, проводятся выставки батиков, что свидетельствует о высоком мастерстве русских художников и широком развитии искусства батика в России.

 

  1. Погадаев В. А. Магия батика // Восточная коллекция. 2002. № 6. С. 71–74.
  2. Волшебный батик [Текст] / Шилкова Е. А. М.: РИПОЛ Классик, 2012. 255 с., [2] л. цв. ил.: ил. (Школа рукоделия). Библиогр.: с. 254.
  3. Искусство батика: модные изделия изысканного дизайна с использованием техники батика: для начинающих и студентов художественных вузов / [пер. Е. Успенской]. М.: Внешсигма: АСТ, 2000. 111 с.: ил. (Энциклопедия художника).
  4. Русское прикладное искусство. Советские годы [Текст]: очерки / С. М. Темерин. М.: Советский художник, 1960. 455, [3] с.: ил. (в пер.): Б. ц.
  5. Батик. Особенности технологий и художественного решения // StudFiles. URL: https://studfile.net/preview/2911885/ – 08.12.2019 г.
  6. Кожемяко С.С. История развития батика в России // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2018. С. 346-348.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: