Исполняет Пожидаева Д

 С. В. Рахманинов – обладатель замечательного композиторского таланта и мощного дарования художника исполнителя. Его творчество многогранно и гениально-впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, безграничной любовью к жизни, ко всему русскому. Но ряд его произведений насыщены острым драматизмом, глухой мучительной тоской, предчуствием трагических событий. Исключительное местов творчестве Рахманинова пренадлежит образам России, которую изображал Соборной, колокольной..Рахманинов родился в небогатой дворянской семье20 марта 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. Родители были музыкально одаренными людьми, посвящавшими музыке оовное время досуга. Поэтому сыну решено было дать музыкальное образование, он стал учеником младших классов Московской консерватории у преподавателя Н. Зверева, который благотворно повлиял на Рахманинова, выработал у него строгий художественный вкус и артистическую требовательность к себе. После окончания консерватории Рахманиов переживает творческий подъем и создает многочисленые произведения различных жанров, преимущественно фортепианной,камерно-вокальной и оркестровоц музыки.талант композитора наиболее ярко раскрылся в фортепианной музыке – им создано 4 концерта и рапсодия на тему Паганини, две сонаты, музыкальные моменты, этюды- картины, прелюдии. Прелюдия доиез минор самый значтельный и зрелый образец лирико- патетического стиля  молодлго Рахманинова. Прелюдия насыщена мятежным чувством. Трагизмом, сильным контрастомСуровая. Мрачная вначалеотвечают суровые, скорбные мелодические обороты. Повторность,медленный темп, размеренность «шагов баса», приглушенная звучность подчеркивают мрачно трагический характер погребального шествия. В средней части проникновенной, щемящей, взволнованной в начале, происходит мощное нарастание звучания, напоминающего оглушительный набат. Далее мелодическая волна достигает стихийного размаха, гозной силы. Постепенно затихая, напоминает далекий перезвон колоколов.музыкальный образ которых появляется впервые именно в этом произведении, столь широко использрванный Рахманиновым впоследствии.

Октябрьская революция застала Рахманинова за переделкой его Первого концерта. Многие тогда считали, что переворотРоссиивременный.Рахманинов же думал, что это конец старой России и что ему, как артисту, ничего другого не остается, как покинуть родину. Он считал, что жизнь без искусства для него бесцельна. Боялся, что в наступившей ломке искусство, как таковое, существовать не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы. Поэтому он воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой Натальей Александровной и детьми покидает Россию. Последний концертный сезон Рахманинова —1942—1943 годов — начался 12 октября сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны часть пошла американскому Красному Кресту, часть была передана через генерального консула — России, стране, которую он никогда не забывал.

После тяжелой болезни Рахманинов скончался в кругу своих близких в Беверли Хилз 28 марта 1943 года.

 

 

Исполняет Пожидаева Д

Петр Петрович Подковыров родился 16 октября 1910 года в Челябинске. В 1928 году закончил Челябинскую школу-девятилетку. Как активный участник художественной самодеятельности получил путевку райкома комсомола на учебу в Свердловский музыкальный техникум. Закончив его в 1933 году по классу композиции профессора В. Золотарева, П. Подковыров продолжил свои занятия в Белорусской государственной консерватории в Минске и в 1937 году получил диплом композитора. С 1935 года П. Подковыров сочетал занятия в консерватории с работой в качестве инспектора Реперткома БССР, а позже – инспектора Управления по делам искусств. С 1938 года целиком отдался творчеству. В начале Великой Отечественной войны П. Подковыров эвакуировался в Майкоп, а в ноябре 1944 года возвратился в Минск и возобновил творческую деятельность. Начиная с 1948 года П. Подковыров – преподаватель Белорусской государственной консерватории. С 1969 года он доцент кафедры композиции. Награжден орденом «Знак Почета» (1955) и тремя медалями. В 1957 году П. Подковырову присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств БССР. Член Союза композиторов с 1934 года, неоднократно избирался членом правления Союза композиторов Белоруссии. Его творчество отличается сомобытностью, особым колоритом, фактурной яркостью, образностью.Замечательный цыкл его прелюдий пользуется особой любовью у молодых исполнителей и слушателей. Прелюдия ми мажор является наиболее яркой. Сам композитор назвл ее «Победа», воссоздав правдивую картину ликования народа после ужасающей войны с фащистами. Начальная тема рисует яркие вспышки салюта, приподнятое настроениевсего народа, которая сменяется лирической, проникновенной темой, сострадания, поминовения погибших. И вновь мощный взрыв народного ликования.

 

Исполняет Шпачук А.

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, имении своих родителей, расположенном в ста верстах от Смоленска Систематическое обучение музыке началось довольно поздно. Первой учительницей Глинки была приглашенная из Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламер. Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году — времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка все больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Характер его творческих устремлений был уже определен. Подтверждение этому мы находим, в частности, в той поспешности, с которой Глинка, вернувшись на родину, принимается за сочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного выбора сюжета — настолько ясно представляется ему характер музыки будущего произведения «Запала мне мысль о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась «Марьина роща». Эта опера ненадолго завладела вниманием Глинки. По приезде в Петербург он стал частым гостем у Жуковского, у которого еженедельно собиралось избранное общество; занимались по преимуществу литературой и музыкой. Постоянными посетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь, Плетнев. «Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, — пишет Глинка, — Жуковский искренно одобрил мое намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерного для русских». Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со мною...»

Острота восприятия новизны музыки Глинки примечательно выражена в «Письмах о России» Анри Мериме «Жизнь за царя» г. Глинки отличается чрезвычайной оригинальностью... Это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражение русской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари... Это более чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, возведенная на благородную высоту своего первоначального назначения, когда она была еще не легкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным». Идея новой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» возникла у композитора еще при жизни Пушкина. Глинка вспоминает в «Записках» «... я надеялся составить план по указанию Пушкина, преждевременная кончина его предупредила исполнение моего намерения». Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года, ровно — день в день — через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». С бескомпромиссной поддержкой Глинки, как и шесть лет назад, выступил Одоевский, выразивший свое безусловное преклонение перед гением композитора в следующих немногих, но ярких, поэтических строках «... на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие». Однако новая опера Глинки, в сравнении с «Иваном Сусаниным», вызвала более сильную критикуПоследние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: