История развития международного экологического права.
История развития международного экологического права (далее – мэп) включает 4 основные периода.
1) 1839-1948 – предпринимаются разрозненные усилия на региональном и субрегиональном уровнях по защите отдельных объектов живой природы;
2) 1949 – 1972 г. – появляются многочисленные межправительственные организации (далее – мпо) и неправительственные организации (далее – нпо), связанные с охраной окружающей среды (далее – оос). проблемами начинают заниматься оон и ее специализированные учреждения.
3) 1972 – 1992 г. – проводится стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды 1972 г.; создается юнеп; углубляется сотрудничество по вопросам оос; формируются принципы мэп.
4) 1992 г. – по наст. время – акцент смещается на социоприродное развитие; активная кодификация; углубляется региональное сотрудничество; развиваются институциональные механизмы.
2. Кодификация международного экологического права.
Деятельность комиссии международного права ООН (далее – КМП ООН) кодификация осуществляется значительным числом институциональных органов и мпо. кмп оон разработаны: проект статей об ответственности государств за осуществление международных противоправных деяний 2001 г.; проект статей об ответственности мпо 2011 г.; проект статей о предотвращении трансграничного ущерба от опасных видов деятельности, не запрещенной международным правом 2001 г.; проект принципов о распределении убытков в случае причинения трансграничного ущерба в результате осуществления опасных видов деятельности 2006 г.
Понятие и классификация международных экологических правоотношений
Международные экологические правоотношения – правоотношения, связанные с эксплуатацией, использованием и охраной окружающей среды. международные экологические правоотношения классифицируются:
1. от вида воздействия на природную среду (по внесению в среду обитания загрязняющих веществ или инородных тел; связанные с физическим воздействием в виде электромагнитных колебаний, шумов, вибрации; вызванные рациональным природопользованием; вызванные нерациональным природопользованием, избегать которого требует и национальное и международное право);
2. по компоненту природной среды как объекту воздействия (отношения по использованию и охране морской и иной водной среды; растительного мира; животного мира; атмосферы; космического пространства и т.д.);
3. по содержанию (правоотношения по определению юридического статуса и
правового режима компонентов природной среды; по установлению правового
режима экологических систем, природных объектов; по наблюдению за состоянием
ОС; по использованию природных ресурсов; по воспроизводству природных
ресурсов; по ООС; по предотвращению стихийных бедствий и устранению их
последствий и иные);
4. по статусу (находящиеся под национальной юрисдикцией и контролем;
разделяемые природные объекты (ресурсы); международные природные объекты;
отнесенные к общему наследию человечества).
МЭП как самостоятельная отрасль международного права.
Международное экологическое право - совокупность международно-правовых
принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного
права по поводу охраны окружающей среды, рационального природопользования,
обеспечения экологической безопасности и соблюдения экологических прав
человека.
МЭП является самостоятельной отраслью международного публичного права,
поскольку: регулирует специфический круг общественных отношений;
специфические субъекты; специфический объект; специфические нормы,
регулирующие отношения; крупная общественная значимость; обширный объем
нормативно-правового материала; наличие самостоятельный принципов.
2. Международные контрольные механизмы в области охраны окружающей среды
Периодические встречи сторон.
Проводятся в разных формах:
периодическое совещание сторон; дополнительно создание комиссии из представителей сторон как постоянно действующего органа; создание комиссии с контрольными и квази-судебными функциями, формируемой независимо от правительств государств.
Функции Совещания сторон: наблюдает за выполнением соответствующего международного договора; создает рабочие группы для рассмотрения вопросов, связанных с выполнением и развитием соответствующего международного договора; определяет форму и периодичность предоставления государствами информации, докладов; рассматривает научные, технические, технологические административные рекомендации в соответствующей области;
рассматривает и принимает, поправки, протоколы, приложения к международному
договору, поправки к протоколам и приложениям; устанавливает контакты с
исполнительными органами других конвенций.
2) Общий контроль и предоставление отчетов. Цели: узнать насколько
эффективно работает международный договор, как и настолько государства выполняют принятые на себя обязательства.
Формы: обмен информацией в рамках постоянно действующего органа или совещания сторон; предоставление отчетов; мониторинг выполнения международных обязательств по соответствующему международному договору.
3) Научные исследования и установление фактов. Проводятся вспомогательным органом, созданным в рамках самого международного договора, или международным научно-исследовательским центром. Состав – представители правительств, компетентные в соответствующей отрасли знаний, иногда – независимые эксперты.
4) Инспекции на местах – осуществляются МПО, институциональным органом, государствами. Свойственны для отдельных международных договоров или отдельных направлений сотрудничества. Бывают обязательные, по просьбе государств, взаимные.
5) Процедура «невыполнения » направлена на обеспечение выполнения договорных обязательств. Впервые использована в 1990 г. на основании ст. 8 Монреальского протокола 1987 г. Вопрос о невыполнении подается на совещание государств-участников Секретариатом, другим государством, самим государством, которое не может выполнить. Меры, применяемые к государству-нарушителю
варьируются от предоставления необходимой помощи до приостановления в отношении государства действия конвенции.
6) Мониторинг. Осуществляется на различных уровнях: глобальном, региональном, национальном, локальном.
Глобальные системы мониторинга:
Глобальная система экологического мониторинга/ программа по воде (Global
Environment Monitoring System GEMS/ Water). Участвуют > 100 стран. Создана в 1974 г. Занимается вопросами питьевой воды.
Программа ЮНЕП по наблюдению за землей (UNEP Earth-Watch programme). Создана в 1973 г. на основании решений Стокгольмской конференции 1972 г. Цель – скоординировать, гармонизировать, способствовать развитию функций мониторинга состояния ОС органами и спец. учреждениями ООН для целей глобальной оценки.
Международная справочная система источников информации по окружающей среде (МСС ИНФОТЕРРА). Преобразована в 1992 г. из существовавшей с 1972 г. Международной ссылочной системы.
3. Международно-правовое регулирование экологических прав человека