Периодические встречи сторон

История развития международного экологического права.

История развития международного экологического права (далее – мэп) включает 4 основные периода.

1) 1839-1948 – предпринимаются разрозненные усилия на региональном и субрегиональном уровнях по защите отдельных объектов живой природы;

2) 1949 – 1972 г. – появляются многочисленные межправительственные организации (далее – мпо) и неправительственные организации (далее – нпо), связанные с охраной окружающей среды (далее – оос). проблемами начинают заниматься оон и ее специализированные учреждения.

3) 1972 – 1992 г. – проводится стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды 1972 г.; создается юнеп; углубляется сотрудничество по вопросам оос; формируются принципы мэп.

4) 1992 г. – по наст. время – акцент смещается на социоприродное развитие; активная кодификация; углубляется региональное сотрудничество; развиваются институциональные механизмы.

2. Кодификация международного экологического права.

Деятельность комиссии международного права ООН (далее – КМП ООН) кодификация осуществляется значительным числом институциональных органов и мпо. кмп оон разработаны: проект статей об ответственности государств за осуществление международных противоправных деяний 2001 г.; проект статей об ответственности мпо 2011 г.; проект статей о предотвращении трансграничного ущерба от опасных видов деятельности, не запрещенной международным правом 2001 г.; проект принципов о распределении убытков в случае причинения трансграничного ущерба в результате осуществления опасных видов деятельности 2006 г.

Понятие и классификация международных экологических правоотношений

Международные экологические правоотношения – правоотношения, связанные с эксплуатацией, использованием и охраной окружающей среды. международные экологические правоотношения классифицируются:

1. от вида воздействия на природную среду (по внесению в среду обитания загрязняющих веществ или инородных тел; связанные с физическим воздействием в виде электромагнитных колебаний, шумов, вибрации; вызванные рациональным природопользованием; вызванные нерациональным природопользованием, избегать которого требует и национальное и международное право);

2. по компоненту природной среды как объекту воздействия (отношения по использованию и охране морской и иной водной среды; растительного мира; животного мира; атмосферы; космического пространства и т.д.);

3. по содержанию (правоотношения по определению юридического статуса и

правового режима компонентов природной среды; по установлению правового

режима экологических систем, природных объектов; по наблюдению за состоянием

ОС; по использованию природных ресурсов; по воспроизводству природных

ресурсов; по ООС; по предотвращению стихийных бедствий и устранению их

последствий и иные);

4. по статусу (находящиеся под национальной юрисдикцией и контролем;

разделяемые природные объекты (ресурсы); международные природные объекты;

отнесенные к общему наследию человечества).

МЭП как самостоятельная отрасль международного права.

Международное экологическое право - совокупность международно-правовых

принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного

права по поводу охраны окружающей среды, рационального природопользования,

обеспечения экологической безопасности и соблюдения экологических прав

человека.

МЭП является самостоятельной отраслью международного публичного права,

поскольку: регулирует специфический круг общественных отношений;

специфические субъекты; специфический объект; специфические нормы,

регулирующие отношения; крупная общественная значимость; обширный объем

нормативно-правового материала; наличие самостоятельный принципов.

 

2. Международные контрольные механизмы в области охраны окружающей среды

Периодические встречи сторон.

Проводятся в разных формах:

периодическое совещание сторон; дополнительно создание комиссии из представителей сторон как постоянно действующего органа; создание комиссии с контрольными и квази-судебными функциями, формируемой независимо от правительств государств.

Функции Совещания сторон: наблюдает за выполнением соответствующего международного договора; создает рабочие группы для рассмотрения вопросов, связанных с выполнением и развитием соответствующего международного договора; определяет форму и периодичность предоставления государствами информации, докладов; рассматривает научные, технические, технологические административные рекомендации в соответствующей области;

рассматривает и принимает, поправки, протоколы, приложения к международному

договору, поправки к протоколам и приложениям; устанавливает контакты с

исполнительными органами других конвенций.

2) Общий контроль и предоставление отчетов. Цели: узнать насколько

эффективно работает международный договор, как и настолько государства выполняют принятые на себя обязательства.

Формы: обмен информацией в рамках постоянно действующего органа или совещания сторон; предоставление отчетов; мониторинг выполнения международных обязательств по соответствующему международному договору.

3) Научные исследования и установление фактов. Проводятся вспомогательным органом, созданным в рамках самого международного договора, или международным научно-исследовательским центром. Состав – представители правительств, компетентные в соответствующей отрасли знаний, иногда – независимые эксперты.

4) Инспекции на местах осуществляются МПО, институциональным органом, государствами. Свойственны для отдельных международных договоров или отдельных направлений сотрудничества. Бывают обязательные, по просьбе государств, взаимные.

5) Процедура «невыполнения » направлена на обеспечение выполнения договорных обязательств. Впервые использована в 1990 г. на основании ст. 8 Монреальского протокола 1987 г. Вопрос о невыполнении подается на совещание государств-участников Секретариатом, другим государством, самим государством, которое не может выполнить. Меры, применяемые к государству-нарушителю

варьируются от предоставления необходимой помощи до приостановления в отношении государства действия конвенции.

6) Мониторинг. Осуществляется на различных уровнях: глобальном, региональном, национальном, локальном.

Глобальные системы мониторинга:

Глобальная система экологического мониторинга/ программа по воде (Global

Environment Monitoring System GEMS/ Water). Участвуют > 100 стран. Создана в 1974 г. Занимается вопросами питьевой воды.

Программа ЮНЕП по наблюдению за землей (UNEP Earth-Watch programme). Создана в 1973 г. на основании решений Стокгольмской конференции 1972 г. Цель – скоординировать, гармонизировать, способствовать развитию функций мониторинга состояния ОС органами и спец. учреждениями ООН для целей глобальной оценки.

Международная справочная система источников информации по окружающей среде (МСС ИНФОТЕРРА). Преобразована в 1992 г. из существовавшей с 1972 г. Международной ссылочной системы.

 

3. Международно-правовое регулирование экологических прав человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: