Знаки препинания при обособленных определениях

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Технологическая карта комбинированного занятия № 43

 

Название учебной дисциплины: Русский язык

 

Специальность: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело.

Курс: І

 

Тема занятия: Знаки препинания при обособленных определениях

Количество часов: 2

Тип занятия:закрепление знаний и умений  

Цели занятия

1. Образовательные цели:

Студент должен знать:

– понятие обособления;

– условия обособления определений;

– роль обособленных определений в речи;

– синтаксическая роль обособленных определений.

Студент должен уметь:

– находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо обособлять;

– обосновывать условия выбора знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

– находить и исправлять пунктуационные ошибки;

– строить предложения заданной синтаксической конструкции.

 

2. Развивающие цели:

– развитие интеллектуальных, творческих и аналитических способностей личности;

– расширение кругозора в области русского языка;

– развитие познавательного интереса;

– развитие навыков выступления, умения вести дискуссии, работать в группе.

3. Воспитательные цели:

– формирование нравственной культуры;

– воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей;

– развивать необходимость дальнейшего совершенствования и расширения знаний по русскому языку;

– воспитывать любов к родному языку;

– развивать самостоятельность и последовательность мышления.

 

Уровень освоения знаний: 2

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию

Основная:

 

1. Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11классы: учебник для общеобразовательных организаций заведений: базовый уровень [Текст] / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.

2. Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография и пунктуация [Текст] / Д. Э. Розенталь. – М.: ЭКСМО, 2015. – 288 с.

3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: учеб. Пособие [Текст] / Е.Д. Ващенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 349 с.

 

Дополнительная:

 

1. Антонова Е. С. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО [Текст] / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Академия, 2017. – 409 с.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: Академия, 2017. – 188 с.

3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-методический комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО / Электронное учебное издание, формат CD/DVD-диск, 2016.

4. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО – М.: Академия, 2015. – 224 с.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. 25000 слов. – Санкт-Петербург: АСТ, 2014. – 736 с.

6. Попова Т.В., Зайкова Е.С. Морфемно-словообразовательный словарь русского языка (5-11 классы). – М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА, 2015. – 272 с.

 

 

 Интернет-ресурсы:

 

1. ЕХМ (Экзамены. Нормативные документы) //http://www.gramota.ru/.

2. Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме //http://www.ruscorpora.ru/.

3. Словари.ру //http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050.

4. Пособия //http://www.posobie.ru.

 

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Знаки препинания при обособленных определениях

Обособленные определения

 

1. Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в с середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного или субстантивированного слова, например: Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (Чехов); Бледный свет, похожий на чуть разбавленную синькой воду, заливал восточную часть горизонта (Паустовский); Стоят и те трое, хмурые все (Горький).

Примечание. Не обособляются распространенные определения:

     а) стоящие перед определяемым существительным (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения, см. ниже, п. 6), например: Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты (Л. Толстой); Я пришёл через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами (Булгаков);

     б) стоящие после определяемого существительного, если последнее само по себе в данном предложении не выражает нужного смысла и нуждается в определении, например: Это была улыбка необыкновенно добрая, широкая и мягкая, как у разбуженного ребёнка (Чехов);

     в) связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, в состав которого они входят, например: Луна взошла багровая и хмурая, точно больная (Чехов); Даже берёзы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной истоме (Мамин-Сибиряк); Листва из-под ног выходит плотно слежалая, серая (Пришвин);

     г) выраженные сложной формой сравнительной или превосходной степени имени прилагательного, поскольку такие формы не образуют оборота и выступают в функции неделимого члена предложения, например: Гость наблюдал с настороженностью куда более убедительной, чем радушие, проявленное хозяином; Автор предложил вариант более короткий; Публикуются сообщения самые срочные. Ср. (при наличии оборота): В кружке самом близком к невесте были её две сестры (Л. Толстой).

   

 2. Причастия и прилагательные с зависимыми словами, стоящие после н е о п р е д е л е н н о г о местоимения, обычно не обособляются, так как образуют одно целое с предшествующим местоимением, например: Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду (Лермонтов). Но если смысловая связь между местоимением и следующим за ним определением менее тесная и при чтении после местоимения делается пауза, то обособление возможно, например: И кто-то, вспотевший и задыхающийся, бегает из магазина в магазин… (В. Панова) (обособлены два одиночных определения, см. ниже, п. 4).

3. О п р е д е л и т е л ь н ы е, у к а з а т е л ь н ы е и п р и т я ж а т е л ь н ы е местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота, тесно примыкая к нему, например: Все опубликованные в книге фактические данные были автором проверены; Песня звучит призывно для всех замученных неволей; В этом забытом людьми уголке я отдыхал всё лето; Ваши написанные от руки строки с трудом можно было прочитать. Ср.: Всё смеющееся, весёлое, отмеченное печатью юмора, было ему мало доступно (Короленко).

  

4. Обособляются два или больше одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если последнему предшествует еще одно определение, например: …Любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память… (Тургенев); …Длинные облака, красные и лиловые, сторожили его (солнца) покой… (Чехов).

  

5. Обособляется одиночное (нераспространенное) определение:

     1) если несет на себе значительную смысловую нагрузку и по значению может быть приравнено к придаточному предложению, например: На крик его явился смотритель, заспанный (Тургенев);

     2) если имеет добавочное обстоятельственное значение, например: Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться, а я Рудину исповедовался во всём (Тургенев) (ср.: «если он влюблён»);

     3) если определение оторвано в тексте от определяемого существительного, например: Глаза смыкались и, полузакрытые, тоже улыбались (Тургенев);

     4) если определение имеет уточняющее значение, например: И минут через пять лил уже сильный дождь, обложной (Чехов).

    

   6. Обособляются распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временнóе), например: Сопровождаемый офицером, комендант вошёл в дом (Пушкин); Оглушённый ударом грузовского кулака, Буланин сначала зашатался на месте ничего не понимая (Куприн).

 

   7. Обособляется распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова), например: И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота… (Шолохов); Распластанные на траве, сушились заслуженные рубахи и штаны… (В. Панова).

 

8. Обособляются определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения, например: Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал (Чехов); Он повернулся и ушёл, а я, растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи (Паустовский).

    

9. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогом), обособляются, если подчеркивается выражаемое ими значение, например: Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару (Л. Толстой).

 

Обычно обособляются подобные несогласованные определения:

     а) если относятся к собственному имени, например: Саша Бережнова, в шёлковом платье, в чепце на затылке и шали, сидела на диване (Гончаров);

     б) если относятся к личному местоимению, например: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствует этого (Л. Толстой);

     в) если отделены от определяемого слова какими-нибудь другими членами предложения, например: После десерта все двинулись к буфету, где, в чёрном платье, с чёрной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на неё (Гончаров).

     г) если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями, например: Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой (Тургенев).

10. Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного (часто определяемому существительному предшествует согласованное определение), например: Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда (Тургенев).

    

11. Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова «а именно», например: …Я шёл к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро! (Чехов).

    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: