Письменная работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

По опекунским делам рязанского именья князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреевич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.

Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что, проезжая мимо воды, хотелось купаться.

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинаковые, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из-за деревьев он услыхал женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в жёлтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что-то кричала, но, узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.

Князю Андрею вдруг стало отчего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной — верно, глупой, — но весёлой и счастливой жизнью. «Чему она так рада? О чём она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чём она думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.

Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажёг её. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко.

Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, чёрных с одной и серебристо- освещённых с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за чёрными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвёздном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

— Только ещё один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

— Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.

— Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...

Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

— Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье её платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и её свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

— Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!

— Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони:

— Ведь второй час.

— Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

— Ах, Боже мой! Боже мой! Что же это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно.

«И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к её говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

На другой день, простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его.

 «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он?» — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и всё это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Ответьте письменно на вопросы:

1.    С каким настроением едет А. Болконский в Отрадное?

2.    Каким предстает перед ним дуб в первую встречу? Чем он в этот момент близок князю Андрею?

3.    Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

4.    Что поразило князя Андрея лунной ночью?

5.    Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

6.    Каким предстает дуб во 2-ой встрече с князем Андреем? Чем он помог князю?

7.    Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?

8.    Каково место данного эпизода в изображении жизненного пути Андрея Болконского?

9.    О какой «жизненно важной, новой истине», открывшейся герою, идет речь? Найдите ответ на этот вопрос в тексте эпизода.

 

Андрей Болконский в Отрадном

Появление Андрея Болконского в Отрадном – один из переломных моментов жизни главного героя. Обманутый своими надеждами, герой считает, что его жизнь больше не имеет смысла, однако ночь в Отрадном полностью меняет мировоззрение персонажа.

По пути в имение

По дороге в Отрадное князь Андрей видит дуб, который одиноко стоял в лесу. Он не был похож на другие деревья, потому что казалось, что он один не был рад весне. Дуб был уродлив среди «улыбающихся берез».

Л. Н. Толстой использует прием переноса свойств природных явлений на характеристику героя. Князь Андрей сравнивается с этим старым болезненным дубом, который совершенно ничему не был рад.

Анализ эпизода очень важен для понимания тех внутренних переживаний, которые испытывал Андрей Болконский. Когда герой ехал в Отрадное для встречи с князем Ростовым, он чувствовал себя подавлено. После встречи с дубом персонаж, разочарованный в своих действиях, убедился, что его жизнь кончена.

 

Ночь в Отрадном

Безысходные рассуждения князя Андрея сменяются, после того как он случайно услышал то, как любуется природой Наташа Ростова.

Ночь описывается автором с любовью и восхищением: она была «свежая и неподвижно-светлая». Среди всех красот природы взгляд Андрея Болконского остановился на «светлом, почти беззвездном весеннем небе».

В это время он услышал разговор Наташи и Сони. Наташа Ростова до слез умилялась природе, восхищалась тем, что она видит прямо сейчас: «Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!… Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

Услышанное Андреем Болконским сильно повлияло на героя: в этот момент «в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». Князь не мог понять, что же именно он чувствует, настолько на него повлияли впечатления девушки, находящейся этажом выше.

Отъезд из имения

Утром следующего же дня князь Андрей уезжает из Отрадного, на пути вновь встречая дуб, с которым он был «согласен» ранее. Теперь этот дуб не отличался своим уродством. Герой любовался «преображенным» дубом. Он вдруг ощутил «беспричинное весеннее чувство радости» и обновления своей души: «Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей».

Роль Отрадного в жизни Болконского

Поездка Болконского в Отрадное стала переворотным событием в жизни героя. Разочарованный в своем существовании князь Андрей, считавший, что жизнь его кончена, понимает, что он ошибся.

«Девочка, взволнованная красотою ночи», смогла расшевелить душу князя Андрея. Он смог посмотреть на жизнь совершенно по-другому. Теперь Болконский готов был продолжать свой жизненный путь. Ночная сцена стала толчком для своеобразного возрождения героя. Лунный свет, который «ворвался» в комнату Болконского, стал и жизненным светом героя.

Значение данного эпизода не только в том, что Андрей Болконский поменял свое мнение относительно собственной жизни, но и в том, что именно здесь соединились души двух центральных персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» – князя Андрея и Наташи Ростовой.

Эмоционально противопоставленные друг другу, герои оказываются близки. Князь Андрей, разочарованный в жизни, и Наташа Ростова, довольная своей «веселой и счастливой жизнью», смогли найти красоту в природном явлении.

Близость героев обусловлена тем, что и князь Андрей, и Наташа Ростова являются любимыми героями Л. Н. Толстого.

1.Князь Андрей едет в Отрадное по делам. Перед нами разочарованный в жизни человек, решивший тихо и спокойно доживать свою жизнь, ничего более не желая.

От чего отказался князь? От любви, счастья, интересных дел…

В плохом настроении Болконский подъезжает к Отрадному. Ничто его не радует.

Толстой использует прием антитезы, которая прослеживается с начала и до конца главы, помогая ярче отобразить характеры и внутреннее состояние князя и юной Ростовой.

2,6 Болконский и дуб

Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Война и мир» показал, как меняется мировоззрение Андрея Болконского, главного героя романа-эпопеи. Для полного раскрытия образа важен эпизод «Болконский и дуб».

Момент встречи

Когда Андрей Болконский едет в имение Отрадное, он видит старый дуб. Встреча Андрея Болконского и дуба происходит в тяжелые моменты жизни главного героя: разочаровавшись в Наполеоне, в войне и в себе самом, он не видит смысла своего существования. Внутренний монолог, который произносит князь Андрей, позволяет герою задуматься над собственной жизнью и изменить свои взгляды на нее.

 

Описание дуба

Князь Андрей видел перед собой огромный, в два обхвата дуб. Однако суки и кора его были обломаны, потому что дерево было довольно старым. На коре были «старые болячки».

Дуб в романе олицетворяется: как человек, дерево имеет пальцы и руки, которые были «огромными», «неуклюже, несимметрично растопыренными», «корявыми».

Дуб стоял на краю дороги, что подчеркивает его одиночество. Он один был «старым, сердитым и презрительным уродом» среди «улыбающихся» берез. Несмотря на то что под дубом были цветы и трава, он все равно стоял «хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно». Только дуб, который видел Андрей Болконский, не хотел «подчиняться обаянию весны». Он не видел ни эту весну, ни солнце. Дуб будто бы говорил, что все это – «глупый бессмысленный обман» и что он не верит этим надеждам и обманам.

Однако при следующей встрече князя Андрея с этим же дубом он был без корявых пальцев и без болячек. Наоборот, через кору пробивались «сочные, молодые листья». В нем не было видно «старого горя и недоверия».

Психологический параллелизм

Дуб в романе «Война и мир» является символом. Л. Н. Толстой с помощью этого образа передал внутренние переживания Андрея Болконского, его состояние на определенный момент. Сравнивая героя с природой, писатель показал то, что чувствовал и переживал персонаж.

Данный эпизод является лирическим отступлением, позволяющим остановить действие в романе. Для Л. Н. Толстого было важным показать те переживания, которые испытывал князь Андрей в момент душевного кризиса. Разговор с дубом помогает читателю облегчить восприятие того, что происходит в душе Андрея Болконского.

Именно судьба старого дуба сравнима с жизнью Андрея Болконского. Жизнь для него кончена – так думал главный герой. Для него «весна, и любовь, и счастье» – «глупый и бессмысленный обман».

Душа героя была, как кора дерева, покрыта «старыми болячками».

Жизнь князя Андрея не сулила ему счастья. Поэтому он приходит к «успокоительному и безнадежному» выводу: «Пускай молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!». Центральный персонаж понимает, что он обязан быть похожим на дуб: он «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Однако Л. Н. Толстой показал, что герой был неправ в своих убеждениях, что жизнь его продолжается, несмотря на все трудности и жизненные невзгоды. Писатель, как и при первой встрече с дубом, показывает состояние князя Андрея через его описание: он «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени». Андрей Болконский, как дуб, раскрывает себя для радостной и счастливой жизни. Он осознает, что жизнь его не кончена.

Анализ двух противоположных описаний дуба важен для понимания состояния центрального персонажа в разные периоды жизни.

 

3,4 Толстой с глубоким мастерством передает внутреннее состояние героя.

а) Какой изобразительный прием использует автор, чтобы показать, что Андрею все-таки не спрятаться от жизни? Метафору. Лунный свет ворвался в комнату. И нет ему преграды. Какая экспрессия! Читаем предложение из текста.

б) И в этот момент князь слышит разговор девушек. И ведь слушает, не закрывает с досадой окно! Значит, ему интересно!

Читаем диалог по ролям. Сравниваем мировосприятие Сони и Наташи.

IV. Изображение лунной ночи как средство раскрытия внутреннего мира героев.

1. Наташа любуется красотой, которую создают свет и тени. Таинственная красота! В этом небольшом отрывке очень много эпитетов. Находим их.

а) Деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны. Большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом.

Листья и стебли серебристые.

Полная луна на светлом небе.

Под деревьями сочная, мокрая, кудрявая растительность.

Оттенки черного, белого и серебристого цветов создают романтическую красоту.

Наташа не может наглядеться. От полноты чувств в голосе ее звенят слезы. Ночь кажется ей волшебной, необыкновенной. Такой никогда ранее не было.

2. Андрей тоже любуется прекрасной ночью. Но он видит реальную картину: ночь свежая, светлая. Под окном деревья. Вдали блестит росой крыша. На небе полная луна.

Читаем текст.

Князь облокотился на окно, и глаза его остановились на небе. Андрея притягивает небо как символ непостижимости тайны жизни. А еще ему интересно слушать разговор. Он боится даже пошевелиться, чтобы не выдать своего присутствия. Значит, восторги Наташи не оставили его равнодушным. Он поглощен прежде всего ею. Его очаровала эта непосредственная девушка, такая искренняя в проявлении своих эмоций.

Читаем текст.

Наташа, восхищенная красотой лунной ночи, готова полететь. Она ощущает себя бесконечно счастливой, раскрепощенной внутренне. Девушка находится в полной гармонии с окружающим миром.

Андрей неожиданно для себя ощутил в душе “путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни”. Только недавно он был внутренне опустошенным, казалось, ничто больше не тронет его душу…И вдруг… Восторженная девушка заставила князя посмотреть на мир по-иному, Андрей уже думает о ней, боится, что она скажет что-нибудь нелестное о нем. Во внутренних монологах Андрея преобладают вопросительные предложения, которые подчеркивают его душевную тревогу, неуравновешенность. Лишь в конце главы появляются восклицательные. Читаем.

Под влиянием неиссякаемой энергии очаровательной Ростовой Болконский вновь возвращается к жизни. В нем просыпается желание жить полноценной жизнью, любить, быть нужным людям. Мы понимаем, что кризис души миновал. Поэтому князь неожиданно для себя крепко уснул. Бессонницы как не бывало! Так бывает, когда уходит долго мучившая боль.

Автор любуется искренностью Наташи, ее богатым внутренним миром. Ведь сущность Наташи – любовь. Любовь к людям, к окружающему миру. В ее речах встречается 12 восклицательных предложений. Читаем.

Они передают эмоциональность девушки, высокий накал ее чувств, настроений.

Мастерство Толстого в обрисовке характеров героев помогло нам понять, почему обновление души князя Андрея начинается именно под влиянием Наташи. Ее непосредственность растопила внутренний холод души молодого князя. Он понял, что жизнь не кончена.

 

II. Работа с текстом

1. Противопоставление князя Андрея и Наташи.

Время, место, пространство играют огромную роль в раскрытии мировосприятия героев.

а) Весенний день. Середина мая, но лес уже весь оделся. Все цветет, зеленеет. Жарко. Пыльно. Хочется купаться.

Вот бегут девушки смеются, кричат. Внимание князя Андрея привлекает тоненькая девушка в желтом платье с белым носовым платком на голове. Волосы у нее распустились. Она кричит, хохочет, бежит впереди всех. Ей просто хорошо! Это Наташа Ростова. Она совсем не думает о том, как она выглядит. Читаем текст.

б) Цветовая гамма (желтый и белый цвет на фоне зеленой листвы) вызывает ощущение радости.

в) Противопоставляются чувства героев. Наташе радостно – Андрею больно. Почему? Читаем его первый внутренний монолог.

2. Андрей проводит целый день в Отрадном. Вокруг него – старшее поколение. Казалось бы, все хорошо. Почему же день кажется князю скучным? Почему он несколько раз поглядывает в сторону Наташи, которая среди молодежи так весела и счастлива?

Читаем второй внутренний монолог Болконского.

Вновь мысленно князь Андрей пытается понять ее, объяснить себе причину ее веселья и радости. Риторические вопросы помогают нам понять внутреннее состояние князя Болконского. Читаем, объясняем.

Наташа притягивает внимание Андрея своей беспричинной радостью, молодостью. Там, где она, всегда смех, веселье. И Андрею хочется быть рядом с ней. Но он не может заставить себя подойти к девушке, так как не обладает открытостью характера, привык сдерживать свои чувства. Он даже несколько холодноват.

III. Поведение Андрея в комнате.

1. Почему же молодой человек остался ночевать в Отрадном? Может втайне надеялся на следующий день вновь встретить эту прелестную девушку, что завладела его мыслями? А пока он досадует. Досадует на графа Ростова, который заставил его остаться. Досадует на себя, что остался. Он не может найти себе места. Не может заснуть. Читаем текст.

Однако нам понятно, что такой решительный, волевой человек ни за что бы не остался ночевать в Отрадном, если бы сам не хотел этого… Но он даже себе не признается в этом, словно боится чего-то…

Читаем текст. Обращаем внимание на построение предложений: они короткие, но в них четко расписаны действия князя. Мы чувствуем его внутреннее беспокойство, которое мешает молодому человеку заснуть. Значит, покоя в душе его нет.

Задание 1. Каково место данного эпизода в изображении жизненного пути Андрея Болконского?

Задание 2. О какой «жизненно важной, новой истине», открывшейся герою, идет речь? Найдите ответ на этот вопрос в тексте эпизода.

Задание 3. Какие русские писатели близки Л.Толстому в изображении духовных поисков героев? (Свой ответ аргументируйте)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: