Функции полезности. Количественная и порядковая полезность

Условие равновесия потребителя

Покупатели распределяют свои потребности и спрос на рынке по порядку. Каждый раз, приобретая товар, они стремятся удовлетворить самые необходимые на текущий момент потребности, самые неотложные. При этом покупатель всегда имеет в виду, что у каждого товара своя цена, поэтому на приобретение товаров с одной и той же полезностью могут иногда затрачиваться разные суммы денег, или, наоборот, на одну и ту же сумму денег могут приобретаться товары с разной полезностью.

Не подлежит сомнению тот факт, что потребитель стремится максимизировать полезность приобретаемых им товаров, то есть он стремится получить на каждый затраченный рубль как можно больше пользы, которая оценивается им субъективно. Поэтому, принимая решение о покупке, потребитель сравнивает полезности товаров с учётом той суммы денег, которую за это нужно заплатить, иначе говоря, покупатель «взвешивает» полезности. Так, если один килограмм апельсинов стоит 30 руб., а ананасов – 90 руб., то, выбирая, какой продукт ему купить, покупатель сравнивает предельную полезность ананасов с утроенной предельной полезностью апельсинов.

Взвешенная предельная полезность получается путём деления предельной полезности товара на его цену (MU/Р).

Каждый потребитель расширяет свои потребности до тех пор, пока предельные полезности не станут одинаково взвешенными. Иначе можно сказать, что последний рубль, затраченный на покупку масла, должен представлять такую же полезность, что и последний рубль, затраченный на покупку хлеба, сыра или какого-либо другого товара. В итоге для каждого товара возникает равенство предельных полезностей в расчете на затраченный рубль.

Условие равновесия потребителя выражается формулой:

MUi – предельная полезность товара i;
Рi – цена i-го товара.

 

Функции полезности. Количественная и порядковая полезность

Полезность – это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согласился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура полезностей, но и потребности, для удовлетворения которых на рынке осуществляются процессы купли-продажи. В рамках маржиналистской теории существуют два основных подхода к измерению полезности: количественный и ординалистский.

Количественный подход, иначе кардиналистский. Представителями данной теории полезности являются У. Джеванс, К. Менгер и Л. Вальрас. Они предположили, что полезность благ может быть измерена количественно в неких абсолютных единицах, называемых ютилями (или утилями). Таким образом, общая полезность от потребления набора благ есть функция от полезностей отдельных товаров и благ:

С одной стороны данный метод, казалось бы, позволяет достаточно легко и быстро определить полезность любого товара или его единицы. Ведь крайне удобно выразить полезность через конкретные величины – посредством этого можно легко сравнить полезности по всем наборам благ и выделить оптимальную величину потребления.

Однако количественный подход имеет несколько значительных недостатков, которые не позволяют использовать его в качестве стандартного и экономически верного. Дело в том, что невозможно ранжировать все вещи, товары и услуги по величине полезности. Ютиль – это нестандартная единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать, чему он равен и как устанавливается, т. е. отсутствует сам механизм соотнесения. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность.

Кроме того, как можно рассчитывать общую полезность благ, если она сама по себе различается по всем общественным группам и на уровне индивида. То, что может быть удобно одному человеку, что полностью удовлетворяет его потребности, не может быть применимо к другим. Дело в том, что потребности носят различный характер, дифференцированную структуру и удовлетворяются каждым экономическим субъектом по-разному.

Порядковый подход, или ординалистский. Основными идеологами данной концепции являются итальянский ученый Вильфредо Парето, Джон Ричард Хикс, ученик Дж. М. Кейнса и русский экономист Е. Слуцкий. Здесь полезность представляет собой функцию от набора из двух благ и подразумевает их попарное сравнение:

где X и Y – сравнимые товары.

На базе этого, основными принципами данного подхода являются следующие:

1) выбор потребителя зависит только от качества, количества и цены товаров и услуг, т. е. воздействие любых внешних эффектов полностью исключается. Это соответственно противоречит теории о том, что определяющим фактором потребления является величина дохода. Таким образом, мы видим, насколько противоположны взгляды рассматриваемых нами подходов;

2) потребитель способен упорядочить все возможные комбинации благ;

3) потребительское предпочтение носит транзитивный характер. Например, если полезность товара А больше полезности товара В, а В – больше С, то покупатель, осуществляя свой выбор, предпочтет благу С благо А. Соответственно, если полезность А = В, аВ = С, тоА=С. Это значит, что полезности двух благ (А и С) совпадают, следовательно, потребителю все равно какое благо выбрать, ведь самое главное – то, чтобы потребность была удовлетворена;

4) потребитель всегда предпочитает больший набор благ меньшему.




double arrow
Сейчас читают про: