Сны — один из приёмов психологического анализа

Во сне символически передаётся душевное состояние героя в моменты сильных потрясений.

Первый сон

После первого сражения на «германской» Мелехов часто переживал во сне свою первую схватку (даже ощущал конвульсию в правой руке, в которой держал пику). Его «совесть убивала» за человека, убитого им в этом бою. Этот повторяющийся сон говорит о внутреннем конфликте героя между воинским долгом и человечностью.

Второй сон

На той же «германской» Григорий увидел другой сон. Снилась «бескрайняя», «выжженная», пустынная, «ужасающе тихая» степь, по которой он шёл не слыша своих шагов (символ отчуждения от всего родного), и от этого ощущал страх. Во сне отражается желание героя вернуться к исконным ценностям.

Третий сон

Этот сон Григорий видит накануне Верхнедонского восстания. Он о несбыточ­ной мечте — о счастье с Аксиньей. Но даже во сне герой понимает, что это лишь сон. Мечта сталкивается с явью: проснувшись, он слышит, как ведут «мертвяков» и «тифозных».

Четвёртый сон

Повторяющийся сон (знак особого душевного волнения). Григорию снится, что при наступлении красных казаки обращаются в бегство, не слушая его. Сам он, выстрелив, промахивается в красноармейца, который бежит легко, почти не касаясь ногами земли (символ преобладающей силы врага). У Григория заело затвор винтовки, он тоже бежит, но его догоняют, и он просыпается от силь­ного страха. Сон оказался вещим — напророчил поражение в бою с красными.

Пятый сон

Демобилизовавшись из армии Будённого, Григорий видит сон: пока он затяги­вал подпруги у седла, полк пошёл в атаку без него. Герой чувствует «стыд и ужас» — так символически показана его душевная усталость и неготовность к дальнейшей борьбе.

Шестой сон

Этот сон Мелехов видит, скрываясь от красных в Слащёвской дубраве. «Ему часто снились дети, Аксинья, мать и все остальные близкие, кого уже не было в живых. Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном». Когда жизнь кажется сном, это означает, что и проблемы, и интересы отходят от человека. Из персонажей сна в живых остался только сын Мишатка. Остаётся надежда, что привязанность к сыну будет началом воскресения героя.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ

Судьба казачки — традиционная судьба русской женщины

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыно­вей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два типа женщин: образ матери, храни­тельницы очага (Ильинична и Наталья) и образ прекрасной грешницы, неистово ищущей своего счастья (Аксинья и Дарья). Две женщины сопутствуют главному герою: Наталья и Аксинья. Обе самозабвенно любят его, но они во всём противоположны.

Аксинья

Любовь — необходимая потребность её существования. Неистовство Ак­синьи в любви подчёркнуто описанием ее «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», и поэтому она яростно защищает свою любовь. Самозабвен­ная любовь к Гришке — смысл её существования, ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в ее любви к Григорию появля­ется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ стано­вится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь ее оборвалась, когда она была счастлива, — смертельно раненная случайной пулей, она умерла на руках у Григория.

Наталья

Наталья — воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нрав­ственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой — это заставляет героиню наложить на себя руки. Тяжелее всего Григорию будет пережить то, что перед смертью жена «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней мину­ты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: