Введение.
Главная задача оратора – донести до слушателей информацию. Для этого его словесное представление должно соответствовать нормам:
· Четкое начало. Первая фраза должна собрать внимание и заинтересовать слушателей, поэтому ее готовят заранее и точно запоминают.
· Создание и поддержание легкого напряжения в течение всего выступления. Для этого намеренно сталкивают 2 противоположных мнения или ведут спор с воображаемым оппонентом.
· Дозированная эмоциональность. Монотонная речь не улавливается аудиторией, но и чрезмерная темпераментность не внушает доверия к выступающему. Для удержания внимания не поражают своим драматическим талантом, а подбирают факты, которые воздействуют на чувства слушателей.
· Лаконичность. Краткие выступления лучше воспринимаются и запоминаются.
· Диалог со слушателями. В выступление обязательно включают вопросы к аудитории (риторические и реальные), оратор может требовать ответов на них.
· Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи. Рассказать о важных вещах простым понятным языком без труднопроизносимых терминов – высший пилотаж в ораторском искусстве.
· Установление и удержание взаимосвязи со слушателями. Оратор обязательно следит за реакцией аудитории и по мере необходимости корректирует способы подачи информации.
· Ясность идеи выступления. Главную мысль четко формулируют и повторяют несколько раз для лучшего восприятия.
· Четкое окончание речи. Как и начальные, так и завершающие фразы формулируют заранее, произносят эмоционально, четко и многозначительно, чтобы слушатели поняли – это завершение речи.
Правила подготовки и основные приемы.
Опытные ораторы при подготовке выступления соблюдают определенные каноны:
1. Ответственно относятся к определению темы: она должна быть конкретной, не подразумевать большого количества информации, базироваться на опыте из жизни рассказчика или на требованиях заказчика либо соответствовать тематическому плану и учебной программе (для учителей и преподавателей).
2. Продумывают и формулируют название, точно выражающее суть выступления. В заголовке используют понятные слова, избегают сложных терминов и длинных предложений.
3. Определяют цели выступления для выступающего и для слушателей, которые прямо или косвенно доводятся до аудитории.
Чаще всего речи произносят с целью:
-информировать;
-сформировать мнение;
-изменить точку зрения;
-оказать воздействие на сознание людей и побудить к действию.
Подбирают, изучают и анализирует информацию из:
-официальных источников,
-научной и научно-популярной литературы,
-справочной литературы,
- статистических данных,
-публицистики,
-интернет-ресурсов.
Работают над содержимым речи:
-составляют план,
-отбирают материал,
-подбирают стиль речи,
-композиционно и логически выстраивают части выступления,
-трудятся над написанием полного текста,
-записывают тезисы и конспект сообщения (некоторые докладчики используют рассыпные или карточные конспекты).
Составление и использование плана
Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:
-продуманный способ зацепить публику;
-вводную часть, очерчивающую некую проблему, понятную и близкую слушателям;
-краткий перечень основных идей выступления;
-основную часть, содержащую не более 3-4 ключевых моментов, чтобы не перегружать аудиторию информацией;
-заключительную часть, в которой делаются четкие и значимые выводы по всему выступлению.
План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей. Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.
Начать подготовку публичного выступления необходимо с выработки установки на достижение цели. Вы должны определить насколько это выступление важно для Вас, для Вашего авторитета.
Подготовка лекции или любого публичного выступления содержит следующие позиции:
· - МЫСЛИ. У выступающего должны быть собственные соображения по теме выступления. Только пересказ информации авторитетных авторов воспринимается слушателями тяжело. Выступать рекомендуется только в том случае, если есть что сказать и оратор хорошо знает свой предмет.
· - СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ. Иногда выступающему кажется, что ссылки на собственный опыт не очень убедительны и автор ссылается на общепринятые авторитеты в данной области. Но оратор не учитывает, что дистанция между этим авторитетом и слушателями может быть настолько велика, что слушатели себя с этим авторитетом никак не ассоциируют. Ссылка на собственный опыт более эффективна, так как выступающий в этом случае воспринимается как человек из среды слушателей и его опыт в этом случае усваивается быстрее.
· - КОНКРЕТИКА. Если выступающий говорит о каких-то общих проблемах, он должен их иллюстрировать конкретными примерами из жизни. Общие положения проблемы должны замыкаться на конкретные вопросы жизнедеятельности.
· - ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ. Иногда необходимо, чтобы выступление длилось определенное время, например лекция или занятия по пожарной безопасности. Если у выступающего подготовлено сообщение строго соответствующее временным параметрам, то такой выступающий рискует оказаться в неловком положении, если он что-то расскажет чуть быстрее, чем он запланировал или что-то забудет сказать. В связи с этим возникает необходимость иметь избыточную информацию по теме выступления.
· - УПРАЖНЕНИЯ. Выступать публично, так же, как и ездить на велосипеде, ездить на автомобиле можно научиться только постоянно тренируясь в этом деле. Тренироваться можно, занимаясь любым делом, которое не требует концентрации внимания. При этом необходимо проговаривать текст выступления в уме, подбирать примеры из жизни и окружающей действительности.
Вывод.
Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию.
Именно поэтому подготовка к публичному выступлению носит очень важный характер, так как именно она играет определяющую роль в ходе всего выступления.
Источники:
https://srazu.pro/socializacia/publichnoe-vystuplenie.html
https://oratoris.ru/publichnoe-vystuplenie/
https://studwood.ru/1868251/psihologiya/osobennosti_podgotovki_provedeniya_publichnogo_vystupleniya
https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/akterskoe-masterstvo/podgotovka-k-publichnomu-vystupleniyu.html