Логопедический практикум. Постановка голоса и выработка чтения

Практическая работа № 2,3

по дисциплине

Студентки гр. ЗСДО-16(Л)

Дробот Е.П.

 

г. Симферополь, 2020


 

 

 

1. Заполнить таблицу: «Компоненты интонации (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой)»:

Компонент интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании.

 

2. Составить комплекс упражнений и провести их на себе или других людях (в условиях домашнего времяпрепровождения):

*Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).

Упражнение «Лошадка - 1».

Щелчок - пауза, щелчок – пауза, щелчок – пауза.

Упражнение «Оскал».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Вытягиваем губы «рупором» при сомкнутых зубах. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнение «Верблюд».

Выполняя круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережевывание пищи верблюдом.

*Упражнения на развитие контролируемого дыхания.

Упражнение «Спущенная шина».

Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук [с], имитируя звук проколотой шины велосипеда.

Упражнение «Самовар».

Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести в несколько приёмов, имитируя звук пыхтящего самовара «пых» - «пых» - «пых»…

*Упражнения на развитие дикции (скороговорки).

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

На дворе – трава, на траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора!

*Упражнения на изменения высоты, громкости и темпа речи в зависимости от ситуации общения и содержания высказывания.

 «Гудок паровоза»

Цель: развитие силы голоса

Рекомендуемый возраст: 6-7 лет

Описание: Изобразить голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произнести очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

 «Произнеси правильно»

Цель: развитие темпа речи

Рекомендованный возраст: 6 лет.

Описание: Детям предлагается произнести следующие предложения в нужном темпе:

Как медленно вертится колесо!

Помогите, человек тонет!

Как долго тянется зима!

Скорей бежим домой!

3. Из пособия А.И. Сергеевой «Практикум по постановке голоса» провести на себе в определенной последовательности артикуляционно-мимическую гимнастику для мышц щёк, лба, губ, языка, активизации мышц шеи и самомассаж. Ответьте на вопросы:

*Сформулируйте цель комплекса упражнений артикуляционно-мимической гимнастики.

Создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого нёба, мимических мышц.

*Какие рекомендации необходимо соблюдать при выполнении артикуляционно-мимической гимнастики?

• выполнять упражнения только перед зеркалом;

• избегать сопутствующих движений (работает только группа

мышц);

• выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.

*Укажите, какие процессы активизируются при проведении самомассажа.

Активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную систему и другие системы организма, улучшая тонус мышц всего тела.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: