Организация оказания образовательных услуг. Предпринимательство. Конкуренция

С точки зрения предпринимательской деятельности мало кто признает существование понятия "образовательная услуга" в коммерческой сфере, оперируя уже ушедшим в прошлое пониманием о том, что только государство является монополистом в образовательном секторе. Однако наиболее остро встал вопрос о государственно-частном партнерстве к началу XXI в., поскольку образовавшаяся "демографическая яма" начала отражаться в том числе и на сфере частного образования. Главной проблемой является "недобор" абитуриентов на бюджетные места государственных учреждений, не говоря уже о частных. Требования негосударственных учреждений уравнять их права с государственными высшими учебными заведениями имеют свою логику и обоснование. К частным вузам предъявляются те же требования, что и к государственным, они выполняют важную социальную функцию, платят налоги. Развитие законодательства об образовании (в проекте нового закона) развивается по принципу сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Негосударственные образовательные учреждения, принадлежащие отдельным лицам (частные) или общественным и религиозным организациям и объединениям, - это учебные заведения и воспитательные учреждения. Негосударственные образовательные учреждения создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Платная образовательная деятельность рассматривается как предпринимательская, если доход от нее полностью не идет на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса данного учреждения (в том числе на заработную плату). Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и учащегося регулируются договором, определяющим уровень получаемого образования, сроки обучения, размер платы за обучение и др.

Конкурентами на рынке образовательных услуг могут выступать: государственные вузы и негосударственные вузы, организации и промышленные предприятия с развитой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; консалтинговые фирмы, организующие помимо консультационной деятельности учебные курсы.

Сегодня перед большинством высших учебных заведений страны встаёт множество проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям. В вузах проводятся разработки практических рекомендаций, связанных с деятельностью в условиях конкуренции, касающиеся маркетинговых исследований в учреждении, ценообразования, целевой подготовки специалистов и многое другое.

В экономическом и социальном развитии высшее образование рассматривается как немаловажный фактор. Человеческие знания и способности принимать решения в быстро меняющихся экономических условиях становятся главной ценностью общества. И именно конкуренция стимулирует высшее образование двигаться к качественно новому витку развития.

Высшим учебным заведениям следует заниматься оценкой уровня конкурентоспособности и разрабатывать стратегии её повышения на основе данной оценки. Для этого необходим постоянный мониторинг вузом внешней среды в области содержания и структуры образовательных услуг. Данный мониторинг — база повышения конкурентоспособности. Эта работа осуществляется на основе стратегического управления вузом. Вузы, которые смогут ее правильно и своевременно организовать в перспективе будут конкурентоспособны на рынке образовательных услуг.

Многие высшие учебные заведения стараются вводить систему дополнительного образования для студентов и абитуриентов. Предоставление широкого выбора образовательных услуг не только повышает конкурентоспособность выпускника данного вуза, но и является источником дохода для учебного заведения. Цены на образовательные услуги формируются под влиянием рынка, действующих на этом рынке конкурентов, а также величины платежеспособного спроса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: