Схема психолого-педагогического анализа занятия

Группа

Специальность

Преподаватель

Дата

1. Анализ деятельности педагога. Информационная функцияпреподавателя

 

1.1 Объяснение материала (точность; логичность; умение выделить главное; доступность; опора на прежний опыт учащихся; связь с другими предметами, практикой)

   

1.2. Умение прогнозировать усвоение информа­ции учащимися (да; нет)

   

2. Перцептивная (лат. perceptio — восприятие) функция преподавателя

 

2.1. Умение воспринимать психические состоя­ния учащихся (активное состояние; утомле­ние; тревогу; неуверенность; раздражитель­ность; апатию)

   

3. Коммуникативная функция преподавателя

 

3.1. Проявление общения (педагогический такт; выразительность речи; мимика; умение устанавливать контакт со всей группой)

   

4. Организаторская функция педагога

 
4.1. Организация преподавателем собственной деятельности на протяжении всего урока.

 

 

4.2. Организация индивидуальной и познава­тельной коллективной деятельности учащих­ся, поддержание дисциплины на всех этапах занятия.

   

5. Функция контроля

 

5.1. Способы контроля усвоения информации учащимися

   

5.2. Объективность оценок, даваемых учителем

   

5.3. Своевременность оценок, даваемых учите­лем

   

5.4. Разнообразие форм оценок

   

5.5. Особенности самоконтроля учителя

   

6. Анализ деятельности учащихся. Организация внимания учащихся

 

6.1. Достаточно ли быстро(1 — 2 мин; до 5 мин) учитель овладел вниманием класса?

 

6.2. Какие приемы и средства использовал учитель для привлечения и сосредоточения внимания учащихся?

 

6.3. Были ли на уроке невнимательные учени­ки (процент невнимательных учащихся)

 

6.4. Причины невнимательности

 

6.5. На какой минуте урока наступает пониже­ние уровня внимательности?

 

7. Организация учителем восприятия учебного материала

7.1. Какими средствами и приемами (логиче­ская структура изложения; смысловое расчле­нение; выделение основных положений; практическая значимость; наглядность) учитель активизировал восприятие?

 

8. Активизация памяти учеников

8.1. Чем стимулировалось запоминание мате­риала (наглядные средства; опорные сигна­лы; использование образов; сравнений; последовательность, логичность изложения; эмоциональность)

 

8.2. Что сделал педагог, чтобы учебный мате­риал был удобен для восприятия?

 

9. Активизация мышления учащихся

9.1. Как педагог организовал мышление уча­щихся и чем стимулировал его творческий характер (проблемное изложение; поста­новка вопросов учащимися; поиск учащими­ся противоречий в изложенном материале)

 

9.2. Какие приемы умственной деятельности использовали учащиеся на уроке (анализ; сравнение; выделение существенных призна­ков; обобщение; классификация; вывод)

   

9.3. Какие качества ума формировались на уроке (самостоятельность; критичность; гибкость; быстрота мысли; глубина ума; широта ума)

   

9.4. Какие качества ума проявлялись на уроке? (самостоятельность; критичность; гибкость; быстрота мысли; глубина ума; широта ума)

   

10. Организация воображения

 

10.1. Были ли на уроке ситуации, требовавшие активизации воображения? (да; нет)

   

10.2. Какой вид воображения проявлялся на уро­ке? (воссоздающее; творческое)

   

10.3. Как учитель стимулировал проявление творческого воображения?

   

11. Отношение учащихся к уроку

 

11.1. Характер отношений (положительный; отрицательный; безразличный; заинтересо­ванный)

   

11.2. Устойчивость отношения учеников к уроку (на этапах урока)

   
       

Беседа с преподавателем (аналитический план)

Анализу урока должна предшествовать беседа с преподавателем (чей урок анализируется), во время которой тактично просят высказать соб­ственное мнение о своем уроке:

- дать характеристику группы;

- указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данной группы; охарактеризовать место темы в общей системе уроков и тем;

- охарактеризовать триединую дидактическую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения занятия (а не просто заявить: считаю, что урок цели достиг);

- кратко охарактеризовать использованные в ходе урока методы обуче­ния, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставив это с полученным результатом — качеством знаний учащихся;

- выделить наиболее удачные и неудавшиеся места занятия;

- дать общий вывод по уроку, его оценку.

Общие выводы о взаимодействии педагога и учащихся

1.  Результаты усвоения знаний (уровень усвоения), способов, при­емов умственной деятельности.

2.  Организация преподавателем обратной связи с учащимися (когда и
с какой целью).

3.  Учет педагогом возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся на занятии.

4.  Социально-психологический климат урока; анализ отношений между
учащимися и между учащимися и преподавателем.

5.  Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного
урока.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: