Практическое занятие №6
Тестирование с последующим анализом ответов: «Коммуникабельны ли вы? Любят ли вас люди?»
Количество часов: 1
Цель: Закрепить основные теоретические знания по теме. Выявить уровень собственной коммуникативности.
Основные понятия: три стороны общения, коммуникация, перцепция, интеракция.
Подготовка к занятию:
1. Ознакомиться с рекомендуемой литературой.
2. Выписать в тетрадь определение основных понятий.
Ход занятия
Тест «Коммуникабельны ли вы» (по В.Ф. Ряховскому).
Инструкция:
Предлагается 16 вопросов, на которые следует ответить одной из трех альтернатив: «да», «нет», «иногда».
1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
|
|
5. Любите ли делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?
7. Верите ли, что существует проблема «отцов и детей, что людям разных поколений трудно понимать Друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам долг?
9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет вы не принимаете?
14. Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли промолчать и не вступить в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Как вам удобно излагать свою точку зрения (мнение, оценку): в письменном виде или в устной форме?
|
|
Ключ:
Да — 2 очка. Иногда — 1 очко. Нет — 0. Подсчитайте сумму набранных вами очков.
Результат:
30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но в вашей власти изменить эти особенности характера. При увлеченности вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
15—28 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы. Стоит лишь захотеть.
14—18 очков. Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без нежелательных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, неуместные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9—13 очков. Вы весьма общительны, порой, быть может, даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новым людьми. Вам нравится быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает — так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.
4—8 очков. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относите к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами. Все в ваших руках.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, ввязываетесь в дело, которое не имеет к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще всюду — трудно с вами. Да, вам бы поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье: такой стиль жизни не проходит бесследно.
Тест «Любят ли вас люди?»
Инструкция: внимательно прочитайте предложенные вопросы. Отметьте знаком + те утверждения, с которыми согласны.
1. Надо помнить, что почти весь день меня оценивают окружающие.
2. Надо быть уверенным в себе, чтобы обсуждать с друзьями свои печения независимо от того, интересно ли это кому-либо.
- Самое лучшее — сохранить достоинство даже тогда, когда силен Соблазн поступить иначе.
- Если человек заметил ошибки в речи собеседника, почему бы его не поправить?
- С незнакомыми людьми надо быть остроумным и контактным, чтобы произвести на них впечатление.
- Если вас знакомят с человеком и вы не расслышали имя, то нужно попросить повторить его.
- Чтобы вас уважали, не позволяйте шутить над собой.
8. Нужно быть настороже, а то другие начнут подшучивать над вами и выставлять посмешищем.
|
|
9. Если собеседник остроумен, то нужно быть или на том же уровне, или постараться выйти из разговора.
10. Всегда следует стараться соответствовать настроению компании, в которой находишься.
11. Нужно всегда помогать своим друзьям, потому что и мне может понадобиться их помощь.
12. Не стоит оказывать людям слишком много услуг, потому что редко кто оценит их по достоинству.
13. Лучше, если другие зависят от меня, чем я от других.
14. Настоящий друг старается помогать друзьям.
15. Надо демонстрировать свои лучшие качества, чтобы их оценили по достоинству.
16. Если в компании пытаются рассказать старый анекдот, то нужно остановить рассказчика.
17. Если рассказывают старый анекдот, то вежливый человек должен от души посмеяться.
18.- Если друг приглашает вас в гости, а вы собрались в кино, то лучше сказать, что у вас болит голова, чем назвать истинную причину
19. Настоящий друг требует, чтобы близкие всегда поступали в его интересах.
20. Не надо упрямо и настойчиво отстаивать свою правоту, когда слышишь противоположное мнение.
Дешифратор: За каждый ответ, который совпадает с правильным, начисляйте себе по 5 баллов. Правильные ответы: «да» — 6, 13, 14, 20; «нет» — все остальные.
Ключ:
85-100 баллов Вы любимы окружающими.
75-80 баллов Вас любят, но изредка вас отказываются пони-
мать.
65-70 баллов Вас просто терпят в своем обществе.
Менее 60 баллов. Ваши дела плохи. Оцените свое поведение с позиции постороннего человека. Займитесь психологией общения. Учитель обязан уважать не только себя, но и окружающих.
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,1998. - С.93-110.
|
|
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Р/нД.,1997. - 736 с.
3. Самыгин С.Н., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Р/нД.,1997. - С.309-420.