Задание №2. 2 группа ( Визгалина, Камышникова, Каюкова, Сметков, Решетникова)

Практическое занятие 1. Для ОБ-ИО- 31

Тема: Государство и политическая власть

Задание №1. Выбрать 2 конституции из предлагаемых стран: США, Китай, ФРГ, Франция, Испания и заполнить таблицу.

Государство Форма правления Раздел конституции (статья)
Франция Полупрезидентская республика. К характерным признакам полупрезидентской (смешанной) республики относятся следующее. 1. Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один и два тура. Статья 6. «Президент Республики избирается на пять лет всеобщими прямыми выборами…» Статья 7. «Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов» 2. Президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим. Статья 5. «Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов публичной власти, а также преемственность государства. Он является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.» Статья 15. «Президент Республики является главнокомандующим вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.» 3. В Полупрезидентской (смешанной) республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. Статья 8. «Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение им его обязанностей по представлению последним заявления об отставке Правительства.» Статья 20. «Правительство определяет и проводит политику Нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы. Оно несет ответственность перед Парламентом в соответствии с условиями и процедурами, предусмотренными в статьях 49 и 50.» Статья 21. «Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением положений статьи 13 он осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности.» Статья 24. «Парламент принимает законы. Он контролирует деятельность Правительства.» Статья 38. «Правительство может для выполнения своей программы просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем ордонансов меры, которые обычно относятся к сфере законодательства.»
США Президентская республика. Черты президентской республики: 1. Президент, и парламент непосредственно избираются наро­дом; СтатьяII. Отдел1.у «…избираемым на тот же срок, избирается таким способом: «...каждый штат назначает в порядке, указанном его зако­нодательным собранием, избирателей, в одинаковом числе с сенаторами и представителями, каких он имеет право посы­лать в конгресс; но ни один сенатор или представитель, или лицо, занимающее какую-либо должность в Соединенных Штатах, не может быть назначено таким избирателем. Избиратели собираются в своих соответственных штатах и подают голоса путем баллотировки за двух лиц, из ко­торых, по крайней мере, одно не должно быть жителем одного с ним штата. Они составляют список баллотировавшихся с показанием числа голосов, поданных за каждого; список этот за их удостоверением и подписью пересылается в запечатан­ном конверте в местопребывание правительства Соединенных Штатов, на имя председателя сената. Председатель сената, в присутствии сената и палаты представителей, должен вскрыть удостоверенный список, после чего подсчитываются голоса. Тот, кто получил наибольшее число голосов, должен быть президен­том, если такое число составляет большинство всех назначенных избирателей;» 2.Роль в управлении страной принадлежит президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти; СтатьяII. Отдел1.   «Исполнительная власть принадлежит президенту Соединенных Штатов Америки.» Отдел2 «Президент есть главнокомандующий армии и флота Соединенных Штатов и милиции отдельных штатов, когда она вызвана на действительную службу Соединенных Штатов; он может требовать от главных должностных лиц по каж­дому исполнительному отделу..» Отдел3. «.. он следит за точным исполнением законов и назначает всех должностных лиц Соединенных Штатов.» 3.Президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответсвтеность несет перед президентом), а пар­ламент не может сместить министров, если они не допустили наруше­ния закона; СтатьяII Отдел4.   «Президент, вице-президент и все должностные лица на службе Соединенных Штатов удаляются от должности при обвинении и по приговору в измене, взяточничестве и дру­гих тяжелых преступлениях и проступках.» 4.Президент обладает правом отлагательного вето в отноше­нии принимаемых парламентом законов. Статья I. Отдел 7. Всякое предписание, резолюция или голосование, требующее участия сената и палаты представителей (кроме вопросов об отсрочке заседаний), представляется президенту Соединенных Шта­тов; прежде чем таковые войдут в силу, они должны быть [355]одобрены им, а в случае неодобрения — должны вторично пройти большинством двух третей голосов сенат и палату предста­вителей, согласно правилам и ограничениям, указанным для биллей.  

  

Задание №2. 2 группа (Визгалина, Камышникова, Каюкова, Сметков, Решетникова)

Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.

Период в истории России Характеристика государственного аппарата того периода Результативность реформ по данному вопросу
Правление Ивана III Великий князь в конце XV в. уже больше не именуется князем московским, появляется новый титул - государь всея Руси.Великий князь обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Права главы государства распространялись на издание законов, международные отношения, сбор налогов, судебные разбирательства, распоряжение землей, чеканку монет. Боярская дума - высший орган государственной администрации. В состав Боярской думы входят потомки удельных князей и представители знатных фамилий Москвы и других городов. Принципы формирования Боярской думы: с одной стороны сословный, с другой - в зависимости от личных качеств. Если человек не был представителем аристократического рода, он не мог войти в Боярскую думу. Но и одно только знатное родство без личных заслуг не являлось пропуском в Думу. В Боярской думе существовал принцип круговой поруки: если против одного из бояр выдвигалось обвинение, то остальные бояре ручались за него деньгами. Это позволяло боярам поддерживать друг друга и защищаться от произвола великого князя, а великий князь получал дополнительные гарантии верности. Функции Боярской думы: Государев двор - орган государственного управления, подчинявшийся непосредственно великому князю. Служители государева двора выполняли личные поручения государя. Часть российских регионов управлялась государем, часть - удельными князьями - ближайшими родственниками, получившие титул бояр.Удельные княжества не имели суверенитета, имели только экономическую автономию. В удельных княжествах существовали собственные боярские думы и княжеские дворы. Наместники великого князя также имели право распоряжаться доходами с подвластных территорий, но были обязаны выплачивать определенную сумму в государеву казну. Реформы Ивана III были направлены на централизацию государства. Частично это удалось сделать за счет того, что бывшие удельные князья в награду за отказ от автономии вознаграждались зачислением в состав московского боярства и даже сохраняли некоторые административные права в своих прежних владениях. Это подняло влияние бояр как аристократического класса, имевшего право законодательствовать вместе с великим князем в Боярской думе. И тем не менее, остались не решены многие противоречия, попытки устранить которые будут при правлении Ивана грозного: · великого князя не устраивала необходимость советоваться с боярами по всем основным вопросам, в том числе по вопросу о престолонаследии; · неродовитые служилые люди не получали повышения по службе; · неслужилые классы общества (купцы, городские жители) были недовольны тем, что боярская олигархия способствовала развитию коррупции; · родственники великого князя по женской линии не могли выдвинуться на ведущие государственные должности.
Правление Ивана Грозного Для проведения реформ Иваном Грозным были привлечены наиболее талантливые люди из различных сословий. Совет получил название «Избранная рада». С помощью этой «Избранной рады», как впоследствии назвал этот совет Курбский, царь провел ряд важнейших реформ (судебную, военную, земскую), в результате которых за короткий период государственное устройство России претерпело сильные изменения. «Избранная рада» определила также наступательную политику Русского государства в восточном и южном направлениях, где располагались Крымское, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, представлявшие серьезную угрозу безопасности страны. «Избранная рада» фактически стала первым правительством в России и временно оттеснила Боярскую думу от решения важнейших государственных задач. Неформальным главой «Избранной рады» стал Алексей Адашев. В 1547 г. Иван IV принял титул царя. Это позволило укрепить авторитет главы единого Русского государства. В 1550 г. состоялся первый Земский собор, который собрал представителей от всех регионов и сословий, Выдвижение представителей происходило от каждого города. На первый Земский собор представителей направляли воеводы. Первый Земский собор был призван укрепить власть царя против Боярской думы. Царь предложил несколько законов, которые были утверждены Земским собором, а не Боярской думой. Затем был создан Стоглавый собор. Он созвал представителей православной церкви, которые поддержали стремление царя укрепить свою власть.  Появились новые государственные учреждения - приказы, осуществлявшие отраслевое управление. · Земский приказ регулировал местное самоуправление в Москве. · Челобитный приказ собирал жалобы и судебные иски, направляемые лично царю. · Приказ иностранных дел (Посольская изба) отвечал за международную политику. Кроме того, Иваном Грозным была создана собственная администрация администрации - опричнина, в которую люди принимались без оглядки на происхождение. была направлена против пережитков феодальной раздробленности. Было уничтожено Старицкое княжество - последнее реальное удельное княжество на Руси. Низложение митрополита Филиппа оказалось шагом на пути лишения церкви ее относительной, самостоятельности, превращения из союзницы власти в ее служанку. Варварский разгром Новгорода окончательно уничтожил жалкие остатки республиканского строя в политическом устройстве этого города, которые уходили своими корнями в эпоху феодальной раздробленности. Через семь лет опричнина была упразднена. Централизация двинулась вперед, но стране пришлось заплатить за это несоразмерно высокую цену. Тяжелейший экономический кризис оказался ближайшим результатом опричнины. В результате реформ, проведенных Иваном Грозным, в государственном управлении возникло много противоречий: с одной стороны, более широкие слои населения получили возможность доступа государственной власти, с другой - царская власть превратилась в диктатуру, Реформы государственного управления, с одной стороны, способствовали централизации и были направлены против пережитков феодальной раздробленности, а с другой - способствовали резкому ухудшению экономического положения в стране, способствовали негативному отношению к власти. В результате в начале XVII в. в России начался период, именуемый Смутным временем. Возник кризис государственной власти, появилась опасность потери суверенитета.
Правление Петра I Боярская Дума. Начать с нее было действием действительно необходимым, по сути, к тому моменту она уже изжила себя, само боярство как привилегированный класс ушло в прошлое и практически не несло никакой политической нагрузки. В виду всего было принято решение об упразднении этого органа, что бы этот процесс прошел безболезненно было принято решение постепенно проводить этот процесс, для начала прекратились назначения на освободившиеся места. Следующим шагом стало опубликование документа от 1714 года, который уравнивал положение бояр и дворян в праве собственности, а Табель о рангах и вовсе стер все грани, отныне, что бы получить должность, не нужен был знатный род, Боярская дума прекратила свое существование. Сенат. Появление этого органа не было спонтанным. Все – таки круг помощников Петру I был необходим, сначала появляется Ближняя канцелярия, в которую вошли 20 его ближних сподвижников. Вскоре канцелярия была переименована в «Консилию министров». А вот в 1711 году свет увидел Сенат, который, по сути, объединил Канцелярию и Консилию. Сенат был коллегиальным органом, попасть туда можно было только по назначению императора, с начала там заседали девять представителей. К его компетенции относилось: - разработка новых законодательных актов; - контролирование системы местного судейства; - рассмотрение жалоб; - налоговый и финансовый контроль; - кредитные отношения; -контроль за работой на местах и др. Сенат мог издавать указы, который подлежали исполнению на всей территории России. Сенат контролировал власть на местах, при органе находились специальные люди, которые являлись представителями от каждой губернии, именно при помощи них Сенат получал сведения со всех уголков империи. С 1722 года Сенат получил новое название – «Правительствующий». Но столь широкие полномочия резко ущемляли царскую власть, поэтому вскоре Петр пересмотрел положения связанные с Сенатом и запретил издавать ему правовые указы.  Коллегии. Еще одно важное нововведение связано с появлением коллегий. Именно они пришли на смену устаревшим и несовершенным приказам. Коллегиальную систему управления царь фактически заимствовал у Европы. Именно там он впервые с ней познакомился. Процесс их появления относится к 1717 – 1726 года. Преимуществом данной реформы стало то, что коллегиальный принцип стал четко разграничивать сферы влияния органов управления. Всего коллегий было одиннадцать, у каждой свои заботы, например - штатс- коллегия ведала только денежными вопросами государства, мануфактур – только промышленностью, адмиралтейская – флотом соответственно. Во главе новой системы стоял президент, был так же вице – президент, до пяти советников и четыре асессора. Полный состав коллегии утверждался Сенатом. У каждой коллегии была своя направленность, мешать делам или указывать другой она не имела права. На первых парах у каждого органа был свой Устава, но позже Петр регламентировал действия каждой и издал «Генеральный регламент» для всех. Все вопросы внутри органа обсуждались совместно, коллегиально, отсюда и название.  Тайная канцелярия, еще один новый орган, появилась она в 1718 году, ее основная функция – сыск и суд, канцелярия работала вместе с Преображенским приказом, так как у него были схожие функции. Прокуратура, она появилась так же благодаря великому реформатору, первоначально выполняла общий надзор. Прокуроры имели право приостанавливать решение вынесенные судом.  Полиция, еще одно петровское новшество, это новый орган в системе государственного управления. Главная задача, которую ставили перед полицией - оберегать монархические традиции и крепостное право. В 1718 году в Петербурге была открыта Главная полиция. Чуть позже именно полиция стала ведать вопросами порядка в городе, а так же следила за городским потребным внешнем видом, например мощение улиц или осушение болот так же входило в ее обязанности. Чуть позже на полицию возложили судейские полномочия (назначение наказания). Синод. Помимо коллегий было решено изменить систему церковных учреждений. Петр учредил высший церковный орган управления – Синод. Для его правильного функционирования был разработан специальный регламент, опубликованный в 1721 году. Это нововведение было очень важно, так как Петру удалось внести церковь в цельный механизм работы государства.  Табель о рангах. Это новый законодательный документ, который произвел четкое разделение между военной и гражданской службой. Всего было предусмотрено 14 рангов. Как только человек достигал восьмого разряда, ему тут же присуждался титул потомственного дворянина. Получается, отныне не значило, знатен человек или нет, только его личные качества могли влиять на его продвижение. До момента вступления Петра на престол система государственного управления была очень неудобной, несовершенной и громоздкой, что едва ли справлялась с наведением порядка на территории России. Особенно остро это ощущалось после присоединения больших территорий в результате завоевательных походов, на местах практически отсутствовало должное управление, что не минуемо, могло привести к кризису. А те органы, которые кое – как ещё могли продолжать свою работу давно устарели, например приказы уже практически не справлялись со своими функциями, все вело к тому, что необходимо было данную систему коренным образом реформировать, за что и взялся новый император. Так как изменения стоило проводить в короткие сроки, и немедленно четко продуманного плана у самодержца не было, это сразу стало понятно, ведь многие преобразования были не до конца оформлены или носили половинчатый характер, но, несмотря на все Петр знал, что хотел и шел к своей цели. В процессе корректируя свои замыслы. Итоги проведенных реформ. 1) Построена четкая вертикаль органов власти, которые находятся в подчинение непосредственно у императора, то есть стали более существенно проявляться зачатки абсолютной власти самодержца. 2) Полностью обновлен административный аппарат. 3) Впервые решения принимаются сообща – коллегиально. 4) Боярские и дворянские роды отныне не имеют никакой политической силы. 5) Возросло количество чиновничьего аппарата. Итак, главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели. Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Дворцовые перевороты Во второй четверти XVIII в. в государственной системе страны произошел ряд изменений. 1725—1741 гг. После смерти Петра I роль Сената как централь­ного органа управления начинает снижаться. В феврале 1726 г. при Екатерине I (1725—1727) был учрежден Верховный тайный совет, отобравший ряд полномочий у Сената. Председателем Совета счи­талась сама императрица, а в числе семи его членов — два фавори­та: Александр Меншиков и Петр Толстой. Включен в состав Совета был и представитель родовитой аристократии князь Д.М. Голицын. Верховный тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий, а Верховный тайный совет стал высшим учреждением в государстве, ему были подчинены три первые коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел), а также Сенат. Последний потерял титул правительствующего и стал называться высоким. Верховный тайный совет приобретает законо­дательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным тайным советом. Организацией Верховного тайного совета и введением в его состав представителя аристократии Екатерина I пыталась, с одной стороны, уменьшить личное влияние Меншикова, а с другой — смягчить противоречия, существовавшие между новой и старой знатью. Надворные суды, так и всех лишних управителей и канцелярии и их конторы, камериров и земских комиссаров и прочих тому подобных вовсе отставить, а положить всю расправу и суд по-прежнему на гу­бернаторов и воевод, а от губернаторов апелляция в Юстиц-коллегию, чтоб подданным тем показано быть могло облегчение и вместо бы разных многих канцелярий и судей знали токмо одну канцелярию. После смерти Екатерины I в 1727 г. императором согласно ее завещанию был провозглашен внук Петра I — Петр II, а к Верхов­ному тайному совету перешли функции регента. Верховный тайный совет был попол­нен до восьми членов, в его подчинение переходят коллегии. Вер­ховный тайный совет превратился в представительство старой знати. Изменилось положение Верховно­го тайного совета. Двенадцатилетний Петр II вскоре объявил себя полноправным правителем, этим был положен конец регентству Верховного совета. После смерти Петра II в 1730 г. Совет отдает престол Анне Иоанновне, вдове герцога Курляндского, которая принимает составленные князем Дмитрием Голицыным условия, ограничивающие ее власть и оставляющие все управление в руках Верховного тайного совета. Используя раскол в дворянской среде, Анна Иоанновна (1730—1740) упразднила этот орган в 1730 г. и при­няла «самодержавство». В 1731 г. при ее дворе «для лучшего и порядочнейшего отправле­ния всех государственных дел» был учрежден Кабинет, состоявший из трех министров: А. Остермана, князя Черкасского, канцлера Г. И. Го­ловкина. но фактическая власть принадлежала фавориту императрицы Преемником императрицы стал сын дочери ее племянницы, трехмесячный Иван Антонович, причем регентом грудного ребенка была определена не мать. Распри между немцами ускорили падение их влияния при дворе. Во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I — Елизаветы (1709—1761), были арестова­ны маленький император и его родители, а также Миних, Остерман и другие влиятельные немцы. 1741—1761 гг. В именном указе императрицы Елизаветы от 12 декабря 1741 г. объявлялось, что восстанавливал значение Се­ната как высшего государственного органа и ликвидировал стоявший над ним Кабинет министров. Вместо последнего создавался просто Кабинет как личная императорская канцелярия, лишенная власт­ных полномочий.Сенат находился под контролем императрицы. В 1743 г. при императорском дворе была создана Конференция, которая получила функции упраздненного Кабинета. В работе Конфе­ренции участвовали руководители военного и дипломатического ве­домств, а также лица, специально приглашенные императрицей. Сенат продолжал играть важную роль. Были восстановлены Главный магист­рат, а также Мануфактур- и Берг-коллегии, слитые ранее с Коммерц- коллегией под тем предлогом, что «одно дело в разных руках обретается». При Петре I Россия становится империей, а Петр I — ее пер­вым императором; в России окончательно утвердился абсолютизм. Модернизация в области управления, проведенная великим ре­форматором России Петром I, привела к значительному расшире­нию роли государства и усилению его контрольных функций. При Петре I замена приказов коллегиями способствовала строгому рас­пределению сфер государственного управления. Тогда были разгра­ничены функции центрального и местного аппаратов управления, осуществлено разделение трех ветвей власти: законодательной, ис­полнительной и судебной. При Петре I церковь отделена от госу­дарства, она потеряла права политической автономии в 1721 г., ко­гда было упразднено патриаршество и учрежден Синод. Новый имперский статус России обусловил создание регулярной армии, комплектовавшейся за счет рекрутских наборов. В военных и граж­данских ведомствах Петр I ввел единообразие общегосударственных рангов чиновничьей иерархии, что позволило привлекать к государ­ственному управлению квалифицированных и образованных людей. При преемниках Петра I в условиях дворцовых переворотов и борьбы за власть государственные интересы отодвигались монархами на вто­рой план. Первоочередными были меры, усиливающие их самодержав­ную власть, поэтому допускались отступления от нововведений Петра I. При Екатерине I учрежден Верховный тайный совет с законодатель­ными полномочиями, лишивший некоторых функций Сенат. При Петре II Верховный тайный совет был расширен по составу. В 1730 г. этот орган был упразднен, а «самодержавство» приняла Анна Иоан­новна, которая исполнительную власть возложила на Кабинет, со­стоявший из трех министров, приближенных к императрице. Вступившая на престол в 1741 г. дочь Петра I — Елизавета — восстановила значение Сената как высшего государственного орга­на, ликвидировав стоявший над ним Кабинет министров; восстано­вила Главный магистрат, а также Мануфактур- и Берг-коллегии. Однако вопреки деяниям Петра I Елизавета отошла от курса на се­куляризацию церковных и монастырских земель, вернула монасты­рям право полного распоряжения их вотчинами.
Правление Екатерины Великой Указом 15 декабря 1763 г. была проведена реформа Сената. Эта реформа по замыслу Екатерины II и ее советников должна была улучшить работу высшего органа государственного управления, каким являлся Сенат со дня его основания, придать ему более определенные функции и организацию. Необходимость этой реформы объяснялась тем, что ко времени вступления на престол Екатерины II Сенат, много раз перестраивавшийся и менявший свои функции после смерти его основателя, превратился в учреждение, не отвечавшее своим высоким задачам. Неопределенность функций, равно как' и множество разнообразных дел, сосредоточенных в одном ведомстве, делали работу Сената малоэффективной. Одной из причин реорганизации Сената, по мнению Екатерины II, было то, что Сенат, присвоив себе много функций, подавлял самостоятельность подчиненных ему учреждений. На самом деле у Екатерины II была более веская причина, побуждавшая ее к реорганизации Сената. Как абсолютный монарх Екатерина II не могла мириться с самостоятельностью Сената, его претензиями на верховную власть в России, стремилась свести это учреждение к обычному бюрократическому ведомству, выполнявшему назначенные ему административные функции. В ходе осуществленной реорганизации Сенат был разделен на шесть департаментов, каждый из которых наделялся конкретными функциями в той или иной сфере государственного управления. Наиболее широкими функциями был наделен первый департамент, в ведении которого находились особо важные вопросы государственного управления и политики. К ним относились: обнародование законов, управление государственным имуществом и финансами, осуществление финансового контроля, управление промышленностью и торговлей, надзор за деятельностью сенатской Тайной экспедиции и Канцелярии конфискаций. Особенностью новой структуры Сената было то, что все вновь образованные департаменты становились самостоятельными подразделениями, решали дела собственной властью от имени Сената. Тем самым достигалась основная цель Екатерины II - ослабление и умаление роли Сената как высшего государственного учреждения. Стремясь ограничить самостоятельность Сената, Екатерина II существенно расширила функции генерал-прокурора Сената. Он осуществлял контроль и надзор за всеми действиями сенаторов и являлся личным доверенным Екатерины II, наделенным нравом ежедневных докладов императрице о всех решениях, принимаемых Сенатом. Генерал-прокурор не только лично руководил деятельностью первою департамента, являлся блюстителем законов и отвечал за состояние прокурорской системы, но и один только мог вносить предложения о рассмотрении дел на заседание Сената (раньше этим правом обладали все сенаторы). Одновременно с реформой Сената, сводившей этот высший орган в государстве на положение центрального административно-судебного учреждения, была усилена роль личной канцелярии при монархе, через которую устанавливалась связь императрицы с высшими и центральными государственными учреждениями. Желая управлять государством лично по примеру своего великого родителя, она учредила, кроме прочего, Кабинет Ее императорского величества во главе с И. А. Черкасовым, служившим в свое время в Кабинете Петра I. При Екатерине II это учреждение было преобразовано в Канцелярию статс-секретарей, назначаемых из проверенных и преданных престолу людей и оказывавших огромное, часто решающее влияние на формирование государственной политики. При Екатерине II в соответствии с отмеченными ранее представлениями императрицы о роли полиции в государстве усиливается полицейская регламентация различных сторон жизни общества, происходит полицеизация деятельности государственных учреждений. В общем русле этой политики следует рассматривать создание и деятельность сенатской Тайной экспедиции (октябрь 1762 г.), учрежденной вместо ликвидированной Петром III Тайной канцелярии и находившейся под личной опекой Екатерины II. Эта особая структура Сената, получившая статус самостоятельного государственного учреждения, ведала политическим розыском, рассматривала материалы следственных комиссий, созданных в период пугачевского восстания, через нее прошли все политические процессы времен екатерининского правления. Особое место в реформаторских планах Екатерины II первых лет ее царствования принадлежало созданию и деятельности Уложенной комиссии по составлению нового "Уложения". Комиссия работала не полных полтора года (1767-1768) и была распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. По своему значению это была уникальная для того времени попытка организованного правительством волеизъявления народа по основным вопросам жизни империи. Линия Екатерины II на усиление своей личной роли не только в высшем, но и центральном управлении воплотилась в изменении коллежской системы, где была принижена роль коллегиального начала, внедрялись принципы единоначалия. В результате реформы Сената в 1763 году этот высший орган государственного управления лишился законодательной функции, которая перешла лично к Екатерине II Итогом Губернской реформы 1775-1785 годов стало территорий на наместничества (губернии) и уезды по принципу численности налогооблагаемого населения (из 23 старых губерний к концу правления Екатерины II было выделено 51 новая). Часть судебных и административных должностей стали выборными, города — выделились в отдельную административную единицу В результате Полицейской реформы 1782 года произошло усиление полицейского надзора, регламентирование иерархии и функций полиции в городах. Создание Управ Благочиния. Разделение городов на части и кварталы. Итогом административных нововведений Городской реформы 1785 года стало введение выборных органов на уровне города — общегородской и шестигласной думы В царствование Екатерины II роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы управления стали решаться на местах.
Правление Александра I Министерства должны были управлять отдельными сферами,что отличало их от коллегий, принимавших распорядительные решения. В манифесте об учреждении Министерств указывалось: «Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра,коего Мы назначаем». [Манифест] Министр единолично принимал решения,руководил деятельностью Министерства, докладывал императору. Приобразовании Министерств ставилась задача четкого разграничения предметов ведения между ведомствами. В 1810 году было упразднено Министерство коммерции, образовано Главное управлениепутей сообщения. Структура Министерств включала Департаменты, Совет Министра, Общее Присутствие в каждом Департаменте, Канцелярия, а также в Министерствах могли быть свои установления. Существовала должность заместителя –Товарища Министра. Департамент возглавлялся директором, делился наОтделения. Отделения возглавлялись начальниками отделений, делились на Столы. Столы возглавлялись столоначальниками. Совет в Министерстве включал директоров Департаментов и Товарища Министра, собирался для рассмотрения общих вопросов, которые охватывали деятельность всего Министерства. Директора Департаментов назначались Государем попредставлению Министра. Чиновники по шестой класс назначались Министром,с седьмого класса – обычным порядком, установленным для Министерства. Все чиновники Министерств при вступлении на службу приводились к присяге. Военное Министерство приводило в исполнение государственное управление по предметам, относящимся к военно-сухопутным силам, в том числе: общий устав и строевое и хозяйственное устройство всех родов войск,пополнение войск всеми чинами, строевое образование и совершенствование войск, размещение войск, приготовление офицеров и других чинов, снабжение войск всеми предметами довольствия, вооружение войск и снабжение их боевыми припасами, попечение о здоровье войск, поддержание в войскахнравственности и дисциплины, преследование проступков и пр еступлений, принятие мер к защите государства и приготовления на случай войны,устройство и содержание технических заведений, крепостей. Министерство иностранных дел имело предметами ведения: политическиесношения с иностранными правительствами, покровительство в чужих краяхрусской торговле и вообще русским интересам, ходатайства о законной защите русских подданных по делам их за границей, содействие к удовлетворению законных требований иностранцев по делам их в России, дела церемониймейстерские. В МИДе хранилась государственная печать, прилагаемая к государственным актам, утвержденным Государем. В ведении МИДа в Петербурге и Москве находились государственные архивы, которые хранили государственные документы. За рубежом к ведению МИДа относились:посольства, миссии, консульства, агентства. Министерство Внутренних дел было одним из крупнейших ведомств центрального государственного аппарата и реализовывало внутреннюю политику государства. МВД должно было обеспечивать «повсеместное благосостояние народа, спокойствие, тишину и благоустроение всей империи».[Манифест] МВД управляло государственной промышленностью, кроме горной,строительством и содержанием государственных зданий, должно было обеспечивать поставки продовольствия и необходимых товаров. ПО вопросамобщественного призрения в введении МВД находились гражданскиегубернаторы, полицейские, казенные палаты. Назначение на должности вгубернское правление и казенную палату должно было согласовываться с МВД. Также МВД собирало статистику с губерний. МВД должно быловзаимо действовать с сословными организациями дворян, купцов, горожан. Всостав МВД были включены: Мануфактур-коллегия, Медицинская коллегия,Главная соляная контора, Главное почтовое управление, Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства. Министерство Просвещения стало первым органом государственного управления, осуществляющего политику в сфере образования на высшемтуровне. В 1811 году деятельность Министерств была закреплена в Манифесте об «Общем учреждении министерств», где определено число Министерств, их предметы ведения, структура, порядок работы и назначения на должности, права и обязанности должностных лиц и сотрудников. Манифест определял Министерства как верховную исполнительную власть, это означало, что они не имеют права вводить новые законы, но имеют власть понуждать подчиненные им ведомства и лица к исполнению законов и учреждений. В 1801-10 гг. образован Государственный совет – совещательный орган власти, в который входили высшие государственные сановники. Первым этапом в 1801 году была организация «Непременного» Совета, который от 30.03.1801 года определял положение и состав совета. Затем Непременный совет был преобразован в Государственный Совет В 1810 году был издан Манифест об Образовании Государственного совета. Участники Государственного совета назначались императором иливходили в него по должности (министры). В Государственном совете обсуждалось принятие новых законов и важнейшие государственные вопросы(объявление войны, заключение мира). Все законы должны были рассматриваться на Государственном совете, но сам Государственный совет не мог издавать законов, это была прерогатива только императора. Председательствовал в Государственном совете император, в его отсутствие –другой назначенный участник. В Государственном совете существовалидепартаменты. Проекты нормативных документов поступали вначале в департамент законов, затем на общее рассмотрение Государственного совета,затем на рассмотрение императора. Государственный совет включал:Государственную канцелярию, департаменты (законов, гражданских идуховных дел, военных дел, государственной экономии и др.) Александр I заявил о продолжении того курса управления, который проводился при Екатерине II. Вместе с тем, Александр I продолжал мероприятия Павла I,направленные на централизацию органов власти и совершенствование государственного аппарата, создание органов власти, с помощью которых можно было управлять большой территорией Российской империи. Органы высшей власти, основанные при Александре I, просуществовали более ста лет. а некоторые принципы организации государственного управления применяются и в настоящее время. Преобразования системы государственного управления в России при Александре I были проведены при участии таких государственных деятелей, как государственный секретарь М.М. Сперанский,Министр Внутренних дел В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, П.А. Строганов. В 1802 году учреждены новые органы отраслевого управления –Министерства. Недостатки министерской системы управления, замеченные еще и современниками введения этой системы, оказывались многочисленными и существенными, так что невольно возбуждается вопрос, почему же была введена эта система управления, почему не осталась система коллегиальная, во многих отношениях ее превосходившая. Русские государствоведы занимались уже этим вопросом. Так, Градовский полагал, что министерства введены ввиду необходимости «сколько-нибудь правильно распределить задачи управления, установить хоть какие-нибудь условия ответственности», кроме того, по его мнению, и пример западной Европы играл также не последнюю роль[3]. Весьма возможно, что, обращаясь к новой системе управления, правительство имело в виду вывести администрацию из того хаотического состояния, в котором она находилась; однако, очевидно, что указанные недостатки, как отсутствие правильного распределения задач управления и неудовлетворительная организация ответственности должностных лиц вовсе не обусловливаются сущностью коллегиальной системы. Если Градовский далее полагал, что для дальнейшего существования коллегиальной системы не доставало у нас двух условий: 1) общей и цельной системы администрации и 2) надлежащим образом организованного учреждения верховного контроля, то оба эти условия одинаково желательны для управления, все равно, коллегиальную или единоличную организацию имеют центральные учреждения. Если этих условий в конце прошлого века не было, то отсюда по-видимому можно вывести только то заключение, что правительство должно было стремиться к их созданию, а для этого не требовалось непременно прибегать к коренной ломке организации учреждений. Справедливость этого доказывается именно тем, что и после учреждения министерств сенат, в качестве контролирующего и регулирующего учреждения, ни сколько не выдвинулся вперед. Проф. Коркунов[4] объясняет замену коллегиальных органов министерскими лишь тем, что было признано необходимым обособить судебную функцию от административной, и что коллегиальные учреждения потому именно и существовали, что обе эти функции в них были слиты. Едва ли, однако, организацию учреждений можно объяснять всецело родом вверяемых им дел. Если действительно коллегиальная организация признается наиболее свойственной судебным учреждениям, то во 1) действительная жизнь показывает нам, что даже и судебная функция нередко вверяется единоличным органам, таков, напр. весьма распространенный институт мировых судей; во 2) ни откуда не следует, чтобы коллегиальное начало вовсе уже было бы несвойственно административным органам. Таким образом, судебная и административная функции могут быть разграничены не зависимо от организации учреждений. Проф. Коркунов полагает также, что «коллегиальная организация высших органов администрации могла удерживаться лишь пока деятельность администрации имела по преимуществу формальный, отрицательный (?), полицейский характер, пока роль ее сводилась, главным образом, к регламентации деятельности частных лиц, но когда государство взяло на себя положительное осуществление культурных задач общественной жизни, явилась настоятельная необходимость поставить в более живую и непосредственную связь администрацию с верховным управлением и для этого пришлось заменить коллегии единоличными органами»[5]. В этих соображениях прежде всего непонятно, почему формальная, отрицательная и полицейская деятельность государства требовала коллегиальной организации учреждений, а осуществление культурных задач требует единоличной организации; по-видимому можно было бы думать как раз обратное. Едва ли можно согласиться и с оценкой исторической деятельности государства. Стремление государства к осуществлению культурных задач общественной жизни обнаружилось несомненно ранее вступления на престол Александра I. Деятельность Петра I заслуживает в этом случае полного признания; а он именно и ввел у нас коллегиальную организацию центральных учреждений. Наконец, непонятно и то, почему установление непосредственной связи между администрацией и верховным управлением возможно только при помощи единоличных органов, и почему с коллегиальными установлениями верховное управление может сноситься только официально, давать им указания только формальными постановлениями и предписаниями. Если необходимы указания верховной власти, то роль докладчиков пред ней и посредников между нею и администрацией могла быт предоставлена и президентам коллегий, без присвоения, однако, им права единоличной деятельности. Вообще, обосновать и оправдать теоретически замену коллегий министерствами представляется весьма трудным. Но объяснить это явление исторически, конечно, возможно.
Правление Александра II Совет министров.2 (24) ноября 1861 г. в России был учреждён Совет министров как совещательный орган по общегосударственным делам. Неофициально Совет стал функционировать ещё с октября 1857 г., а первое его заседание состоялось 19 (31) декабря 1857 г. Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно. император александр земская реформа В состав Совета министров входили председатели Комитета министров и Государственного совета, министры и руководители главных управлений. Этот ближайший к императору государственный орган в основном рассматривал вносимые монархом вопросы. Ему же принадлежала инициатива созыва Совета министров. Впрочем, право постановки вопросов на обсуждение имели все члены Совета. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором. Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений. С 1863 г. число поступавших в Совет дел резко уменьшилось, он собирался всё реже, а после 11 (II3) декабря 188II г. заседания и вовсе прекратились. Государственный совет.В годы царствования Александра II поднялось значение Государственного совета, причем особенно велика его роль была в подготовке и проведении буржуазно-либеральный реформ 60-70 -х г.г. 19 века. Государственный совет сохранял статус высшего законосовещательного учреждения империи. По-прежнему право принятия окончательного решения закреплялось за общим собранием членов Совета. В структуре Государственного совета действовали 3 департамента: законов, гражданских и духовных дел, государственной экономии. Делопроизводство находилось в руках Государственной канцелярии во главе с государственным секретарем. Так же в Государственном совете создавались специальные комитеты и комиссии, разрабатывавшие различные законопроекты, которые затем поступали на обсуждение в департаменты и в общее собрание. Члены Государственного совета делились на II категории: имеющие дополнительное поручение присутствовать в одном из департаментов и присутствующие только в общем собрании. В компетенцию Государственного совета входили разнообразные вопросы. Он был выделен правом толкования законов и рассмотрения частных изменений в них (за исключением имеющих оборонное значение). До издания 1864г. Судебных уставов Государственный совет принимал решения по ряду судебных вопросов, входивших в компетенцию Сената как высшего апелляционной инстанции. Это происходило в тех случаях, когда в Сенате не было кворума в II/3 членов, или генерал-прокурор не соглашался с решением большинства, или сам Сенат ходатайствовал перед императором о пересмотре своих решений. В Государственном совете обсуждались так же финансовые вопросы,сметы министерств и главных управлений, дела об отчуждении части государственных доходов в частные руки. Сенат. Формально после Госсовета стоял Правительствующий Сенат. В ходе реформ он тоже активизировал свою деятельность по судебному разбирательству особо важных дел. В составе сената имелось 1II департаментов. Крестьянская, судебная, военная, университетская и другие реформы 60—70-х гг. стали уступкой ради сохранения, как короны, так и инициативы преобразований сверху, предотвращения их снизу, имели характер вынужденного компромисса охранительного консерватизма и консервативного либерализма, укрепили предпосылки для реформирования самодержавной системы государственного управления. Однако, реформа 1870 года послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, она закрепила систему органов городского общественного управления. Одним из результатов реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры. Но после реформы городского самоуправления у провинципальных городов возникла новая проблема — по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других гос.структур. Из-за этого они испытывали некоторые проблемы в решении городских проблем.
Правление Николая II С октября 1905 г. был издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором населению России предоставлялись гражданские свободы, неприкосновенность личности, законодательная власть передавалась Государственной думе. На выборы в первую Государственную думу были представлены более широкие слои населения, поэтому в ней было много депутатов от левых партий и движений. Государственная администрация не вмешивалась в предвыборную борьбу. Открытие первой Государственной думы состоялось в апреле 1906 г. Императором были подписаны новые законы, регламентирующие деятельность государственных органов власти и права и обязанности подданных. Эти законы определяли сущность государственного устройства и являлись аналогом Конституции. В соответствии с принятыми в 1906 г. законами полномочия органов государственного управления распределялись следующим образом. Законы Российской империи вступают в силу только после их одобрения императором, Государственным советом и Государственной думой. Верховная самодержавная власть в Российской империи принадлежала императору. Императору принадлежит право законодательной инициативы. Император имеет право делегировать власть подчиненным, государственным служащим Полномочия императора: объявление войны и мира, определение внутренней и внешней политики, командование вооруженными силами, денежная эмиссия, формирование Совета министров, устройство государственной службы, награждение орденами и титулами, распоряжение государственным имуществом, высшая судебная власть, помилование. Государственный совет и Государственная дума созываются императором. Император может заменять любых членов Государственного совета и распускать Государственную думу. Государственный совет наполовину назначался императором, наполовину избирался по социально-профессиональному признаку: 6 депутатов от духовенства, 34 - от земских собраний, 18 - от дворянских обществ, 6 - от академий и университетов, 12 - от купечества и промышленников, 6- от Царства Польского, 16 - от губерний, где не было земств. Полномочия Государственной думы сводились к трем направлениям: утерждение бюджета; право депутатского запроса утверждение отчета министров. Власть Государственной думы имела ряд существенных ограничений. Государственный совет мог отвергнуть любой закон, принятый Государственной думой. Император имел право издавать указы без одобрения Государственной думы. Совет министров осуществлял исполнительную власть в государстве. Премьер-министр назначался императором и формировал правительство. Совет министров и отдельные министерства могли издавать постановления, которые не должны противоречить законодательству. В законах 1906 г. впервые говорится о правах и обязанностях подданных Российской империи. Их можно сравнивать с, правами и обязанностями в советских и российской конституциях. Также необходимо отметить, что принципы абсолютизма, внедренные Петром I, исключаются из общественной жизни. Основных обязанностей у подданных Российской империи две: защита престола и Отечества, уплата налогов. Права подданных: невозможность преследования, ареста и суда не по закону, закон обратной силы не имеет, неприкосновенность жилища, свобода места жительства и занятия, приобретения имущества, выезда за границу, неприкосновенность собственности, свобода собраний, слова и печати, свобода образования обществ, свобода веры. В России отменена предварительная цензура, запрещено было печатать только призывы к восстанию, богохульство, оскорбление власти. Крестьяне и мещане получили свободу передвижения (ранее они могли менять место жительства только с разрешения полиции). Таким образом, в 1905 - 07 гг. была сформирована представительная монархия. Глава государства - император - имел по-прежнему широкие полномочия, однако при принятии решений необходимо было согласование с народными представителями. Выполнение решений возлагалось на Кабинет министров, который действовал автономно, не нуждаясь в постоянных указаниях главы государства. Итогом революции также стала либерализация всех сторон социальной

Таким образом, оценить реформы государственного аппарата России однозначно очень сложно. С одной стороны, в каждом из выделенных нами периода были определенные задачи и проблемы, решение которых требовали проведение государственных реформ. И хотя о результатах многих из них до сих пор идут споры: положительно ли они сказавались на российском обществе или нет, это доказывало их необходимость. Другую сторону вопроса можно представить цитатой Петра Аркадьевича Столыпина:„В России любят затевать реформы только потому, что так легче скрыть неумение править.“

 

Список используемой литературы:

1. Бондаренко, Е.Ю. История государственного управления в России. / Е. Ю. Бондаренко. Владивосток, 2001.

2. Ивановский В. Государственное право //Известия и ученые записки Казанского университета - №5 1895 года – №11 1896 года.

3. История России / под ред. Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов,, М.: ИНФРА * М – НОРМА -1997 год.

4. История государственного управления. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Омельченко. — 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016 — 256 с. — Серия: Бакалавр. Акаде-мический курс. Модуль

5. А.Н. Маркова, Ю.К. Федулов. История государственного управления в России: учебник для И90 студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.,2007. - 319 с..

6. Рой О. М.. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. — СПб.: Питер. — 336 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).. 2006

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: