История появления орнамента

Изучение и составление коми орнамента

Для народного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов. Исследователи отмечают близость геометрических узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси). Вероятно, близость мотивов орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой.

В научной литературе, посвященной изучению народного искусства коми, высказывается несколько точек зрения по поводу происхождения и развития различных композиций и вариантов геометрического орнамента у коми.

Ученые определяют пас как одну из ведущих основ орнамента финно-угорских народов и выделяет несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция. По их мнению, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив. Это утверждение не согласуется с традиционными представлениями, характерными для многих пародов, о том, что орнамент выполняет функцию оберега от нечистой силы.

Г.Н. Климова в монографии "Текстильный орнамент коми" рассматривает динамику развития геометрического орнамента коми на протяжении двух последних веков и приходит к выводу, что развитие его было обусловлено целым рядом факторов: материалаизготовления (глина, дерево, кожа, ткань); техническими способами его исполнения; влиянием других культурных традиций.

Автор выделяет несколько локальных вариантов геометрического орнамента коми, появление которых считает закономерным результатом тех исторических условий, в которых развивались различные этнографические группы коми. В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми выделяется три основных варианта: ижемский - с преобладанием так называемых семиричных бордюров; вашко-мезенский и среднесысольский - широкие бордюры и сетчатые узоры; верхневычегодский, для которого характерны особенности 1 и 2 групп узоров. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о распространении на территории коми различных вариантов диагонально-геометрического орнамента Г. Н. Климова явно преувеличивает роль внешнего влияния. Исследователь, в частности, отмечает, что одинаковые декоративные особенности не могли развиться самостоятельно у разных народов, а могли появиться только в результате связей населения. Это утверждение противоречит другому тезису автора о том, что законы развития орнаментальных композиций во многом обусловлены техникой их исполнения. Несмотря на наличие общих черт в геометрическом орнаменте населения Русского Севера, финно-угорских народов и даже тюркских народов, в большинстве случаев обнаруживаются существенные различия, которые проявляются в сочетании технологии, соотношении частей орнаментальных композиций и, наконец, в цветовой гамме.

Типология орнамента коми

В зависимости от мотивов выделяется несколько групп геометрического орнамента коми:

· Узоры из простых геометрических мотивов-точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональных линий, треугольников - представлены в большинстве видов техники.

· Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов характерны для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики.

В текстиле коми самыми многочисленными и разнообразными являются диагонально-геометрические узоры, в которых выделяются несколько основных композиций:

а) так называемые семиричные бордюры (прерывные и непрерывные);

б) сетчатые узоры;

в) узоры ассемметричного строения (путанка);

г) симметричные узоры, для которых характерно равенство узора и фона.

Большинство же вариантов диагонально-геометрического орнамента развилось на территории коми из знаков собственности - пасов, которые первоначально наносились на глиняные, берестяные и деревянные изделия, а впоследствии воспроизводились и в текстильном орнаменте коми.

Растительные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских, верхневычегодских, вымских и удорских коми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.

Растительные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для набойки-домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных набивочных досок. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны. Самая распространенная у коми набойка - синяя ткань с несложным растительным орнаментом белого или желтого цветов. Более сложная набойка изготовлялась с использованием нескольких набивочных досок и красок различных цветов: на одном отрезе ткани набивалось несколько разных по мотивам и цвету орнаментальных полос.

Исследователи народного искусства коми полагают, что растительный орнамент получил распространение на территории коми в конце XIX - начале XX веков вместе с техникой кружево плетения и изготовления набивочных тканей под влиянием русской культуры и не имеет местной специфики. Тем не менее народные мастера умело сочетали новшества с местными геометрическими орнаментальными традициями.(нередко в вышивке и кружевных изделиях коми встречаются геометрические орнаментальные мотивы).

В традиционном быту у коми орнаментом украшалась деревянная утварь, орудия труда, мебель, постройки, одежда. Орнамент коми чрезвычайно разнообразен по техническому воплощению: вязание, ткачество, тиснение на ткани, бересте, глине, коже, резьба по дереву и кости, роспись по дереву.

Краткая характеристика коми орнамента

Орнамент - слово латинское, означающее украшение. Это узор состоящий из ритмических элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

Одной из основных частей народного творчества коми-пермяков был орнамент. Им украшали различные бытовые предметы из дерева, ткани, меха. Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение. Привитие навыков начиналось с детства. Вместе с овладением способами выполнения того или иного изделия в детях развивалось чувство ритма, цветовой гармонии, соразмерности.

В орнаменте народа коми большей частью преобладают геометрические мотивы, уходящие своими корнями в глубокую древность, к истокам человеческой культуры. Среди них косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами, прямые и волнистые линии, косая сетка, шахматный узор. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток. Иногда геометрические элементы сочетаются с растительными мотивами.

 Значение коми пасов, составляющих орнамент

Слово пас означает знак, клеймо, тамга, тавро. Они ставятся на участках земли, на мешках, в которых возят зерновой хлеб для молотья, на деревьях в лесу, для обозначения направления пути, или участка того, чьи это путины; также на палочках или продолговатых дощечках, для разных хозяйственных расчетов; наконец, эти знаки ставятся на собственно пасах или бирках.

"Пас–календарь — говорит г. Савваитов — есть вершков около четырех в длину шестигранная палочка, в середине утолщенная и разделенная вырезкой на две равные части. Ребра этой палочки представляются зубчатыми, потому что на них сделаны вырезки; против некоторых вырезок на всех сторонах этой палочки вырезаны особенные знаки. Число вырезок на ребрах – 365 указывает на число дней не високосного года, а нарезки на сторонах – неподвижные праздники, обозначаемые в святцах, и некоторые хозяйственные заметки. На каждом ребре помещено по два месяца, которые отделяются друг от друга вырезкой на середине. Начало года с 1 марта обозначено особой вырезкой.

На самом деле значение коми пасов гораздо шире. Основное определение пасов в Коми языке Рöдвуж, основная цель противостоять мистическим силам и болезням, которые считались следствием недоброй духовной силы и порчи. Понятия "Рöдвуж", "Ним" и "Пас" — центральные в традиционном мировоззрении и этнографии коми–зырян.

Пасы–календари, экспонаты Коми Национального музея, Сыктывкар (длина около 20см). Деревянные шестигранные (есть один четырехгранный) резные, известны с XII века, эти образцы конца XIX века. На каждом ребре зарубки по числу дней в двух месяцах. На всех гранях множество пасов (знаков). На этих образцах пасов–календарей новый год начинается с 1 марта, пасами отмечены личные родовые памятные даты владельца, а сами пасы имеют одновременно именное, магическое колдовское и практическое назначения.

На прялках тоже можно изучать коми пасы. Прялки были почти в каждом доме, в каждой семье их расписывали по–своему. Главным назначением рисунков и пасов было защитить семью от злых духов и нечистой силы, передать историю и дух своего семейного рода.

Заклинание записанное имеет больше силы, чем сказанное. Главное магическое значение имеют пасы. Разный орнамент означает разный сакраментальный смысл и назначение, также и на нашем сайте. Рисунки означают обращение к разным богам, изображения домашних животных делали для их защиты от порчи. Большинство окружностей символизируют солнце. Такие необходимые и важнейшие по Алексею Сидорову элементы как круглые отверстия и металлические включения в прялках есть технологически. Наложенные дуговые линии свойственны северным коми, связанным с оленеводством.

Расшифровка изображений дает общую картину жизни и быта традиционной зырянской семьи и рода, хотя многие элементы допускают многомерность, присущую Коми культуре. Например, косой крест Х на пасах по информации Людмилы Королевой (Корткерос) может иметь значения и названия: грань; пересекающиеся лучи; выль сер (новый узор); огонь; солнце; крест или наклонный крест как протест против православия. Причем обычно может одновременно иметь несколько разных значений. Простой ромб ◊ на пасах может иметь значения: круг; огонь; солнце. И разумеется, каждый род или семья могут любому элементу придавать еще свое родовое значение.

Названия узоров тоже имеют свою специфику. Одни из них соотносятся с названиями разных предметов и орудий труда: перна – «крест», пила пинь – «зубья пилы», матка сер – «узор компаса», пурт йыв – «острие ножа», куран пинь – «зубья грабель» и т. п. Другие названия относятся к животным и птицам: ош лапа – «медвежья лапа», меж сюр – «бараньи рога», кöр сюр – «рога оленя», гут сер – «узор мухи», мöс син – «коровий глаз», черань – «паук». Наконец, есть названия, связанные с растительным миром: коз сер – «ёлочный узор», дзоридз – «цветок», пыш тусь – «конопляное зёрнышко» и так далее.

Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми / www.mincult.rkomi.ru

 

Для того, чтобы составить орнамент необходимо изучить элементы

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: