Орнамент в костюме


У человека всегда существовала потребность сделать свою одежду красивой. Даже когда не было одежды из ткани, человек украшал свое тело татуировками.

Совокупность орнаментов, которыми оформляется костюм, всегда достаточно полно определяло и определяет художественный стиль своего времени. Его фактура и пластические свойства способны активно воздей­ствовать на развитие той или иной модной тенденции в костюме.

Костюм и орнаментальный рисунок полотна - единое неделимое це­лое, т. к. форму нельзя отделить от орнамента, если он в ней присутствует. Более того, орнамент на полотне можно рассматривать как специфическое средство композиции костюма, как часть формы.

Костюм как объемно-пространственную структуру достаточно полно характеризует соотношение размеров пространственных форм (лифа, юбки, рукавов) и линейных характеристик элементов (линии силуэта, рельефы и т. д.) в сочетании с материалом, его фактурой, цветом и рисун­ком. Орнаментальное полотно обогащает композицию костюма, позволяет получать принципиально новые решения, в которых со всей полнотой рас­крываются художественные качества рисунка. И чем активнее полотно, тем большее значение оно имеет в общей композиции.

С помощью орнамента дизайнер может сделать изделие более экстра­вагантным и выразительным, подчеркнуть его повседневное или празд­ничное назначение, придать изделию различные эмоциональные оттенки, но при этом необходимо чувство меры и знание законов композиции.

Так, например, при использовании контрастных, эмоционально-выразительных орнаментов необходимо четкое лаконичное решение силу эта и, наоборот, при сдержанном декоре уместно использование сложных конструктивных решений костюма.

Дизайнер, думая о своей будущей орнаментальной композиции, все­гда должен исходить из художественного образа костюма. Композиция костюма является первоосновой, которая определяет и регламентирует решение орнамента (прил. 4).

Говоря о композиции костюма и функции в ней орнаментального ри­сунка, следует обратить особое внимание на различные ритмические и пластические членения пространственных форм костюма (прил. 5).

В костюме все его составные части подчинены целому. Каждая часть, безусловно, обладая определенной долей самостоятельности, тем не менее должна способствовать целостному восприятию всей структуры. В члене­нии целого на части всегда реализуется один из главнейших принципов композиции - закон соподчинения частей целому. Характер членения зави­сит от того, что хочет выразить этим художник, какая образная идея руко­водит им.

Членение формы одежды может быть горизонтальным, вертикаль­ным и диагональным. Членение по горизонтали дает ясное представление об основных частях фигуры человека, подчеркивает степень значимости той или иной формы, создает зрительное движение. Членение по вертика­ли позволяет установить равновесие, добиться устойчивости формы, ил­люзии удлиненных пропорций. Членение по диагонали разрушает равно­весие формы, подчеркивает асимметричность одежды, придает ей динам­ку, подвижность.

Известны следующие виды членений в костюме:

ü ритмическое членение одежды деталями (воротники, манжеты, карманы и т. п.), элемент членения выступает как площадь, как декоративный акцент на общем фоне изделия;

ü мнимое членение, где на одной форме создается иллюзия нескольких с помощью использования двух и более контрастных декоративных элементов;

ü линеарное членение одежды рельефами, декоративными швами, бейка ми, кантами, акцентирующих конструктивные членения костюма.

Указанные виды ритмических членений в одежде можно рассматри­вать как способы орнаментации костюма, как принципы внутреннего за­полнения силуэта орнаментальными мотивами. При этом пластический образ костюма диктует характер и расположение членений в костюме. Форма костюма, для которого проектируется рисунок, его силуэтное и конструктивное решение должны подсказывать композицию самого ри­сунка, его размеры и ритм. Важно уметь мыслить орнаментальными образ­ами через формы костюма, добиваясь органического единства орнамента и костюма.

Рис. 42. Влияние силуэта костюма на восприятие орнаментального полотна

Наиболее существенной характеристикой костюма является силуэт. Силуэт может быть прямой, полуприлегающий и т. д. В соответствии с этим форма костюма может быть прямой, облегающей фигуру или ниспа­дающей свободными складками. В зависимости от этого рисунок полотна в изделии воспринимается по-разному: в первом случае он кажется пло­ским (рис.42, а, б), во втором - изменяет свое направление соответственно форме фигуры(рис. 42, в, 43, а), в третьем случае его раппорт по ширине зрительно уменьшается, из-за чего рисунок как бы приобретает новый ритм (рис. 43, б).

Задача дизайнера при работе над композицией рисунка сводится к тому, чтобы четко представлять, как возникший творческий замысел бу­дет реализован в готовом изделии на фигуре человека и насколько убеди­тельно раскроются при этом особенности орнамента (колорит, масштаб, ритмический строй и т. п.). Дизайнер должен представлять ту ситуацию, в которой будет функционировать костюм, закладывать вхарактер проекти­руемого рисунка те композиционные решения, которые наилучшим обра­зом будут соответствовать назначению изделия, стремиться к стилевому единству формы и содержания (орнамента).

Рис. 43. Влияние силуэта костюма на восприятие орнаментального полотна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: