Виды орнаментальных композиций

Понятия композиции и орнаментальная композиция

Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика его проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композиционном построении орнамента.

Говоря о принципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы, прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности ее композиционного решения.

Композиция – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.

Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением.

Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опят прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.

Бытует мнение, что композиция – предмет индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может быть учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, на которых она зиждется.

Многие считают, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики; правила ритма –закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.

Композиция – это язык художественного произведения.

Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символы, способные выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.

К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются элементами композиции.

Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которой тот или иной орнаментальный мотив периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наиболее распространенные раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а так же в архитектурном декоре и облицовочной проливной керамике.

Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта. В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т.е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый.

Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды.

Кроме того, так же существует центральный лучевой розетчатый раппорт, где мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический раппорт. Он основан на симметрии вертикального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде по другую сторону оси симметрии.

Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции – штучная замкнутая композиция или монокомпозиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяются более сложной ритмической организацией чаще всего одинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого, например, платки, панно, гобелены и т.п.

Форма раппорта. По форме существует несколько разновидностей раппорта. Самая распространенная – это прямоугольная форма. В принципе же раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить декорируемую поверхность. В связи с разными композиционными задачами соотношение между высотой и шириной раппорта может меняться.

Существуют раппорты и сложной формы. Чтобы построить такой или подобный ему раппорт, надо нарисовать квадрат, а затем у каждой его стороны какую нибудь кривую, например, дугу. При этом необходимо соблюсти следующее условие: если у правой и верхней сторон такие дуги должны быть вне квадрата, то у левой и нижней – внутри него. В результате получится раппорт в виде криволинейной фигуры, площадь которой равна первоначальной.

Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент или же состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: