Мемориальный ансамбль в ознаменование разгрома немецко-фашистских войск на Волге на Мамаевом кургане в Волгограде

Идея воздвигнуть в городе-герое Волгограде величественный монумент в память Сталинградской битвы возникла сразу же по окончании боевых действий. С 1945-1955 гг. в стране проводился конкурс на его проект и в результате автором и руководителем авторского коллектива строителей стал народный художник СССР, скульптор Е. В. Вучетич, главным архитектором – Я. Б. Белопольский.

Создавая известный мемориал, авторы стремились воссоздать образы героических защитников Отечества, сделать очевидным для потомков их огромное желание победить; ощутить на себе атмосферу боевых действий великой битвы на Волге, дать возможность современнику почувствовать себя участником Сталинградской битвы.

Многочисленная скульптура — монумент Воину-герою, Матери-Родине, однофигурные и двухфигурные композиции и в символической и в эпизодически-повествовательной форме воплощают беспримерный подвиг народа. Здесь используется как бы симфоническое звучание памятника, в котором одна героическая часть сменяется другой, сливаясь в многоголосый ансамбль. Мамаев курган – огромная архитектурно-скульптурная композиция, связанная общим замыслом и идеей. По мере поднятия на курган, перед взором открываются все новые и новые элементы и композиции мемориала. Он представляет собой высшую форму монументального искусства. Протяжённость всего комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 километра. Памятник композиционно составлен из архитектурных звеньев, как бы нанизанных на общую ось. Друг за другом, один уровень сменяется другим, по мере подъёма появляются все новые составляющие композиции.

В основном все скульптурные композиции выполнены в железобетоне. Тротуары и площади замощены гранитом. Вода в бассейнах символизирует великую русскую реку Волгу.

Композиционным центром комплекса является скульптура «Родина-мать зовет!».

Статуя господствует над городом и видна на десятки километров. Динамичная, порывистая фигура женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. Левой рукой она указывает на запад, в стремительном движении призывая своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом. Суровое волевое лицо, развевающиеся на ветру волосы и одежда — все это олицетворяет непреодолимую силу, экспрессию и страстный призыв к наступлению, к освобождению своего Отечества. Общая высота скульптуры с мечом - 85 метров.

 

В середине 50-х гг. скульптор Николай Васильевич Томский выступает с циклом портретов, в котором он обращается к изображению передовых деятелей, борцов за мир зарубежных стран.

Живое ощущение индивидуального, понимание характера современного человека придали особое своеобразие и монументальным работам Томского послевоенных лет. Работая над памятником генералу армии И.Д. Черняховскому для Вильнюса (1950), скульптор, восхищенный своим героем, стремится воссоздать во всей жизненной полноте черты полководца.

Черняховский изображен как бы в обстановке боя, однако его фигура лишена внешней динамики, открытого призывного жеста. Генерал стоит на башне танка, форма которого придана постаменту. Гордо вскинута голова, весь он обращен навстречу бою, которым властно руководит. Смена точек зрения при круговом обходе памятника дает развитие темы — от сурового напряженного состояния до внутренней озаренности — уверенности в близкой победе.

 

В 1957 г. в Ленинграде скульптором Михаилом Константиновичем Аникушиным был сооружен памятник А.С. Пушкину.

Ему удалось выразить главные черты пушкинского гения. Состояние творческого вдохновения, душевный порыв переданы в естественном жесте, одухотворенности всей фигуры. Хрупкая, изящная фигура поэта застыла как бы в момент чтения стихов, в момент творчества. В сочетании простоты, естественности с классической ясностью и строгостью — обаяние созданного образа.

Несомненным достоинством монумента является органическая связь с окружающей средой — одним из красивейших архитектурных ансамблей города (памятник находится в сквере на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея.

 

Ряд конкурсов на памятники, посвященные выдающимся событиям современности, показали новые интересные тенденции в развитии советской скульптуры.  В связи с этим меняются и композиционные приемы, возникает тенденция дать комплексное архитектурно-скульптурное решение, по-новому осмыслить в нем место пластического образа. Одним из интересных сооружений такого рода явился монумент в ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства (1964), над которым работали скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский (р. 1920) и архитекторы М.О. Барщ и А.П. Колчин. (Москва). Смелое применение архитектурных форм не вытесняет и не снижает в нем значения пластического  образа.

 

 

.

 

 

Александр Павлович Кибальников - автор памятника В. В. Маяковскому (1958, бронза, гранит) в Москве. За своё творение он был удостоен Ленинской премии. Кибальников трудился над памятником шесть лет, начиная с 1952 года. 28 июля 1958 года состоялось торжественное открытие памятника.

Сам памятник представляет собой огромную по своим размерам статую поэта, которая установлена на невысоком постаменте. Маяковский держит в руках записную книжку и выглядит так, будто вот-вот своим живым и громким голосом начнёт читать свои стихи.

Скульптор смог с точностью отразить в памятнике всю важность творчества писателя, а также качества его характера: героизм и патриотизм которые проявляет Маяковский в своих стихах.

Также на постаменте высечены строки поэта:

И я,

как весну человечества,

рожденную

 

в трудах и в бою,

пою

мое отечество,

республику мою!

 

 

В 40 - 70-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, используется при создании градостроительных композиций. Крупнейшие мастера скульптуры этого времени: М. К. Аникушин, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль, О. Комов. Важное место принадлежит портретному искусству и садово-парковой скульптуре.

 

2. Русская советская книжная иллюстрация вошла в историю отечественного искусства как глубоко самобытное и оригинальное художественное явление.

Период от середины 1950-х годов – это резкий подъем книжной графики. В книжную иллюстрацию пришло много талантливых сильных художников. ставших в 60-е и 70-е годы крупными мастерами искусства книги и книжной иллюстрации. За два с половиной десятилетия русская художественная иллюстрация прошла большой путь, пережив вместе со всем изобразительным искусством два значительных этапа. Первый этап, связанный с так называемым "суровым стилем", охватил время с середины 50-х годов, приблизительно до 1967 года. Второй этап, с середины 60-х годов и вполне определившийся в 70-е, был отмечен новыми  художественными чертами, новыми творческими исканиями и устремлениями.

В первый  период еще работали такие известные с 1920-1930-х годов мастера книжной графики, как В.Фаворский, Д. Шмаринов, Кукрыниксы, Е.Кибрик, Д.Дубинский А.Гончаров, Ф.Константинов, Т.Маврина, Н.Кузьмин, О.Верейский и ряда других мастеров.

Во второй этап искусство определило творчество мастеров: В.Горяева, А.Кокорина, Д.Бисти, М.Митурича и еще десятков других, в последствии известных мастеров, чье творчество началось или по настоящему раскрылось во второй половине 50-х годов, развивалось, крепло, достигло расцвета в 60-е и 70-е, в значительной степени определив собой общую картину искусства советской иллюстрации этих лет.

Большое место в творчестве Виталия Николаевича Горяева  занимает детская книжная иллюстрация. С его рисунками вышли книги А. Л. Барто, С. Я. Маршака, В. В. Маяковского, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского. Самая значительная работа этой серии – рисунки к произведениям Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

Большой творческой удачей Виталия Горяева представляется и оформление книги Юрия Карловича Олеши «Три толстяка». Иллюстрации к этой чудесной повести-сказке: канатоходец Тибул, циркачка Суок и другие персонажи… Он пробует разную технику рисунка - тушь, гуашь, белила, и даже цветную бумагу.

 

Особая глава в творчестве Горяева-иллюстратора – работа над произведениями Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. В иллюстрациях к «Петербургским повестям» художник отразил мир гоголевских фантасмагорий, сочетающийся с истинным драматизмом жизни маленького человека. В 1967 году за эту серию иллюстраций ему была присвоена Государственная премия СССР.

 

 В иллюстрациях к поэме Гоголя «Мёртвые души» Виталий Николаевич создал совершенно новую изобразительную концепцию, заставив всех по-новому взглянуть на известный текст.

 Чичиков.

 

Май Петрович Митурич (1925 – 2008).Народный художник РСФСР (1986), лауреат Государственной премии РСФСР (1993), действительный член Академии художеств СССР.

Май Митурич - один из самых узнаваемых наших иллюстраторов и один из самых плодотворных: им оформлено более ста детских книг. В  каждой книге он всегда немного другой, новый.«Несмотря на немалый опыт иллюстратора, за редким исключением я работал мучительно трудно. Снова и снова повторял рисунок. Добиваясь свежести линий, гармонии и цельности изображения».

 

Анатолий Владимирович Кокорин (1908-1987)— советский художник, график, иллюстратор. Большое место в творчестве художника занимало иллюстрирование произведений русской и зарубежной, детской литературы. За иллюстрации к произведением Х.-К. Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР.

 

В советский период книжная иллюстрация была очень распространена. Издавались книги русских, советских, зарубежных классиков, детская литература. Работало много выдающихся мастеров книжной графики над иллюстрациями, выпускалось огромное количество книг, которые пользовались необыкновенной популярностью. Отдельные листы, исполненные в оригинальной технике (рисунок пером, тушью, карандашом, акварель), а также литография, ксилография, хранятся во многих музеях и частных коллекциях.

 

Задание:

Прочитать материал. Законспектировать: записать фамилии скульпторов, графиков, записать рядом их произведения. Найти в интернете и записать в тетради других мастеров книжной иллюстрации и скульпторов – монументальной пластики и скульптурного портрета и их произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: