Особенности дыхательной системы детей

Дыхательные пути делятся на 3 отдела: верхний (нос и глотка); средний (гортань, трахея, бронхи); нижний (бронхиолы и альвеолы)    

Верхние дыхательные пути

АФО Физиологические реакции, поражения, связанные с АФО
Нос относительно мал, носовые ходы узкие

При появлении незначительного воспаления слизистой оболочки носа у маленьких детей возникает затруднение дыхания через нос

Хрящи носа очень мягкие
Обильное кровоснабжение слизистой оболочки
У младенцев и детей раннего возраста недостаточно развита кавернозная (пещеристая) часть подслизистой ткани носа, которая развивается окончательно лишь к 8–9 годам Относительная редкость кровотечений из носа у детей 1-2 года жизни
Относительно большой язык оттесняет надгортанник кзади. Дыхание же через рот у детей I полугодия жизни почти невозможно
Добавочные (придаточные) пазухи носа к недостаточно развиты Редкость таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит, полисинусит до 3-4 лет
Лимфо-глоточное кольцо развито слабо. До 1 года нѐбные миндалины не выходят изза дужек мягкого нѐба в полость зева   Редкость ангин у детей до 1 года
Слезно-носовой канал широк, короток, клапаны недоразвиты При попадании инфекции развивается сочетанное поражение носа и глаз  

 

 

У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, ход рёбер горизонтальный, что уменьшает дыхательный объем и создает  предпосылки для раннего развития гипоксии   

Средние отделы дыхательных путей

Гортань

АФО

Физиологические реакции, поражения, связанные с АФО

Голосовая щель остаѐтся узкой до 6-7 лет

   

Частота поражения гортани – ларингиты, высокая вероятность развития крупа (затруднение дыхания на фоне отека подсвязочного пространства)

Гортань к рождению ребѐнка имеет воронкообразную форму

Хрящи гортани нежные и податливые

Голосовая щель узкая, расположена высоко

Слизистая оболочка нежна, богата кровеносными и лимфатическими сосудами

Эластическая ткань развита слабо          

Трахея и бронхи

Бифуркация трахеи расположена выше, чем у взрослого

 

Частые изолированные поражения

(трахеита) или в виде комбинации поражений (ларинготрахеиты, трахеобронхиты)

 

Слизистая оболочка нежна, богата кровеносными сосудами
Мышечная и эластическая ткань развиты слабо, а хрящевой каркас еѐ мягкий и легко суживает просвет      
В слизистой много желѐз, т.о. повышена выработка секрета
Большое количество слизистых желез трахеи и бронхов, повышенная выработка секрета

Большая частота и длительность кашля при заболеваниях

Дефицит и функциональная несостоятельность адренорецепторов гладких мышц бронхов. Низкий мукоцилиарный клиренс

Легкость развития бронхообструкции

     

Нижние отделы дыхательных путей

Бронхиолы имеют аналогичные вышеперечисленные свойства бронхов, этим объясняется частота развития бронхиолитов у детей первого года жизни.

Легочная ткань

Размер альвеолы новорождѐнного в 4 раза меньше альвеолы взрослого человека

  

 

Физиологическое тахипноэ

 

Количество альвеол у новорождѐнного ребѐнка значительно меньше, чем у взрослого. В течение первых 2-х лет жизни происходит наиболее интенсивное образование новых альвеол, рост альвеол заканчивается к 8 годам
Повышенная потребность в кислороде в 2 раза больше, чем у взрослого
Снижен дыхательный объѐм
У новорождѐнных и детей раннего возраста легочная ткань менее воздушна

 

Лѐгкое возникновение эмфиземы и ателектазов

Обилие кровеносных сосудов и рыхлой соединительной ткани в перегородках ацинусов
Эластическая ткань развита недостаточно

 

 

 

 

Частота дыхательных движений у детей.

Возраст Частота дыханий в покое
0-1мес. 30(29-47)
1-6 мес. 35(20-60)
6-12мес. 27(22-32)
1-3года 20(16-25)
4-10лет 18(13-23)
11-14лет 16(13-19)

Для детей характерна большая изменчивость частоты, глубины, ритма дыхания. Оптимальным дыхательным циклом, Особого внимания заслуживают упражнения аэробного характера, влияющие на развитие грудной клетки. Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики. Наиболее физиологическим считается полное дыхание.

Для целенаправленного развития дыхательных функций легких используется методика ПУФ, возможности которой разнообразны:

- развитие основных и вспомогательных дыхательных мышц;

- повышение резерва вентиляционного аппарата легких;

- воздействие на вегетативные функции; связанные с газообменом;

- оптимизация работы системы кислородного обеспечения организма.

обеспечивающим высокую дыхательную и умственную работоспособность, является такой цикл, при котором выдох оказывается длиннее вдоха. Детей необходимо обучать правильным дыхательным движениям при ходьбе, беге и других физических упражнениях, следить за правильным положением тела во время сидения за партой, заниматься с ними дыхательной гимнастикой.

Дыхательные упражнения для учащихся начальной школы.

Упражнение №1 «Едет-едет паровоз»

Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.

Упражнение №2 «Горнист»

Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.

Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.

Упражнение №3 «Дерево на ветру»

Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках.

Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем,туловище при этом немного наклоняется.

Упражнение №4 «Бегемотики»

Исходное положение. Лежа на спине, закрыв глаза, положив руки на живот.

Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.

Упражнение №5 «Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: