Подсознательное: сновидения и внутренние голоса

Сознание в разрезе. Индивидуальный взгляд на природу и структуру психе.

“Во-первых, Рональду Биллиусу Уизли я оставляю делюминатор собственного производтсва в надежде, что он озарит ему путь, когда будет казаться, что впереди лишь мрак.
Мисс Гермионе Джин Грейнджер я оставляю свой личный экземпляр книги “Сказки Барда Бидля” в надежде, что она найдет их занимательными и поучительными.
Гарри Джеймсу Поттеру я оставляю снитч, пойманный им в первом его матче по квиддичу, как напоминание о наградах, которые достаются упорством и мастерством”



Оглавление

  1. Предисловие


  2. Концепция


  3. Сознание


  4. Подсознательное:сновидения и внутренние голоса


  5. Бессознательное


  6. Послесловие

 

 
















Предисловие

В основу идеи этого исследования, как, впрочем, и прошлого текста, лег очередной внезапный импульс, который не дал бы мне покоя ровно до тех пор, пока я бы его не реализовал. Как правило, такие неожиданности благоприятно влияют на дальнейший Путь в случае их реализации. Так вот, относительно недавно утром я проснулся с крайне удивительной и навязчивой идеей структурировать свое сознание и в целом мои знания, которые составляют основу моего мировоззрения. Что ж, почему бы и нет, подумал я и отложил это на некоторое время, посчитав, что уж слишком мало я знаю и как это все объединить в одну структуру, знаю еще меньше. В итоге, пытаясь игнорировать не игнорируемое, раздраженность и неудовлетворенность нарастала, пока стало невозможным сдерживать этот мощный импульс и именно поэтому данный труд, если его так вообще можно назвать, имеет место быть здесь. Когда я садился писать это все, то был ровным счетом не уверен ни в чем, как не уверен и сейчас, однако, получилось, что получилось.

Основной мотивацией публикации этой работы на всеобщее обозрение, как и моей жизненной мотивацией в принципе - является сострадание, искреннее желание помочь другим если не освободиться от этих страданий, то по крайней мере сделать их осознанными и менее болезненными. Безусловно, чистое сострадание возможно лишь в не менее чистом сознании, в котором отсутствует эго, поэтому, наверняка, в моем стремлении есть и доля высокомерия, и прочих не очень приятных качеств, но в конечном итоге хочется верить, что кому-то эти знания смогут помочь.

Кроме того, сразу хотелось бы отметить тот факт, что в своих рассуждениях я руководствуюсь преимущественно не научными данными и “рациональным рассудком”, а собственными чувствами, эмоциями, ощущениями, наблюдениями и некоторым более менее критическим подходом, так что не претендую на то, чтобы пытаться доказать кому-то что-либо, ибо это всего лишь философское рассуждение, ставящее, однако, своей целью построение и упорядочение эффективной и гармоничной картины Мира как таковой. Пусть этот текст послужит расчищающим путь для чего-то большего, для выявления всех несостыковок и слабых мест, которые предстоит трансформировать и дополнить.


Концепция

Честно говоря, трудно сказать, как принимается во внимание та или иная идея, то или иное мировоззрение, как цепляет что-то внутри. Мы не можем сказать, что знаем что-то наверняка, ибо любая точка зрения относительна в силу того, что мы сами по себе являемся частицами целого, частными общего и берем лишь то, что по каким-то причинам нам подходит, отвергая, игнорируя и вытесняя то, что кажется нам не совсем адекватным. Пожалуй, для понимания стоит вернуться к истокам. В первую очередь, наше мировоззрение базируется и задается нашими родителями, близкими, и в силу нашей инстинктивной и подражательной природы, на ранних порах, мы просто копируем поведение друг друга. Мы видим, как делают взрослые и повторяем за ними, мы видим, как делают другие дети и делаем тоже самое. Однако, я считаю, что наиболее важный вклад в становление психотипа и формирование психики как таковой, вносит наше бессознательное, которое, так или иначе, содержит в себе предпосылки к становлению того или иного типа. Конечно, среда оказывает на нас огромное воздействие, как влияет и социум, и возникающие ситуации, но все они служат лишь внешними стимулами к тому, чтобы сформировался тот или иной перечь функций в определенном порядке и содержа определенное наполнение. Ведь когда мы рождаемся, мы до определенного возраста бессознательны, ибо у нас еще не сформировался так называемый “Эго-комплекс”, который позволял бы осознавать себя, т.е. отличать себя от других. До этого момента присутствуют лишь островки сознания, подобные фонарям во тьме. Мы бессознательны и беззаботны, и всецело зависим от наших родителей. Я сам помню лишь обрывки каких-то ранних воспоминаний. Одно из первых, кажется, было в детском саду. Помню, как воспитательница либо меня, либо какого-то другого ребенка несла на руках от родителей в общую комнату и ребенок плакал, потому что не хотел туда идти. Забавно, но я отчетливо помню обстановку вокруг, хотя прошло уже довольно много лет с тех пор. Честно говоря, я всегда высоко ценил свои способности фотографической памяти. Помню раздевалку со шкафчиками, на которых были наклеены мультяшные наклейки в виде фруктов, животных, растений и т.д. Помню узкий коридорчик, в котором по бокам висели детские картины, нарисованные с помощью воспитателей; главное помещение, где играли дети и на обед накрывался длинный стол; комнату сна и саму прилегающую территорию для прогулок возле здания. Вообще, посидев и повспоминав достаточное количество времени, оказалось, что воспоминаний осталось довольно много, при чем из самых разных этапов жизни. И здесь я пришел к выводу, что эти воспоминания находятся где-то в подсознательном, где-то на пороге сознания, ибо не вытеснились полностью, но и не имеют достаточной энергии для того, чтобы стать полностью сознательными. Но самое интересное - это то, что даже болезненные, на первый взгляд, воспоминания остались в памяти и не стали травмирующим материалом для проработки. Так, например, я помню одно из своих первых сотрясений мозга, которое произошло в детском саду. Мы играли с одной блондинистой девчонкой(и тут нет стереотипа о блондинках:D) у батареи и она каким-то образом ударила меня о нее. Ох, как же тогда прикольно трещали швы на голове, когда мне их снимали! И помню, как потом все удивленно смотрели на меня за обедом, сидевшего с белой повязкой на всю голову. Да и вообще, сколько я ломал разных конечностей, уже не сосчитать. Ну, восьмидомник, как никак, положено:D

Ладно, слишком я уж увлекся со своим лирическим отступлением, поэтому вернемся, пожалуй, к теме. Тип установки, равно как и психотип в целом, как мы уже отметили, имеют свои предпосылки в бессознательном, судя по всему, еще в утробный период, если не раньше. Звучит, конечно, громко, но тем не менее, как еще объяснить тот факт, что несколько детей в семье, живя в плюс-минус одинаковых условиях, могут вести себя совершенно по-разному? И речь здесь не только в самом поведении как таковом, ведь, как известно, тип информационного метаболизма(ТИМ) не обуславливается лишь поведением, а во многом определяющее значение играет процесс восприятия, обработки и выдачи информации. При этом, поведение может не соответствовать сознательным процессам, ибо бессознательные влияния никто не отменял. Конечно, можно списать все это на как раз эти плюс-минусовые условия и обосновывать это тем, что кому-то достается больше внимания со стороны родителей, кого-то больше любят и т.д. На мой взгляд, этим дело не заканчивается.

Так вот, я считаю, что картина Мира отдельно взятого индивидуума базируется, преимущественно, на составе Адира. Чтобы пойти дальше и пояснить значение этого слова, следует сначала разобраться в том, какая картина Мира в данном контексте является базовой, откуда он берется и из чего состоит. Стоит отметить, что будучи Есениным по психотипу, я полагаюсь в основном на свою интуицию, то есть бессознательные импульсы и образы, которые то и дело всплывают в моем сознании и оказывают на мою жизнь и личность в частности, серьезное влияние. Конечно, я много раз слышал и продолжаю слышать, что все это абсурд и мои фантазии, при чем от большинства людей, особенно семьи. Это, естественно, не удивительно, ибо люди Западного склада ума и ценностей, придерживаются мировоззрения материального монизма(пусть и бессознательно, посредством менталитета), наглухо отвергая все иррациональное, как не заслуживающее внимания иллюзии. Ну, дело, конечно, их, но прошу заметить, что каждый человек индивидуален и каждый воспринимает Мир особым волшебным образом, хотя и обладает теми же органами чувств, теми же глазами, ушами и носом, но тем не менее, внутри все по-разному ощущая и чувствуя. Поэтому, это не значит, что если один видит и чувствует Мир таким, то и другой видит и чувствует так же. И проблема здесь не столько в разнице перцептивного восприятия и внутренних ощущений, сколько в проявлении терпимости и уважении к другим воззрениям.

Итак, продолжим. Воспринимая Мир интуитивно, я руководствуюсь бессознательными импульсами и их отпечатками, оставленными в моем сознании. Этот способ восприятия[1] имеет важное практическое значение как в формировании взгляда на Мир и его устройство, так и при взаимодействии с объектами как в нем, так и в сознании. На данном этапе своего развития, я придерживаюсь Магической картины восприятия Мира. Вообще говоря, как уже отмечалось ранее, наше мировоззрение довольно скудно, ограниченно и относительно потому, что мы видим лишь какую-то часть пейзажа и вынуждены либо игнорировать, либо символически додумывать и оставлять место для того, что мы на данном этапе не знаем. Это так же имеет свои практические выводы: во-первых, любая картина мира должна быть замкнутой и самодостаточной по определению, потому что если это не будет таковым, то мы вынуждены будем мало того, что ходить как “ежики в тумане”, так и постоянно тратить силы на ориентирование и определение объектов, ибо каждый раз приходилось бы определять значение и суть предмета вместо сравнительного анализа с тем, что мы уже имеем в своем сознании; во-вторых, если бы у нас не было “ежедневной картины мира”, если бы мы не осознавали того, что Мир существует, то были бы мы сами? Вряд ли, ибо без объекта, равно как и без субъекта, познание невозможно в принципе. Из всего этого мы можем лишь сказать, что любое мировоззрение по своей сути является Мифом, независимо от того, создаем ли мы его сами или же принимаем чужой.
Согласно Магическому Мифу, проявленный мир берет свое начало в лоне Абсолюта. Абсолют есть недифференцированное потенциальное Единство, в ком есть Все и Ничего одновременно. Согласно этому описанию, причина проявления этого Мира(под Миром я понимаю абсолютно все Мироздание в целом, а не только наш видимый, материальный мирок) заключается в естественном стремлении Абсолюта познать Себя. Как мы уже раньше говорили, без объектно-субъектных отношений это сделать просто невозможно, поэтому Абсолют выделяет в качестве своих элементарных субъектов познания Монады -индивидуальные частички Абсолюта, которые являются Им же в дифференциации. Однако, следует полагать, что в действительности(с абсолютной точки зрения) этот процесс самопознания Великого Духа уже произошел, как его не было и вовсе. Мы, как существа, смотрящие на это все с относительной точки зрения, находящиеся в сфере пространства и времени, олицетворяем(воплощаем) своими жизнями сам этот процесс познания. Символически говоря, Монады и весь этот процесс их выделения подобен горстке сахара. Сахарный песок, будучи сложен в сахарнице, представляет собой Абсолют, состоящий из множества отдельных крупинок, Монад, и каждая крупинка сахара, являясь обособленной от остальных, является тождественной другой такой же крупинке, оставаясь в целом тем же сахаром, некогда бывшим Единым в Единстве. Также Абсолют помимо Монад выделяет бесконечное количество элементарных энергий - эманаций Абсолюта. Получается, что единичный, элементарный субъект познания именуется Монадой, а единичный, элементарный его объект - энергией. Так, бесконечное количество индивидуальных Монад, в свою очередь, проявляют себя чередой существ(самостей), каждая самость - рядом личностей, а каждая личность -потоком отдельных психических состояний. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что сама Монада является лишь возможностью и не имеет конкретного существования, соответственно, являясь недоступной для относительного сознания. Мы, по сути своей, являясь самостями, имеем определенный состав энергий, именуемый Адиром. Адир - это совокупность потенциальных энергий, перевести которые в актуальное состояние необходимо в текущем воплощении. Количество этих энергий ограничено в текущем жизненном цикле, хотя и бесконечное их количество содержится в Монаде. Так, много ранее до этого знания, я познакомился с одной системой, которая показалась мне интересной и, на мой взгляд, помогает узнать эти генеральные энергии Адира в данном воплощении. В Москве есть школа Таро под названием “Врата Изиды”, основа которой - теория 12 лучей Миссии, согласно которой можно определить свою Миссию в текущем воплощении. Звучит, конечно, очень громко и дерзко, но тем не менее, практика, как их, так и моя показывает, что эта теория вполне работает и может в какой-то степени претендовать на истинность в качестве генерального направления Пути жизни, но дает довольно общую характеристику и вектор, но оно и понятно, ибо все остальное сугубо индивидуально. Ознакомиться с этой системой можно на сайте школы(Школа Таро "Врата Изиды").
Да и вообще, если подумать, то для того, чтобы реализовать определенные потенции, необходимо иметь какую-то базу, с которой было бы уместно начать. Я думаю, что этой базой и служит мировоззрение и психотип существа. Вообще, рекомендую более подробно ознакомиться с Магическим Мифом в книге Энмеркара “Вселенная Мага. Миры, Боги и Духи”, а так же у него на сайте enmerkar.com.



 





Сознание

 

Теперь, определив основное направление, мы можем двигаться дальше и перейти к более частному рассмотрению структуры, а именно сознания. В первую очередь, когда мы произносим это слово, возникают соответствующие вопросы: ”А что есть сознание? Каковы его пределы? Откуда оно возникает и куда течет?” - вот важнейшие вопросы, требующие сколько-нибудь серьезного ответа на них. Давайте попробуем найти эти ответы. На мой взгляд, являясь частным проявлением Макрокосмического Сознания, человеческое сознание есть некая субстанция, феномен, который сам по себе является полуавтономным комплексом, состоящим из рефлексий, сомнений, мыслей, чувственных перцепций, воспоминаний и прочего. Очевидно, что перечислить полный состав как сознания, так и примыкающего к нему бессознательного, довольно проблематично в силу их безграничности и тождественности с Монадой, если, конечно мы рассматриваем сознание в чистом виде, ибо, как известно из Вселенского закона: “Что наверху, то и внизу”. Я упомянул, что сознание представляет собой полуавтономный комплекс. Появляется закономерный вопрос: “Почему же полуавтономный?”. Ответ довольно прост. Как и у монетки есть своя обратная сторона, так и у сознания она также имеется. И название ее - бессознательное, которое, как заметил Юнг, находится в компенсаторных отношениях с нашей сознательной частью, дополняя и противореча ей одновременно. Но, прежде всего, давайте начнем с сознания.

Полагаю, стоит начать с самого важного свойства сознания - способности к неограниченному расширению. Однако, здесь есть свои подводные камни, а точнее камень, который именуется Эго. Эго представляет из себя, как описывал его Карл Юнг, исходную точку поля сознания в целом, основанную на соматическом факторе и им же ограниченную. В моем понимании, эго в своей базовой функции и базовом, т.е. неразвитом состоянии, является условным центром, который соединяет сознание как чистую субстанцию с мозгом человека, который, в свою очередь, опосредуется первым. К слову сказать, именно эго, подходя к чему-то неизвестному обнаруживает свою ограниченность. Едва ли можно сказать о нем нечто большее. Из наблюдений можно зачастую заметить, как эго некоторых людей раздувается до невообразимых размеров, когда человек, отождествляясь с ним, ощущает себя центром всего и вся, чуть ли не Богом во плоти. Доля правды в этом, конечно, есть, однако в ряде случаев случается не совсем адекватный перегиб вследствие ощущения излишней собственной важности[2]. Еще одной характерной чертой эго служит отождествление себя с какой-либо одной частью существа, будь то тело, мозг, рациональность, группа людей, предприятие, семья, работа или что-либо еще. В таком случае, человек начинает цепляться за что-то одно, считая его своим, даже при условии, что это может быть что-то коллективное, при этом отвергая и яростно осуждая все другое, возводя форты и не пропуская ничего, что может потревожить его мнимое доминирование и полноправную власть.

Кстати о пропуске. Еще одна базовая функция, которая вообще по сути своей относится к пограничным функциям и стоит на границе сознания и подсознательного, называется, как ей дал имя Фрейд, цензура. Символически эту функцию можно было бы назвать сторожевым или псом сознания, стоящим у ворот и не пускающим в это самое сознание то, что несовместимо с ним, не допуская лишнего и сохраняя обособленность от бессознательного, дабы индивидуальное не растворилось в коллективном, возвращаясь к изначальному хаосу. 

Кроме этих функций, в сознании хранятся воспоминания о чувственных перцепциях, проще говоря, там содержится предыдущий опыт взаимодействия с тем или иным объектом. Так, кажется, что сознание вливается в нас извне в форме этих самых чувственных перцепций. Мы видим, слышим, чувствуем вкус и запах Мира и таким образом сознаем его. Эти самые перцепции сообщают нам о том, что нечто существует, однако они не говорят нам, что существует. Отсюда выливается очередной естественный вопрос: “А какие процессы есть в сознании и как они работают?”

Ну, давайте разбираться:

1) В первую очередь, мы воспринимаем какой-то объект, то есть получаем какие-либо впечатления(это самое нечто) из Мира. И этот процесс можно назвать ощущением.

2) Затем это нечто мы определяем, даем ему конкретное или не очень название и запоминаем, а точнее это ощущение откладывается само собой в нашем сознании. Другими словами, мы получаем некий опыт взаимодействия с чем-то. В случае, если мы уже имели некий опыт взаимодействия с этим нечто, автоматически происходит процесс узнавания, который мы называем мышлением. Именно мышление говорит нам о том, чем именно является нечто. Также этот процесс узнавания можно представить себе как установление сходства и различия с помощью памяти.

3) Далее происходит процесс оценивания. Образы памяти приносят с собой эмоциональные феномены - чувственный фон. Этот процесс называется чувством.

4) Суть этого процесса заключается в том, что иногда может возникать отчетливое видение, перцептивный образ объекта в сознании. И здесь он разделяется на 2 следствия: либо воспринимается исходный образ объекта, именуемый архетипом, либо заложенные в этом объекте\ситуации возможности. И весь этот процесс называется интуицией. Здесь надо добавить, что сам по себе этот процесс может быть дополнительным, ибо может встречаться не всегда и не у всех людей, но тем не менее имеет место быть, поскольку присущ довольно значительной части людей и имеет определенную закономерность и массовость.

После этого описания восприятия человеком чего-либо в голову приходит вопрос: “Каждый ли воспринимает Мир так, как воспринимаю его я или же каждый делает это индивидуально, ведь процессы одни и те же?”. Здесь на помощь нам приходит огромный раздел исследования сознания, под названием “Соционика” и, как предтеча этого раздела, психологические типы Юнга. В связи с тем, что этот раздел довольно большой по своим масштабам, он заслуживает отдельного рассмотрения в отдельной работе[3], однако здесь, на мой взгляд, стоит лишь упомянуть, что есть 2 базовые установки ориентирования и ряд функций, которые, вставая и наполняясь особым образом, образуют ТИМ(тип информационного метаболизма), то есть то, как человек воспринимает, обрабатывает и выдает информацию. А теперь вернемся к нашему сознанию.

Возвращаясь к началу, мы не ответили на один важнейший вопрос: “Как индивидуальное сознание стало таковым и отделилось от коллективного бессознательного?”. Здесь в качестве мифологемы можно привести в пример грехопадение Адама и Евы. В чем же ее смысл? Сознание, будучи выходцем из коллективного бессознательного, Материнского лона, Абсолюта, отделилось от него пройдя 3 основные стадии, которые проходит каждый человек:

1) Первая стадия - узнавание. Это хаотическое состояние, когда мы только-только воспринимаем Мир и осознаем, что Он существует.

2) Вторая стадия - ступень развитого Эго-комплекса. Это монархическое состояние, когда мы включаем нечто только что осознанное в нашу картинку Мира, в наше сознание и признаем его своим и единственно верным.

3) Третья стадия - сознавание разделенного. Это дуалистическое состояние, когда с течением времени и опыта мы начинаем осознавать, что есть еще и противоположные стороны этих воспринятых вещей, что кроме нас самих есть еще и другие люди.

 

“Таким образом, все, что в нас еще принадлежит природе, чурается всякой проблемы, ибо имя последней-сомнение, а там, где верх одерживает сомнение, всегда появляется неопределенность и множество расходящихся путей и способов действия. А потому, каждая проблема приносит не только новую возможность расширения сознания, но и необходимость сказать “прощай!” по-детски невинной бессознательности и надеждам на природу. Уверенность может возникнуть только вследствие сомнений, а результаты - только вследствие эксперимента. Именно поэтому, росту сознания мы должны быть благодарны за существование проблем. Именно стремление человека прогнать инстинктивные позывы, его сопротивление инстинкту и есть та сила, которая создает сознание”.

 

В жизни же психическое рождение, а с ним и сознательное расхождение с родителями, обычно имеет место лишь в подростковом возрасте, со взрывом сексуальности[4]. Физиологические изменения сопровождаются психической революцией. Мы больше не желаем быть “мамиными сыночками” и “папиными дочками”, а начинаем желать свободы, выбора, независимости и самостоятельной жизни. Однако, при переходном возрасте(не только в физиологическом плане) может возникать состояние, характеризуемое внутренним разладом с самим собой. Возникает оно в тех случаях, когда бок о бок с с группой эго-содержаний обретает существование другая группа содержаний равной интенсивности. Вызвано это тем фактом, что некоторые не хотят прощаться с этой детской инфантильностью и грезами, пытаясь перенести во взрослую жизнь то, что должно быть оставлено, а того и хуже, когда возникает активное сопротивление этому переходу.  

 

На стадии редактирования вспомнил, что забыл упомянуть еще одно основное свойство сознания, а именно Волю. В традиционном смысле определение гласит: “Воля - это сознательное стремление к осуществлению чего-либо. А точнее - это способность осуществлять свои желания и поставленные перед собой цели”. В общем, это способность совершать действия собственными усилиями. Символически весь процесс акта воли можно описать так: кучер ведет повозку, запряженную лошадьми, держа вожжи и кнут. Сам кучер здесь является сознанием, которое управляет повозкой(телом) и лошадьми(эмоциями) посредством этого самого акта воли(кнут и вожжи). В качестве лошадей могут быть не только эмоции, но и, например, физиологические процессы по типу дыхания или же что-либо еще. Так, воля составляет основу Магии и в частности, закон Телемы[5] гласит: ”Твори свою Волю, таков да будет весь Закон”.



Подсознательное: сновидения и внутренние голоса

Теперь, поговорив о наших сознательных содержаниях, мы совсем плотно подошли к грани, отделяющей нас от бессознательного, нашей обратной стороне сознания. Но прежде чем пойти в более глубокие слои, следует уделить внимание самой Грани и подпороговым содержаниям, стоящим рядом с этой границей. Мы уже говорили о “сторожевом”, который стоит на границе сознания и контролирует всех входящих и выходящих. Мифологически его можно было бы отождествить с Хеймдаллем. Подсознательное содержит в себе бессознательные содержания, которые почти готовы прорваться в сознание. По факту, сама эта категория подсознательного довольна условна, ибо является частью обширного комплекса бессознательного, но которую я хотел бы выделить в отдельную группу. Среди наполнения этой группы можно встретить как недавно вытесненные содержания, которые по тем или иным причинам утратили свою достаточную интенсивность(энергию) для того, чтобы оставаться сознательными, так и импульсы, поднявшиеся из глубин бессознательного, которые жаждут реализации.

В эту категорию можно, например, так же отнести и сновидения, ибо они проявляются тогда, когда наша сознательная активность снижается и “сторожевой” в меньшей степени контролирует границу. Сновидения тоже являются довольно большой категорией для того, чтобы описать их здесь, но тем не менее, должно сказать, что они являются отголосками вечно бурлящей деятельности бессознательного, смешанные, однако, с нашим подсознанием, частью активности разума и других объектов. Так, можно сказать, что они представляют собой гибрид работы всей самости[6].

 И последний пункт, который я включил сюда, хотя до сих пор сомневаюсь, что ему место здесь, условно называется “внутренние голоса”. Сомневаюсь потому, что этот пункт относится сразу к трем категориям, а именно: сознанию, подсознательному и бессознательному, ибо эта та вещь, которую наиболее часто мы не осознаем. Итак, внутренние голоса - это способность наших сторон души говорить голосами в сознании. Понятно, что этих голосов может быть очень и очень много, однако, как правило, можно выделить основные из них:

1)голос разума, т.е. нашей ментальной части, которая путем логического(зачастую линейного) мышления рассуждает обо всем;

2) голос темной части, т.е. нашей Тени, речь о которой пойдет ниже;

3) голос самости или Духа, т.е. высшего начала;

4) голос сердца - наших истинных желаний. Подчеркиваю, что именно истинных и именно желаний, так как помимо них существуют еще потребности и прихоти, которые первыми не являются от слова совсем[7].

И здесь опять возникает закономерный вопрос: “Как отличить один голос от другого?”. Честно говоря, весь парадокс в том, что все эти голоса по звучанию являются одним и тем же голосом, но тем не менее, различаются своей мотивацией. Сразу вспоминается один диалог из довольно хорошей книги[8]:
“- Но как же мне отличить голос Паразита от своего собственного голоса?
- Очень просто - это один и тот же голос. Просто когда этот голос говорит правду - это твой голос, а когда врет - это голос паразита”.

 



 





Бессознательное

Теперь, разобравшись в какой-то степени с предыдущими содержаниями, мы можем перейти рубикон и нырнуть в более темные и глубокие слои, в которых вечно кипит жизнь, объединенные общим названием - бессознательное. О нем как в данной работе, так и вообще в принципе, можно написать довольно ограниченно и условно, ибо познать то, что там содержится полностью, не представляется возможным, равно как и структурировать это если и получается, то в довольно тесных рамках. Но давайте попробуем.
И для того, чтобы продолжить дальше, нам снова необходимо прибегнуть к терминологии, ввести некоторые понятия, а именно: что такое бессознательное и его принципы работы, что такое инстинкт и что такое архетип. Бессознательное - это источник наших инстинктов, а архетипы - суть формы, принимаемые этими инстинктами. Инстинкты, в свою очередь, суть есть целесообразные импульсы к выполнению довольно сложных по своей сути действий. Но здесь сразу стоит отметить тот факт, что инстинкт, то есть способ поведения, при котором ни мотив, ни цель совершенно не сознаются и который вызывается только скрытым внутренним принуждением, может работать не только на животном и примитивном уровне, но служит так же источником творческих импульсов. Также, можно охарактеризовать его важнейшее свойство, делающее его инстинктом. Это свойство - единообразие феномена и регулярность его повторения. Таким образом, зарождаясь в индивидуальных актах воли, позднее ставших общими и часто повторяющимися, они стали закономерными и всеобщими.

Кроме того, стоило бы добавить еще одно свойство бессознательного. Как мы уже отмечали, оно лишено состояния покоя в смысле бездеятельности и на глубоких уровнях непрерывно занимается группировкой и перегруппировкой своего содержания.

 

Теперь мне хотелось бы составить схематическую структуру бессознательного и чуть более детально разобраться и описать каждую составляющую. Из того, что мне удалось собрать, состав получился такой:
В первую очередь, надо определить 2 больших пласта бессознательного, а именно: личное бессознательное и коллективное бессознательное.

 

Личное бессознательное включает в себя:

1) Вытесненные переживания травмирующего характера(психотравмы), которые сознание не смогло по тем или иным причинам осознать и ассимилировать;

2) Уже упоминавшиеся содержания, которые стали бессознательными из-за того, что утратили свою интенсивность и забылись;

3) Содержания, в том числе чувственные впечатления, которые не обладали достаточной интенсивностью для того, чтобы достичь сознания, но тем не менее каким-то образом “запали в душу”;

4) Совокупность физиологических инстинктов, состоящих из безусловных рефлексов. Для меня эта категория остается под вопросом, поскольку, вероятно, управляется преимущественно мозгом и относится к соматике, но тем не менее часть полуавтономных процессов, таких как дыхание, может быть управляемо сознанием путем методологии холотропного дыхания и пранаямы в йоге, например;

5) Тень;

6) Карма и прошлые жизни в случае, если мы рассматриваем эти теории в качестве реальных(но почему бы в принципе и нет).

 

Теперь можно рассмотреть подробнее каждый из пунктов.

 

1) Касательно психотравм, здесь, очевидно, речь идет о том, что в тот момент времени, когда происходило определенное переживание, сознание было не готово к нему, не смогло принять этот процесс и осознать, а затем ассимилировать его в себя. Зачастую такие(теперь) воспоминания крайне болезненны и всячески подавляются, ибо для того, чтобы процесс осознания и ассимилирования завершился до конца, их, как правило, нужно пережить еще раз со всеми ощущениями. К этому пункту в качестве подпункта я бы отдельно отнес, как мне кажется, еще одну важнейшую категорию вытесненных переживаний, открытую С. Грофом, под названием базовые перинатальные матрицы[9], сокращенно БПМ. Эта теория, подтвержденная многократными групповыми и индивидуальными сеансами холотропного дыхания, основывается на том, что мы уже имеем сознание и память, будучи еще в состоянии эмбриона в утробе. Кратко суть концепции можно описать тем, что в процессе рождения мы проходим 4 этапа:

1) БПМ-I или поздний эмбриональный период, пребывание в амниотической жидкости;

2) БПМ-II или изгнание из рая, когда матка начинает сокращаться и мы начинаем сталкиваться с трудностями родового канала;

3) БПМ-III или борьба смерти и возрождения, характеризуемая открытием шейки матки и проходом в родовом канале;

4) БПМ-IV или переживание смерти и возрождения, характеризуемая кульминацией борьбы в родовом канале, моментом рождения и ситуацией сразу после рождения;

 

2) Здесь, судя по всему, имеют место быть не ассимилированные переживания, которые какое-то время находились в сознании, а затем, пролежав на пыльных полках, утратили свою энергию и были выброшены обратно в бессознательное;

3) К примеру, стандартные бытовые ситуации и рутина как таковая, которой особо не придается значения и которая не несет в себе сколь-нибудь значительный заряд энергии. Однако, периодически как-то фоново какие-то важные фрагменты наделенные энергией просачиваются в душу. Например, вы услышали какое-то слово или фразу в разговоре один раз и в какой-то момент времени она всплыла в сознании, хотя вы слышали ее всего лишь раз и не придали тогда ей особого значения;

4) Тут в качестве примера можно привести циркуляцию крови в организме, работу органов и прочие процессы;

 

5) А вот с этого пункта мы начинаем наше погружение дальше и глубже, в область еще более темного, нежели прежде, где происходят так называемые “вечные” процессы, которые окружены Тьмой, которую вряд ли можно рассеять Светом. Итак, мы подходим к понятию Тени. Но для того, чтобы ввести и описать это понятие, мы снова должны вернуться к началу, в тот момент, когда шел разговор о создании Мира, и внести дополнительную информацию для более ясного понимания того, о чем здесь будет идти речь. Для этого обратимся к Каббале.

С точки зрения Каббалы, существует 2 мировых начала - Аттрактивность и Экспансивность. Аттрактивность считается сотворенным качеством, а Экспансивность - атрибутом Абсолюта. Здесь, как бы комично это не звучало, следует сделать еще одно отступление в отступлении, чтобы описать с точки зрения каббалы то, как из Единства появилась Множественность. В каббале этот процесс называется “Разбиение Сосудов” или “Швират Килим”. Эта идея возникает при описании порядка реализаций потенций(самопознания) Абсолюта, их наполнения Осознанием, то есть переведением в актуальное состояние. Этот процесс, с точки зрения традиционного взгляда Магии, описывается как “вхождение Света в Сосуд”. Первоначально Свет(“Ор”) - это интегральное сознание Абсолюта, а Сосуд(“Кли”) - интеграл его Потенций. Так, самопознание Абсолюта начинается именно с выделения в Нем этой первоначальной двойственности. Весь процесс этого же самопознания рассматривается как установление взаимного соответствия между “Познающей” и “Познаваемой” ипостасями Великого Духа, что и описывается как постепенное наполнение Сосуда Светом. В то же время, поскольку Свет мыслится как “чистая” активность, чистая экспансивность, а Сосуд - как абсолютная пассивность, аттрактивность, то понятно, что как только Свет входит в Сосуд, их свойства уравновешиваются, Сосуд приобретает свойство экспансивности, то есть приобретает признак действия, что проявляется в том, что Сосуд исторгает Свет. Для того, чтобы этого не происходило, чтобы Свет задерживался в Сосуде, нужно, чтобы исторгающая сила Сосуда была меньше, чем входящая сила Света, причем в идеале - несоизмеримо меньше. Только в этом случае максимальное количество Света, войдя в Сосуд, удерживается там. Именно эта необходимость и описывается как “Разбиение Сосудов” - для того, чтобы Свет задержался в Сосуде, он входит не в интегральный Сосуд, а в совокупность дифференцированных сосудов. Самое же “Разбиение Сосудов” - процесс, предшествующий творению и именно он и создает саму возможность творения. Отсюда вытекают 2 важнейших следствия этого разбиения:

1) во-первых, оно привело к созданию единичных сознаний, “самостей” - живых существ, в том числе и людей;

2) во-вторых, в результате него между энергиями образовались “промежутки”, на смену интегральному единству пришло единство дифференциальное, и в мир проникла тьма.

Также по этой теме рекомендую ознакомиться с понятиями о тернере и кватернере либо в той же книге Энмеркара “Вселенная Мага. Миры, Боги и Духи.”, либо на его сайте enmerkar.com.

 

Итак, зачем нужно было такое долгое введение? Здесь мы как раз и подходим к понятию Тени. Тень, как ее понимал Юнг, есть моральная проблема, бросающая вызов всей эго-личности, которая имеет эмоциональную природу, обладает частичной автономией и качеством навязчивости(одержимости). По факту, тень есть темная сторона нашей души. И здесь нам как раз понадобится знание о сосудах. Мы, будучи порождениями Отца(активного, экспансивного начала), отражающегося в своем аналоге - Матери(воспринимающем, пассивном, аттрактивном начале), являемся Сыном(третьим элементом, содержащим качества обоих). Это значит, что мы получаемся андрогином, содержащим качества обоих родителей, т.е. содержим в себе свойства как экспансивности, так и аттрактивности, в тоже время являясь и сосудом для Света. Из этого следует, что мы имеем в себе аттрактивность(как изначальное свойство Сосуда), экспансивность в аттрактивности, экспансивность и аттрактивность в экспансивности. Отсюда как раз и выходит понятие о нашей Тени, которая будучи полностью аттрактивной частью нашей души, не способна наполниться Светом. Так, зачастую мы пытаемся искать все недостатки только в других, но никогда в самих себе. Все, что мы отказываемся признавать, все наши негативные качества, корыстные и темные желания содержатся в ней. До известной степени тень можно осознать, однако какая-то ее часть упорно сопротивляется и оказывается почти недоступной для воздействия. Здесь хотел бы добавить подпункт, расширяющий осознание этой темной субстанции, а именно систему Лемегетона, которая, в свою очередь, выделила 72 деструктивных матрицы и объективировала их в образе демонов. Так, эти демоны являются олицетворениями искажений естественных стремлений сознания. Более подробно следует ознакомиться с исследованиями Энмеркара в его книге “Новый Лемегетон. Демоны Гоэтии”, в которых он описал эту систему очень тщательно и подробно, посвятив этой работе много лет.

 

6) Тема кармы и прошлых жизней крайне сложна, но тем не менее, целесообразно, на мой взгляд, было бы упомянуть ее здесь. За основу теории о прошлых жизнях и реинкарнации в принципе, берется утверждение, что сознание существует независимо от тела и после смерти которого проходит “Промежуток”, именуемый тибетцами бардо. То есть, эта теория утверждает, что сознание, по сути, непрерывно. Информацию о подобных вещах можно найти повсеместно, начиная с древнейших времен. Самыми популярными на эту тему, конечно же, остаются египетская и тибетская книги мертвых.

 

Теперь, наконец, мы подошли к самому значимому слою бессознательного, а именно коллективному бессознательному. Что мы можем сказать о коллективном бессознательном? Предварительно мы упоминали, что бессознательное состоит из инстинктов, а архетипы есть формы, принимаемые этими инстинктами. Так вот, этот слой бессознательного содержит в себе все архетипы и их потенциальные импульсы, что служит началом мифов всех народов и человечества в целом. То есть, это наследие всей органической жизни, всего эволюционного пути сознания, которое является общим для всех людей. Среди всего этого многообразия можно выделить следующие пункты коллективного бессознательного:

1) Персона или же маска, которую наиболее часто используют люди в социуме, да и вообще Дух в принципе, ибо если снять с него все маски, то под ними мы обнаружим лишь чистую и неоформленную потенциальность;

2) Родовое, этническое, расовое и прочее коллективное бессознательное. Оно включает в себя как историю отдельно взятого рода, семьи, так и истории народностей, этногрупп, стран, рас и человечества в целом;

3) Анима и Анимус, как архетипические проводники в бессознательное;

4) Естественные стремления сознания.

 

А теперь рассмотрим все чуть подробнее.

 

1) Касаемо персоны можно добавить, что она является лишь маской коллективной души, которая только симулирует индивидуальность, но таковой не является. По факту, человек, который надевает эту маску и через которого проходят эти энергии, просто играет определенную роль, через которую говорит коллективная душа. И в качестве примера можно привести систему придворных карт Таро: пажи, рыцари, дамы, короли. Все это лишь роли, которые мы разыгрываем в социуме перед другими людьми. Характерной особенностью этой игры коллективной души является то, что эти энергии, проходящие как бы сквозь сознание, не ассимилируются последним, как толком и не осознаются, ибо они просто захватывают сознание, в некотором роде навязывая свои правила и способы поведения, руководствуясь, по-видимому, своими собственными целями;

2) Здесь, полагаю, комментарии излишне, ибо все довольно просто;

3) По поводу Анимы и Анимуса надо заметить, что сами по себе они являются архетипическими посредниками между сознанием и бессознательным, а потому, не подлежат ассимиляции в силу их архетипической природы, но их содержания осознать можно и нужно. Анима является женским архетипом в мужском и может смешиваться с архетипом Божественной Матери, но сама по себе олицетворяет идею Эроса, силу объединения. Анимус - мужское в женском и являет собой идею Логоса, идею различения и познания. И вместе они образуют сигизию, которая, в частности, находит свое место в алхимии. Подробнее о сигизии, Аниме и Анимусе можно почитать также у Юнга;

4) К естественным стремлениям сознания я отнес 72 Гениев из Лемегетона, которые в символическом виде олицетворяют естественные стремления сознания, такие как: самоисцеление, естественное развитие, стремление к объединению с другими людьми, стремление любить и быть любимым, и другие. Почитать можно так же у Энмеркара “Новый Лемегетон. Демоны Гоэтии”. А отнес я это к коллективному бессознательному постольку, поскольку в целом стремления одни и те же, но преобладание некоторых из них у конкретного индивидуума зависит от сугубо индивидуальных предрасположенностей.

 

И теперь, когда основные компоненты были более менее описаны, позволю себе отметить один, наверное, самый актуальный среди них, который в базовом состоянии принадлежит к области глубокого индивидуального бессознательного, но тем не менее, объединяет все поле сознания, включая абсолютно все компоненты. Он называется Самость. Вскользь она была уже упомянута ранее,но стоит ее здесь чуть подробнее раскрыть. Самость является ключевым понятием и целью развития сознания в принципе. Она присутствует всегда, но тем не менее бессознательна из-за нашего же невежества. Главное ее качество - связь с Монадой, которая транслирует этот индивидуальный способ самопознания Абсолюта. Символически Самость можно описать мандалой[10], которая суть есть целостность, в которой есть Все.

 


 




Послесловие

 

Сейчас, составив какую-никакую структуру своего мировоззрения(в общих чертах, конечно), я думаю о том, как это все относительно и несовершенно, о том, что я еще многого не знаю и начинаю сомневаться в том, стоит ли мне этим делиться и публиковать. Однако, раз моей изначальной мотивацией была возможность рассказать об этом другим, то, пожалуй, я это сделаю.

Теперь касаемо нюансов. В первую очередь, хотелось бы, чтобы этот материал воспринимался исключительно с позиции попытки что-либо структурировать, тем более, такие области, как жизнь и сознание человека и не считать это как абсолютное и безоговорочное знание. Каждый из тех, кто ищет, совершает ошибки, неверно истолковывая ту или иную вещь, идет туда или не туда, поэтому, как известно, ошибок не делает тот, кто ничего не делает. Это не оправдание, а вполне обычный факт, простые правила жизни. Главное ведь признавать свои ошибки своими и стараться исправить их как можно скорее, ибо, как говорится: “Жизнь - это волчья тропа, по которой нужно пройти, оскалив зубы, но тем не менее, остаться человеком”. Так и моя жизнь полна череды взлетов и падений, инсайтов, открытий и неудач, непонимания и борьбы с самим собой. Теперь пора открыть пути для чего-то нового, для Света, чтобы продолжить свой Путь восхождения к вершинам Духа.


 

Галахад Грейсе

11.04.20


Подробнее о способах восприятия и в принципе о ТИМах следует почитать типологию Юнга и Соционику.

Подробнее об этом можно почитать К.Г.Юнга "Отношения между эго и бессознательным", в частности главу "Явления, возникающие вследствие ассимиляции бессознательного"

Которую, я надеюсь, когда - нибудь сам напишу:D

Здесь нужно упомянуть труд К.Г.Юнга "Либидо, его метаморфозы и символы", да и работы Фрейда тоже

См.работы Кроули

Подробнее о сновидениях можно почитать у Юнга

Подробнее о разнице между желаниями, потребностями и прихотями см. в книге Энмеркара "Ветер Свободы" или у него на сайте www.enmerkar.com. А так же концепцию Кроули об Истинной Воле

Энмеркар "Дороги Мага. Падение Хранителя".

Подобронее см книгу С.Грофа "Холотропное сознание. Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь"

О символизм мандалой см. работу Юнга "Индивидуальный символизм снов в отношении к алхимии"




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: