Основатель мира и национального единства — Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон

Нозимов Х.А.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕР-ТЕХНОЛОГОВ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассматривается углубленное изучение английского языка инженер-технологами текстильной промышленности. Специалисты инженер-технологи текстильной промышленности со знанием английского языка способствуют реализации четвёртой стратегической цели – ускоренная индустриализация страны.

Ключевые слова: инженер-технолог,английский язык, личность, коммуникативная культура, личностный подход, системный подход, индустриализация.

 «Без науки, информационных и коммуникационных технологий, без формирования технического мышления продвижение сегодня не представляется возможным. Поэтому мы на первый план выдвинули развитие современных, особенно точных, наук, потому что перед нами стоит ещё одна большая задача, а именно наша четвёртая стратегическая цель – ускоренная индустриализация страны».

Основатель мира и национального единства — Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон

 

Можно сказать, что ХХI век является веком не только информационных технологий, но и вызовет новый интерес к гуманитарным знаниям. Современный уровень научно-технического прогресса, вызовы общественного развития требуют, чтобы инженер обладал и гуманитарными знаниями. В противном случае это порождает ряд экономических, социальных и экологических проблем, в основе которых лежит дисгармония между человеком и техникой, между человеком и природой. Само знание, как известно, не является гарантией формирования высокой культуры личности, но даёт необходимую базу для движения в этом направлении.

         Гуманитарное образование – основа выработки многих важнейших ценностей человека. Это образование необходимо для формирования целостной высоконравственной и социально ответственной личности. И если эти ценности не будут привиты, значит, их место займут другие, далеко не самые лучшие ценности. Чтобы решить сложную задачу по формированию личности студента в техническом вузе, надо строить систему образования как сложный комплекс естественнонаучного и гуманитарного знания, чтобы на выпускника смотрели не только как на хорошего специалиста, но и как на человека просвещенного, культурного, ответственного. А по-настоящему культурный человек не подпишет акт фальшивой экспертизы, откажется засорять землю ядами или скрывать правду об экологическом состоянии окружающей среды. Если же ему придётся принимать решения, касающиеся судеб родного города, региона, страны он будет исходить в первую очередь из норм закона, интересов жителей, а не эгоизма транснациональных корпорации.

Содержание и технология обучения иностранному языку должны соответствовать актуальным интересам и удовлетворять потребности студента, то есть воспроизводить окружение, наиболее приближенное к реальной жизни, а для этого преподаватель иностранного языка должен проявлять больший интерес к специальностям студентов тех факультетов, которые им обслуживаются, быть осведомленным в основных достижениях в соответствующих отраслях. Необходимо постоянно поддерживать связь с преподавателями специальных кафедр для определения актуальных вопросов
профессии студента. Особое значение для активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов имеют учебники, учебные пособия и аудиовизуальные средства обучения. Кафедры иностранных языков ведут работу по созданию методических материалов и терминологических словарей с целью активизации самостоятельной работы студентов и повышение ее эффективности.

Система образования готовит инженера для работы не только в ближайшем будущем, но и в достаточно отдаленной перспективе. Детальные условия и характер этой деятельности сегодня даже трудно предсказать. Поэтому выбор и обоснование содержания образования, в том числе и изучение иностранного языка, должны выполнять и некоторую прогностическую функцию. Это означает, что преподаватель каждой учебной дисциплины должен ориентироваться сам и ориентировать студентов не только на ее узко утилитарную роль, но и на перспективы эффективного использования полученных знаний, умений и навыков в будущей деятельности, на формирование у них способности и внутренней потребности в постоянном самообучении, самовоспитании и
самосовершенствовании в течение всей активной трудовой жизни.
Цели любого образования успешно достигаются только путем активной самостоятельной работы и самообразования студентов. Именно она способна обеспечить постоянный рост профессиональной квалификации и самосовершенствования специалиста, способствует совершенствованию его стиля деятельности, побуждает к творческому поиску. Итак, задача высшей школы – воспитание специалиста, способного постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Поэтому задача преподавателя – не только передача студентам определенной информации, а прежде всего обучение их
средствам самостоятельных действий для получения и осмысления новой информации, практического ее применение.

Кроме этого существует долгосрочная проблема многих преподавателей иностранного языка, которая заключается в желании и необходимости дать студентам все и как можно скорее. Но мы
все время забываем, что учим не лингвистов, а специалистов, которые являются лишь пользователями языка. Поэтому надо четко ставить цели и задачи конкретного курса и стараться их выполнить, отбирая все самое нужное и методически целесообразным. Следует научиться расставлять
приоритеты и отбрасывать второстепенное, обучать студентов пользоваться полученными знаниями, сформировать у них привычку самостоятельно работать. Общеизвестно, что учебный материал усваивается лучше, а навыки познавательной деятельности формируются у студентов интенсивнее именно во время самостоятельной работы. Полученные же в результате ее осуществления положительные результаты становятся мощным мотивационным фактором дальнейшего углубления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Каждый студент в группе является индивидуальностью, имеет свою исключительную структуру способностей, свои предпочтения при выборе тех или иных тем, проблем, видов деятельности. Для большей эффективности самостоятельной работы на практических занятиях преподаватель использует индивидуальные задания, во время которых он учитывает уровень подготовки каждого студента и фактически проводит индивидуальную работу с ним.

Преподаватель, учитывая индивидуальные особенности развития студента, обеспечивает ему успешное продвижение в овладении
неродного языка. Индивидуальный подход создает своеобразный механизм когнитивного резонанса, который существенно усиливает мотивы изучения студентом иностранного языка и придает уверенности в своих силах, возможностях и способностях. В то же время, поскольку обучение иностранному языку является совокупностью равнозначных процессов, каждый студент должен осознавать, что качественный результат его труда по овладению языком определяется в первую очередь его собственными усилиями и устремлениями. Вместе с преподавателем он несет ответственность за успешность и качество учебного процесса.

Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках ИЯ информационных технологий.

Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.

Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.

Итак, наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:

Ø электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

Ø интерактивные доски;

Ø электронные энциклопедии и справочники;

Ø тренажеры и программы тестирования;

Ø образовательные ресурсы Интернета;

Ø DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

Ø видео и аудиотехника;

Ø интерактивные карты и атласы;

Ø интерактивные конференции и конкурсы;

Ø материалы для дистанционного обучения;

Ø научно-исследовательские работы и проекты;

Ø дистанционное обучение.

       Подготовка будущих инженер-технологов текстильной промышленности при изучении английского зыка поможет работать выпускникам университетов в текстильной промышленности Республики Таджикистан и за рубежом. Следует отметить, что все оборудования текстильных заводов запрограммированы на английском или других иностранных языков. Специалисты инженер-технологи текстильной промышленности со знанием английского языка способствуют реализации четвёртой стратегической цели – ускоренная индустриализация страны. Для специалистов этой отрасли создана уникальная возможность работать в свободной экономической зоне «Куляб», которая составляет около 309 гектаров земли. После завершения института, студенты имеют возможность практиковать свой английский язык с иностранными инвесторами, а также работать с новым оборудованием и технологиями.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: