Тема: Содержание литературного произведения. Тема

 

Вопросы.

1. Тема как литературоведческая категория.

2. Виды тем: вечные, онтологические, национальные, конкретно-исторические и т.д.

3. Соотношение понятий «тема», «персонаж», «характер».

4. Монотематические и политематические произведения.

5. Методика анализа темы.

 

Контрольные вопросы

1. Какие терминологические сложности связаны с понятием темы произведения?

2. Что мы имеем в виду, когда говорим о теме как об объективной стороне художественного содержания?

3. В чем различие между темами конкретно-историческими и «вечными»? Могут ли они сочетаться в одном произведении?

4. Что важнее для анализа и почему – характеры или ситуации?

 

Задания

1. Определите, какая формулировка темы является правильной для следующих произведений:

а) А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери,

– взаимоотношения Моцарта и Сальери,

– тема музыки,

– взаимоотношения таланта и гения.

б) А.П. Чехов. Ионыч

– жизнь доктора Старцева,

– проблема превращения доктора Старцева в Ионыча,

– жизнь русской разночинной интеллигенции на рубеже XIX–XX вв.,

– тема искусства.

2. Определите, какие аспекты тематики – конкретно-исторические или вечные – более важны для анализа следующих произведений:

И.С. Тургенев. Муму.

Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города.

С.А. Есенин. Черный человек.

3. Нужно ли анализировать тематику в следующих произведениях:

М.Ю. Лермонтов. Демон.

Н.С. Лесков. Левша.

4. Что – характеры или ситуации – следует анализировать прежде всего в следующих произведениях:

М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

А.П. Чехов. Толстый и тонкий.

 

Список литературы

1. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа.

2. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М.: Флинта: Наука.

3. Введение в литературоведение: учебник для студентов вузов / под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М., 2005.

4. Введение в литературоведение: учебное пособие / под ред. Л.В. Чернец 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.

5. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. – М., 2001.

Итоговое задание

Проанализируйте тематику приведенных ниже произведений по следующему алгоритму:

 


 

* * *

О, весна! без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

 

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

 

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

 

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

 

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

 

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами — хмельная мечта!

 

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Всё равно: принимаю тебя!

 

24 октября 1907


 

Близнецы

Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.

Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.

Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:

— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.

Февраль, 1878 г.


Олег Маслов

* * *

«Всё проходит. И это пройдёт», –

Начертал на кольце Соломона

Кто-то мудрый, в годину невзгод

Утешая владыку Сиона.

 

Да, проходит... Как в море вода,

Уплывают в безвременье годы

И уносят с собой в никуда

Все печали, обиды, невзгоды.

 

Но обманчив желанный покой –

Продолжаются многие лета,

Повторяется Всё не впервой,

И назад возвращается Это.

 

Пусть слова утоляют печаль,

Пусть кружит круговерть мировая,

Только жизнь – не кольцо, а спираль,

И к тому же, по счастью, двойная.








Олег Маслов

Лето 2010

Опять страна моя в огне.

Опять в дыму моя столица,

Вновь на войне как на войне,

Хоть не нарушена граница.

 

Горят леса, горят дома,

В чаду пожарищ гибнут люди,

И о дожде земля сама

Взывает к небу, как о чуде.

 

Жара и сушь, огонь и смерч...

Россия жаждет, а Европа

Светило молит уберечь

Её от нового потопа.

В злосчастный год, в недобрый час

Всех покарала непогода,

Как будто, исчерпав запас

Долготерпения, на нас

Свой гнев обрушила Природа –

За весь чинимый нами вред

Земле, воде, траве и лесу,

Сказав решительное НЕТ

Бездумно-алчному Прогрессу.

 

Двояко бренное житьё:

Беда смурна, но кто не знает,

Что справедливое битьё

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: