Регулировка натяжения ремня привода вентилятора и жидкостного насоса осуществляется в следующей последовательности: 1) отпустить болт крепления генератора (или натяжного ролика) к натяжной планке; 2) используя в качестве рычага монтажную лопатку (вороток и т. п.), перемещать генератор (или натяжной ролик) по прорези натяжной планки до тех пор, пока натяжение ремня не достигнет требуемого значения; 3) удерживая генератор (или натяжной ролик) в таком положении, затянуть болт крепления генератора (натяжного ролика) (см. рис. 42).
Удаление накипи и промывка системы охлаждения. В процессе работы двигателя в системе охлаждения образуется накипь, которая накапливается и затрудняет отвод теплоты от нагретых деталей двигателя. Поэтому необходимо периодически удалять накипь и промы- вать систему охлаждения.
Накипь удаляется с помощью химических растворов (трилона Б, хромпика, соляной кислоты с ингибиторами, каустической соды и т.п.). Раствор для удаления накипи, время промыва и концентрация раствора рекомендуются заводом-изготовителем в инструкции по применению растворов. Обычно накипь удаляется следующим образом: вначале готовят промывочный раствор; затем его заливают в систему охлаждения, позволив некоторое время (указанное в инструкции) двигателю работать с промывочным раствором в качестве охла- ждающей жидкости; в конце промывочный раствор сливают и промывают систему охлажде- ния.
|
|
Простейшая промывка системы охлаждения осуществляется чистой водой под давле- нием 20…30 МПа. Направление движения потока воды при промывке должно быть противо-
положно направлению циркуляции охлаждающей жидкости в период работы двигателя. Ра- диатор и водяную рубашку двигателя промывают раздельно. Технически промывка осу- ществляется следующим образом: снимают верхний и нижний шланги радиатора; на патруб- ки радиатора надевают шланги промывочного агрегата; в нагнетательный шланг (присоеди- ненный к нижнему патрубку радиатора) подают воду под давлением 20…30 МПа. Продукты коррозии и накипь выходят через шланг, надетый на верхний патрубок радиатора. Пробка радиатора при промывке должна быть закрыта. Водяную рубашку промывают аналогичным образом, но при снятых термостате и сливных краниках блока цилиндров. Струю воды направляют в нагнетательный шланг, надетый на патрубок термостата. Промывка продолжа- ется до тех пор, пока выходящая из сливного патрубка вода не станет чистой.
В настоящее время все большее распространение находят установки для промывки систем охлаждения и замены охлаждающей жидкости (рис. 43).
|
|
Рис. 43. Установки для промывки системы охлаждения и замены охлаждающей жидкости
Эти установки для промывки систем охлаждения имеют большое количество разно- образных функций: замена охлаждающей жидкости, без «завоздушивания» системы; про- мывка радиатора двигателя и радиатора отопителя салона; возможность очистки радиаторов посредством подачи импульсами воздуха под давлением или совместно с промывочной жид- костью; проверка системы охлаждения двигателя на герметичность; проверка работоспособ- ности клапана избыточного давления на крышке радиатора или расширительного бачка; кон- троль давления в системе охлаждения двигателя; очистка жидкости, поступающей в уста- новку, с помощью съёмного фильтра; предварительная откачка старого антифриза из верх- ней части радиатора для предотвращения разлива жидкости при подключении адаптеров и т.п.
Основные неисправности приборов системы охлаждения и способы их устране- ния представлены в таблице.
Неисправность(признак) | Причины | Способ устранения |
РАДИАТОР | ||
Течь охлаждающей жидко- сти из радиатора. Недостаточная эффектив- ность работы радиатора | Трещины или поломка трубок радиатора. Накипь и загрязнение в трубках радиатора. Засорение ребер охлаждения радиатора | Запаять или заменить повре- жденные трубки. Удалить накипь и промыть радиатор. Продуть ребра радиатора сжатым воздухом |
ТЕРМОСТАТ | ||
Двигатель долго прогрева- ется. Двигатель перегревается | Клапан термостата заклинил в открытом положении. Клапан термостата заклинил в закрытом положении | Заменить термостат. Заменить термостат |
НАСОС | ||
Течь жидкости из кон- трольного отверстия насо- са. Шум при работе насоса | Износ уплотнительных деталей насоса. Износ подшипников вала. Отсутствие смазки в подшип- никах вала | Заменить поврежденные или изношенные уплотнения. Заменить подшипники. Заложить смазку в подшип- ники |
НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ | ||
Течь жидкости из системы охлаждения | Трещины и пробоины в корпу- сах приборов или рубашке охлаждения. Нарушена герметичность про- кладок. Повреждены шланги. Нарушена герметичность со- единения шлангов с патрубками | Заварить, запаять или устра- нить повреждения гермети- ком. Заменить прокладки. Заменить шланги. Затянуть или заменить со- единительные хомуты |
Для временного или длительного восстановления герметичности системы охлаждения могут применяться различные герметики (пасты для внешней заделки негерметичностей, таблетки для растворения в охлаждающей жидкости).