Урок 1. «Структура программы на языке Pascal, вывод строк»

На этом уроке мы познакомимся со структурой программы на языке Pascal и напишем код для решения задачи вывода строки в окно консоли.

Наш урок будет продуктивнее, если вы запустите Pascal и будите проделывать у себя на компьютере все те действия, которые описаны в уроке.

Запустите Pascal. Сначала давайте познакомимся с окном программы:

Итак, на данном этапе для нас важны три объекта: окно редактора, где мы пишем программу, окно вывода результатов, куда выводится результат работы программы и кнопка «Выполнить».

Теперь наберите в окне редактора код нашей первой программы, как показано на картинке.

Обратите внимание: все должно быть написано точно так (символ в символ) как это сделано на картинке.

Апостроф находятся на клавише буквы «Э» в латинской раскладке.

Нажмите кнопку «Выполнить».

Если у вас вывелся текс, как на картинке, то все хорошо. Если у вас появилась красная черта, то вы где-то допустили ошибку. В моем примере слово «program» написано с двумя m, а надо с одной.

Проверьте правильность написания слов, наличие знаков препинания: точки запятой в первой и третьей строке и точки после end.

   

Давайте теперь разберем, что каждая строчка значит:

program first; - это название программы. Слово program – служебное слово, first - идентификатор. Иначе его называют – имя программы. К именам любых объектов в Pascal предъявляются следующие требования: имя должно начинаться с латинской буквы, за которой могут следовать другие латинские буквы, арабские цифры и знак подчеркивания. Например: space1 – допустимое имя, 1_urok – не допустимое. После указания имени программы ставится точка с запятой. В версии PascalABC.net эта строчка может отсутствовать.

begin – начало программы. Это служебное слово начинает блок тела программы. Оно должно присутствовать обязательно. После него точка с запятой не ставится.

write ('Всем привет'); - вывод текста Всем привет, write () – это оператор вывода. Он может существовать в двух версиях: просто write () – это выводит, то что указано с скобках и оставляет курсор на этой же строке, а writeln () – выводит,  и переводит курсор на строчку ниже. В скобках пишется список вывода. Что это значит? То, что мы можем одним оператором вывести несколько строк и даже чисел. При этом все элементы списка вывода надо разделять запятыми. Строки нужно обязательно брать в апострофы! Например:

 

 

 

Текс вывода выглядит, как-то не так. В чем ошибка? После слов «Всем привет» по законам русского языка надо поставить запятую. Но вроде она там есть?. Эта запятая – разделитель списка вывода (на рисунке они обведены красным кружком), а нам надо поставить запятую в текст, то есть внутри апострофов. Так как текст в апострофах выводится без изменения. Далее, если вы обратили внимание строки выведены без разделяющего их пробела, как бы слеплены друг с другом. Чтобы этого не происходило надо в каких-то строках предусмотреть пробелы с начала или с конца.

Сравните код и строку вывода на двух картинках.

end. - завершение блока тела программы. Оно должно присутствовать обязательно. После него ставится точка.

Задача 1. Напишите программу, рисующую из звездочек елочку:

Так как елочка состоит из четырех линий звездочек нам понадобятся четыре оператора writeln  – нам нужно чтобы курсор все время после вывода строки спускался на строчку ниже. В каждой строке за счет пробелов мы выравниваем нашу елочку: 1 строка – три пробела, одна звездочка, 2 строка – два пробела, три звездочки и т.д. Пробелы и звездочки пишем в апострофах, иначе они не будут выводиться!

 Практическая часть.

Задание 1. Выпишите допустимые имена программ:

Alg111, alg_1, 2_alg, z123, 123f, Миша_ghjg, b.1_sad

Задание 2. Напишите программу, выводящую текс как в образце.

Задание 3. Напишите программы, выводящие картинки как в образцах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: