Мероприятия по защите людей от источников ЧС

Задание на 10.04.2020г.

                                                                             Предмет: БЖД (10 класс)

ПЛАН УРОКА №8

Тема программы 1.2.: Экологическая и производственная безопасность человека

Тема урока №8: Защита человека от действий опасных факторов техногенной среды

Актуализация знаний студентов по предыдущему уроку

(устно, без конспекта ответиь на вопросы)

1.1.Какая площадь приходится на 1 рабочее место оператора ЭВМ?

2.2.Можно ли устанавливать компьютеры в цокольном и подвальном помещении?

2.3.В какое время устанавливается перерыв для первой категории работ?  

2.4.Выполните комплекс упражнений для глаз при работе за компьютером.

2.5. Выполните комплекс упражнений для отдыха во время перерыва.

Изучение нового материала

 

ЛЕКЦИЯ

(изучить тему урока, сделать краткий конспект)

 

1 .Защита человека от вред­ных и опасных факторов природного и техногенно­го происхождения

Защита населения – это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, проведение которых предупреждает (исключает) воздействие или максимально снижает воздействие поражающих факторов ЧС (оружия) на населения (спасателей), тем самым сохраняется их жизнь, здоровье и трудоспособность.

Основной целью безопасности жизнедеятельности как науки является сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и создание комфортных условий жизнедеятельности.

Многие системы безопасности взаимосвязаны между собой как по негативным воздействиям, так и средствам достижения безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере почти всегда неразрывно связано с решением задач по охране среды жизнедеятельности человека (снижению выбросов и сбросов и др.). Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере – путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы.

Рост негативного влияния на человека и среду обитания не всегда ограничивается только нарастанием опасностей прямого действия, например, ростом концентраций токсичных примесей в атмосфере города, цеха, рабочей зоны. При определенных условиях возможно появление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровнях и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и канцерогенных веществ в живых организмах, в пищевых продуктах и т. п.

2. Основы организации защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техно­генного происхождения

Вредный фактор – это негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Все компоненты среды обитания человека обладают способностью генерировать вредные факторы, источником которых являются:

1) прирордные бедствия;

2) антропогенные опасности;

3) технологические опасности.

Природные бедствия представляют собой сложную совокупность разнообразных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов. Под неблагоприятным природным явлением понимается стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать негативные последствия для жизнедеятельности людей и экономики. Для этих явлений характерны сравнительно небольшие отклонения состояния природной среды от нормального диапазона природных условий оптимальных для жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Антропогенные опасности, свойственные городским условиям, во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека. Отходы поступают в окружающую среду в виде газа и парообразных выбросов в атмосферу, сбросов со стоками в водоёмы, производственных отходов и твердых бытовых отходов (ТБО), загрязняющими литосферу.

Главными источниками антропогенного загрязнения являются отходы, образующиеся при эксплуатации транспорта, при сжигании топлива, при обработке твердых отходов, а также промышленные и другие отходы.

К опасностям в бытуотносятся загрязненный воздух, питьевая вода с избыточным содержанием вредных примесей, недоброкачественная пища, медикаменты при избыточном и неправильном потреблении, алкоголь, табачный дым, бактерии, аллергены, укусы насекомых и т.д.

Техногенным опасностям, свойственным для производственных условий, подвергается человек при попадании в зону действия технических систем. Уровни воздействия вредных факторов на человека определяются характеристиками технологических параметров процессов, в которых используется химические реагенты, и длительностью пребывания человека в опасной зоне.

К наиболее распространенным химическим веществам на производстве относятся:

- сильные кислоты и щелочи;

- кровяные яды;

- яды, угнетающие тканевое дыхание;

- наркотические яды;

- амино- и нитросоединения.

Многие из них могут наблюдаться в промышленной и рабочей зоне на химических и нефтехимических предприятиях.

В природных, производственных, городских и бытовых условиях на человека может воздействовать несколько вредных факторов. Комплекс вредных факторов, действующих в конкретный момент времени, зависит от текущего состояния системы «человек-среда обитания».

Защита человека от вредных факторов сводится к обеспечению концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны, приземном слое атмосферы, в поверхностных, подземных и питьевых источниках водоснабжения равным или менее ПДК. Для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных факторов природной, городской и производственной среды применяются следующие методы и средства: рациональное размещение источников выбросов, сбросов вредных веществ по отношению к населенным зонам и рабочим местам; удалением вредных выделений от источника образования посредством технических средств; применением средств очистки воздуха, воды от вредных веществ с внедрением технологии безопасной утилизации отходов; применением средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется путем проведения комплекса согласованных (по месту и времени проведения, целям, ресурсам) мероприятий системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленных на предупреждение, устранение или снижение угрозы жизни и здоровью людей, ущерба окружающей природной среде в условиях чрезвычайных ситуаций или в случаях реальной опасности их возникновения, а также на формирование необходимых для этого сил и средств.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления за счет резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по защите людей от источников ЧС

Мероприятия по защите людей от источников ЧС должны планироваться в объемах, гарантирующих непревышение нормативного воздействия на них возможных поражающих факторов для расчетной ЧС. В условиях возникновения ЧС мероприятия по защите должны осуществляться в объемах, обеспечивающих непревышение допустимого нормативного воздействия на людей реализовавшихся поражающих факторов.

Если в силу складывающихся обстоятельств установленные нормативы допустимых опасных воздействий могут быть превышены, мероприятия по защите людей надлежит проводить по направлениям и в масштабах, позволяющих максимально ослабить это воздействие.  

Мероприятия по подготовке к действиям по защите населения в ЧС следует планировать и осуществлять дифференцированно по видам и степеням возможной опасности на конкретных территориях и с учетом насыщенности этих территорий объектами промышленного назначения, гидросооружениями, объектами и системами производственной и социальной инфраструктуры; наличия, номенклатуры, мощности и размещения потенциально опасных объектов; характеристик, в том числе по стоимости и защитным свойствам в условиях ЧС, имеющихся зданий и сооружений и их строительных конструкций; особенностей расселения жителей; климатических и других местных условий.

В ходе изучения темы студенты составляют конспект по плану


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: