Глава V. Пропорции базы, капителей и антаблемента в ионийском ордере

Книга III

Глава I. О соразмерности в храмах и в человеческом теле

1. Композиция храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность. Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет такого же точного членения, как у хорошо сложенного человека.

· Витрувий подробно описывает пропорции тела человека:

Ибо, если положить человека навзничь с распростертыми руками и ногами и приставить ножку циркуля к его пупку, то при описании окружности линия ее коснется пальцев обеих руки ног. Точно так же, как из тела может быть получено очертание окружности, из него можно образовать и фигуру квадрата. Ибо если измерить расстояние от подошвы ног до темени и приложить ту же меру к распростертым рукам, то получится одинаковая ширина и длина, так же как на правильных квадратных площадках.

· Витрувий подчеркивает, что достоинства и недостатки зданий остаются на веки, поэтому следует соблюдать правила их построения, основываясь на соразмерности частей тела человека.

· В качестве мер, необходимых при работе, Витрувий выделяет палец, пядь, ступню, локоть.

«Итак, если установлено, что счисление основано на человеческих членах и если существует соответствие между отдельными членами и общим видом всего тела, по отношению к некоторой части, принятой за исходную, нам остается с уважением отнестись к тем, кто и при постройке храмов бессмертных богов произвели такое членение в своих работах, что и отдельные части и общее целое находятся в надлежащих пропорциях и соразмерности»

Глава II. Классификация храмов

Витрувий выделяет следующие виды храмов: храм в антах, затем простиль, амфипростиль, периптер, псевдодиптер, диптер и гипетр. Строение их определяется следующими признаками.

Храм в антах

Ø Этот тип святилища состоял из небольшого прямоугольного помещения (наоса), имел двухскатную крышу, покрытую керамической или мраморной черепицей.

Ø Его главный фасад оформлялся антами (выступами боковых стен), между которыми помещались две колонны. Подобное сооружение было рассчитано на восприятие лишь со стороны входа.

Простиль

Более совершенным типом святилища был «простиль», главный фасад которого украшался четырьмя колоннами, расположенными перед антами.

Амфипростиль

· В «амфипростиле» колоннада имелась на переднем и заднем фасадах, где располагался вход в сокровищницу 5

Периптер

Ø Подобные святилища окружались колоннами по всему своему периметру.

Ø  Перед его главным фасадом обычно стояло шесть колонн

«Псевдодиптер располагается так, чтобы на переднем и заднем фасаде было по восьми колонн, а по бокам, вместе с угловыми, — по пятнадцати; стены же целлы должны и на переднем и на заднем фасаде приходиться против четырех средних колонн. Таким образом, расстояние между стенами и кругом идущими рядами внешних колонн будет равно двум междуколонным промежуткам и поперечнику нижней части колонны»

диптер

· имелось два ряда колонн, окружавших здание.

«У гипетра же по десяти колонн и с передней и с задней стороны храма. Все остальное у него то же самое, как и у диптера, но во внутренней его части находятся два яруса колонн, отделенные круговым проходом от стен, как портики перистилей. Средина у гипетра — под открытым небом, без крыши. Вход в него — через двери с обеих сторон, и в предхрамии и с задней стороны храма»

Витрувий не только описывает виды храмов, но и приводит примеры из современных ему строений, многие из которых не сохранились до наших дней.

Глава III. Пять видов храмов

1. Существует пять видов храмов, называющихся так: пикностиль — с тесно стоящими колоннами; систиль — где колонны стоят несколько шире; диастиль — с еще более широкими междуколонными промежутками; ареостиль — с расставленными реже чем следует колоннами; евстиль — с правильным распределением расстояний.

В этом разделе Витрувий выделяет разные виды храмов исходя из расстояния между колоннами.

Пикностиль - Тип древнегреческого храма, периптера с небольшим интерколумнием, равным 1,5 нижнего диаметра колонны

Систиль – тип древнегреческого храма, колоннада которого имеет интерколумний, равный двум нижним диаметрам колонны

Диастиль – 3 нижних диаметра (эмбата)

Ареостиль – интерколумний = 3,5 -4 эмбата

Евстиль - мог быть четырёх-, шести- и восьмиколонным. Витрувий считал, что евстиль компенсирует функциональные неудобства остальных стилей расстановки колонн, обеспечивает зрелищность архитектурных форм и удобный доступ к сооружению.

 

 

Глава IV. Фундаменты

Витрувий описывает как подготовить место для постройки и построить стереобаты.

«На поверхности же земли под колоннами следует выводить стены на половину толще будущих колонн, чтобы эта нижняя часть была крепче верхней. Эти стены, несущие тяжесть, называются стереобатами»

На стилобатах возводятся колонны

Количество ступеней должно быть нечетным

«ибо раз на первую ступень всходят с правой ноги, то ею же надо ступать и на верхнюю ступень храма»

Витрувий также описывает как избежать визуального искажения стилобата:

«Стилобат же следует выравнивать так, чтобы у него в середине было добавление при помощи непарных уступов; ибо, если его выводить по уровню, он будет казаться глазу вогнутым»

Глава V. Пропорции базы, капителей и антаблемента в ионийском ордере

· «Высота ее такова же, как в аттической; таков же и ее плинт; остаток, за исключением плинта, что составит треть толщины колонны, делят на семь частей; из них три идут на верхний вал, остальные четыре части делят пополам, и одна половина будет верхним трохилом с его астрагалами и бровкой, другая остается на нижний трохил; но нижняя часть будет казаться большей из-за того, что у нее будет выступ до края плинта. Астрагалы делают в восьмую долю трохила. Выступ базы будет в три шестнадцатых толщины колонны»

· Витрувий дает подробное описания расчетов высты колонны, капители, вычерчивание валюты.

· «Что же касается вычерчивания волют, так чтобы они были правильно закручены по циркулю»

· Витрувий учитывает визуальное искажение колонны: «Ибо чем выше поднимается взор, тем труднее ему проникать сквозь толщу воздуха; от этого, расплываясь в высоте и лишаясь силы, он теряет способность правильного ощущения модульных отношений. Поэтому всегда надо делать некоторые добавления к отдельным членам при расчете их соразмерности, чтобы они казались надлежащих величин, когда здания расположены на возвышенных местах или сами по себе имеют достаточно колоссальные размеры. Ширина эпистиля внизу, над самой капителью, должна быть равна толщине верха колонны под капителью; верх равен толщине низа ствола»

· «На колоннах следует делать двадцать четыре каннелюры»

· «На симах, находящихся над карнизом по бокам храмов, высекают львиные головы, расположенные так, что они прежде всего должны приходиться против каждой колонны, а остальные располагаются равномерно, чтобы каждая из них приходилась против середины отдельных рядов черепиц. Те, которые приходятся против колонн, просверливают до желоба, отводящего с кровли дождевую воду; промежуточные же делают сплошными, чтобы вода, стекающая по кровле в желоб, не лилась по междуколонным промежуткам и не заливала проходящих; а головы против колонн выбрасывают, как бы изрыгая ее, струю воды из пасти»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: