Ответы на данный вопрос рассматривались в курсе зоологии и анатомии и присутствуют в школьных учебниках, но, как правило, эти факты приводились в связи с различными особенностями функционирования тех или иных организмов, без заострения внимания на том, что число костей у животного отлично от типичного. Поэтому участникам для ответа на данный вопрос было необходимо продемонстрировать умение правильно сформулировать запрос для самого себя и тогда нужный факт непременно бы всплыл в памяти.
Версии, которые приводили участники в своих ответах можно условно разделить на несколько групп.
1) Количество костей зависит от возраста особи. У новорожденных, как правило, число костей больше, т. к. со временем происходит сращение. Эту версию участники почерпнули, по-видимому, при изучении опорно-двигательной системы человека, и она наиболее часто фигурирует в ответах. Далее можно было уточнить, какие именно кости срастаются. Кроме того, у анамний может осуществляться развитие с метаморфозом тогда у личиночной и взрослой стадии число костей отличаться.
2) Половой диморфизм. Действительно, у некоторых видов, число костей у самцов и самок различно, например, за счет бакулюма или рогов, которые чаще присутствуют у самцов.
3) Индивидуальные особенности организма. Сюда можно отнести разную степень проявления рудиментарных признаков, таких как количество позвонков в копчике или появление атавизмов, например, формирование тазового пояса у некоторых китов. Кроме того, в качестве ответа участники указывали разные условия среды и физическое состояние животного. и действительно, масса животного и степень нагрузки на суставы может влиять на формирование сесамовидных костей. Также некоторые участники справедливо указывали, что у разных подвидов животных число костей может не совпадать.
4) Мутации и повреждения. Такие варианты оценивались ниже или не оценивались вовсе, т. к. в условии вопроса указано, что особь здорова. Исключения составляли те версии, в которых полученное изменение не влияет на функциональное и физиологическое состояние особи. Кроме того, высоким баллом оценивались версии, в которых рассматривалось явление аутотомии, например, отбрасывание хвоста у ящериц, т. к. даже после восстановления кости в новообразованном хвосте не формируются.
8-2. Прививка — распространенный способ размножения культурных растений. При этом черенок нужного сорта (привой) приживляют на молодое деревце (подвой). Однако далеко не все культурные растения размножают с помощью прививок. Как вы думаете, почему?
Для успешного ответа на этот вопрос участнику нужно было понимать механизм прививки и иметь знания в области ботаники. Ответы на вопрос тоже делятся на ответы, связанные с механизмом прививки, и на идеи, которые выводятся из ботанических знаний. Первая группа ответов содержит в себе довольно очевидные версии, которые предлагало большинство участников. Например, что привой и подвой должны быть из одного семейства (тут допускалась формулировка “биологически родственны”), они должны иметь одревесневший стебель, быть многолетними и т. д. Часто предлагалась версия о том, что для некоторых растений существуют более простые и не такие затратные способы вегетативного размножения.
Более редкие версии были такие: привой и подвой в чём-то принципиально различаются физиологически, например, у них разные скорости роста и развития, разные циклы цветения, разные типы фотосинтеза, привою и подвою требуются разные количества химических веществ и т. п.
Интересными и редкими были версии про то, что приживанию привоя помешают какие-то структуры на подвое, например, иголки или волоски; что на привое живёт симбионт, который помешает успешной прививке; что растения не должны выделять млечный сок.






