Американский исследователи отмечают раскол в подходах стран ЦВЕ в политике относительно российского энергетического присутствия в регионе

Взаимоотношения России со странами ЦЮВЕ

Центральная и Юго - Восточная Европа (ЦЮВЕ) — бывшие социалистические государства Восточной Европы, не входящие в СНГ. В литературе встречаются название — Восточно - Центральная Европа (ВЦЕ).

Термин, используемый для характеристики группы государств, тесно связанных в рамках экономической (СЭВ), политической (ОВД) интеграции до падения железного занавеса.

К странам ЦЮВЕ относят государства, расположенные восточнее Германии (Объединённой Германии) и южнее Балтийского моря до границ с Грецией:


 Эстония (ЭССР)

 Латвия (ЛатССР)

 Литва (ЛитССР)

 Польша (ПНР)

 ГДР

 Чехия (ЧССР)

 Словакия (ЧССР)

 Венгрия (ВНР)

 Румыния (СРР)

Словения (СФРЮ)

 Хорватия (СФРЮ)

 Босния и Герцеговина (СФРЮ)

 Сербия (СФРЮ)

 Черногория (СФРЮ)

 Республика Косово (СФРЮ)

 Албания (НСРА)

 Северная Македония (СФРЮ)

 Болгария (НРБ)


 

  Встречаются источники, которые также относят материковую часть Греции к ЦЮВЕ. Бывшие союзные республики СССР: Латвию, Литву и Эстонию — современные исследователи включают в страны ЦЮВЕ по признаку вхождения в Европейский союз.

Проблемы отношений России со странами Центральной и Восточной Европы приобретают особую актуальность на ближайшую перспективу, как с точки зрения двусторонних отношений, так и в общеевропейском контексте, с учетом следующих факторов:

1. Приход к власти правоцентристских правительств во всех странах Вишеградской группы (ВГ) вносит новые моменты в тему отношений с Россией;

Вишеградская группа - объединение четырёх центральноевропейских государств: Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Основой данного сотрудничества являются взаимные контакты на всех уровнях - от политических встреч на высшем уровне до экспертных и дипломатических встреч, до деятельности неправительственных ассоциаций в регионе, аналитических центров и исследовательских органов, учреждений культуры.

Вышеградская группа сотрудничает с другими региональными органами, а также с отдельными странами региона и за ее пределами на специальной или регулярной основе. Страны Бенилюкса, страны Совета министров Северных стран, страны в рамках Восточного партнерства ЕС и Западные Балканы относятся к приоритетам Группы.

2. Вступление в решающую стадию разработки ряда проектов, напрямую затрагивающих как двусторонние отношения с отдельными странами региона, так и выходящих далеко за его пределы и имеющих кумулятивный эффект- трубопроводы «Северный поток», «Южный поток», проекты в атомной энергетике и т.п. Тем самым отношения со странами ЦЮВЕ все больше вписываются в общеевропейский контекст.

Пространство между Балтийским и Черным и Адриатическим морями существенна для участия России в решении проблем общеевропейского масштаба. Развитие отношений со странами региона позволит:

1. Гармонизировать общеевропейское пространство;

2. Минимизировать зоны конфликтности по линии отношений Россия-ЕС -политика соседства, внешняя безопасность, энергетика, проблемы торговли;

3. Способствовать снятию исторических антагонизмов и предубеждений в отношении России;

Как уже отмечалось, к странам Центральной и Восточной Европы принято относить страны, исходя как из географических представлений, так и сугубо политических, имея в виду страны, ранее принадлежавшие к т.н. «восточному блоку», а теперь присоединившиеся к ЕС и НАТО. При этом большинством аналитиков и политиков отмечается, что регион не представляет собой «гомогенное», единое образование, и страны заметно различаются между собой по целому ряду черт: экономического и политического развития, приверженности проевропейской или проатлантистской линии во внешней политике, активности на региональном уровне, и наконец по отношению к России.

За последние двадцать лет отношения между Россией и странами ЦВЕ прошли достаточно противоречивый путь: от минимизации этих отношений в начале-середине 90-годов ХХ века до существенного оживления, стабильно наметившегося в конце последнего десятилетия ХХ – начале XXI века.

В «Концепции внешней политики Российской Федерации» заявлено: «Россия открыта для дальнейшего расширения прагматичного, взаимоуважительного сотрудничества с государствами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы с учетом реальной готовности к этому каждого из них».

В 1990-х – 2000-х гг. страны региона прошли форсированный процесс «вестернизации», т.е. социально-политических и экономических реформ, добившись разной степени успеха. Культурно-цивилизационные, исторические, политические и социально-экономические национальные особенности, приглушенные в активной фазе процесса «вестернизации», на нынешнем этапе оказывают все большее влияние на политику государств ЦВЕ, а, следовательно – на «европейский» и «евро-атлантический» проекты в целом. Примерами тому служат трудности с принятием Лиссабонского договора, отношение к размещению элементов американской ПРО, «восточная политика», национальная политика ряда стран.

Отсутствие общего подхода стран региона в отношении России западные наблюдатели рассматривают как существенный недостаток, мешающий выработке общей политики ЕС, как в отношении России, так и общей энергетической политики союза.

 



Американский исследователи отмечают раскол в подходах стран ЦВЕ в политике относительно российского энергетического присутствия в регионе.

Сторонники США в регионе также выступают с позиций истерической политизации или даже милитаризации проблематики энергетической безопасности (польская инициатива создания «энергетического НАТО», идея усиления профилирования НАТО по вопросам энергобезопасности). Польская дипломатия настойчиво добивалась включения пункта об энергетической солидарности, выработки единого подхода против энергетического доминирования в текст договора о реформах (Лиссабонский договор), что не было принято Брюсселем.

«Газпром» демонстрирует взвешенный, прагматичный, неполитизированный подход к партнёрам, не давая возможности своим противникам «демонизировать» российский газовый гигант и обвинять Россию в использовании энергетического рычага.

Показательными в этом плане являются договоренности, достигнутые осенью 2009г. между ОАО «Газпром» и польским АО «PGNiG» об увеличении объемов поставки природного газа в Польшу, а также о продлении срока действующего контракта до 2037 г., с возможной пролонгацией до 2045 г.

Приоритетным направлением взаимодействия является сотрудничество в атомной энергетике. Участие российских фирм в модернизации старых АЭС и проектировании новых объектов в странах ЦВЕ позволит не только закрепиться на важном высокотехнологичном сегменте рынка, но и даст новый импульс развития отечественной промышленности и усилит конкурентные позиции России в мире в целом. В настоящее время российская корпорация ТВЭЛ поставляет топливо в Чехию, Словакию, Болгарию, Венгрию.

Кризис 2008 года уменьшил объемы торговли, но вместе с тем выявил необходимость модернизации структуры экономических связей за счет развития кооперации, инвестиционного и инновационного сотрудничества.

В «нулевые»  крупнейшим восточноевропейским торгово-экономическим партнером России является Польша, а вторым – Венгрия. Однако современные отношения все еще носят во многом неустойчивый характер, остаются подверженными множеству конъюнктурных факторов. С одной стороны, их определяют внутренние политические и экономические обстоятельства, с другой – диктат более высокой мировой политики и её главных на сегодняшний день игроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: