Основы медицинской этики и деонтологии

Этика - система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре и зле,

а также философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни.

 

Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.

 

Медицинская деонтология совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся за помощью здоровым или больным человеком.

 

Таким образом, деонтология составная часть медицинской этики, и если этика методологическое, то деонтология методическое понятие.

Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной или сестринской специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, т.е. различают деонтологию акушера-гинеколога, педиатра, терапевта, эндокринолога, андролога, хирурга, судебного медика, онколога, рентгенолога, венеролога и др.

Представления о нравственном облике и профессиональном долге медицинского работника на протяжении прошедших столетий менялись в зависимости от   

· социально-экономических и классовых отношений,

· политического строя,

· уровня развития национальной культуры,

· наличия определенных религиозных традиций и других факторов.

 

  Успех лечения в значительной мере определяется авторитетом медработника. Авторитет медработника в большей степени основывается на его отношении к больному, его чуткости, участии. Хорошо известно, что равнодушие медработника снижает доверие к нему больного и может резко сказаться на ходе заболевания. Если же медработник пользуется большим авторитетом и уважением, если больной видит его участие с его стороны, живое желание помочь, избавить от страданий, то нередко лечение оказывается гораздо эффективнее.

  Это отношение, которое подразумевает не обязанность, а действительное участие, сострадание и желание помочь ему, больной должен чувствовать во всех звеньях медицинской службы, начиная с регистратора в поликлинике, санитарки, медицинской сестры и заканчивая врачом как непосредственным «вершителем» его судьбы, помощником в борьбе с болезнью.

Общие положения медицинской этики изложены еще 24 века томуназад Гиппократом (460-377 г.до н.э.) в «Клятве». Максимы Гиппократа пережили века и актуальны сегодня, как и 24 века тому назад:

· «Не навредить» - первая заповедь врачевания,

· «Где есть любовь к людям, там будет и любовь к врачебному искусству»,

· «Медицина поистине самое благородное из всех искусств»,

·  «Врач философ подобен Богу»,

· «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно»,

 

Стоит отметить, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967) счел возможным рекомендовать дополнить клятву Гиппократа единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!». III Международный конгресс«Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1983) внес предложение дополнить национальные и международные кодексы о профессиональном моральном долге врача, в основе которых лежит «Клятва Гиппократа», пунктом, обязывающим медиков бороться против ядернойкатастрофы.

Медицинская этика

 

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение.

 

Разработка и принятие Ассоциацией медицинских сестер России Этического кодекса медицинской сестры подтверждает общую историческую закономерность, являясь важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основная цель которой утверждение автономии и самодостаточности этой профессии.

 

"Этический кодекс медицинской сестры России" составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности.

 Прежде всего, Кодекс отразил современные представления о правах пациента, которые являются содержанием конкретных обязанностей, долга медицинской сестры.

"Этический кодекс медицинской сестры России" составлен на основе - Устава Всемирной организации здравоохранения (1946), международных документов по медицинской этике - - "Лиссабонской декларации о правах пациента" Всемирной медицинской ассоциации (1981, 1995), - "Европейского кодекса медицинской этики" (1987), - "Декларации о политике в области прав пациентов в Европе" - Всемирной организации здравоохранения (1994), - "Этического кодекса медицинских сестер" Международного совета медицинских сестер (1973) и некоторых других.

Принимались также во внимание некоторые национальные этические кодексы медицинских сестер (в частности, США, Великобритании).

Использовался опыт составления соответствующих этических документов в нашей стране - "Кодекса профессиональной этики психиатра" (принят Российским обществом психиатров в 1993 г.),

"Этического кодекса Российского врача" (принят Ассоциацией врачей России в 1994 г.).

Кодекс так же отразил начавшуюся в России реформу сестринского дела (в частности, требующую вовлечения медицинских сестер в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, без чего невозможно превращение сестринского дела в самостоятельную науку). По мере развития реформы именно этот аспект содержания Кодекса (в особенности связанный с автономией, независимостью сестринской профессии) будет требовать дополнений и уточнений.

В Кодексе нашли отражениете особенности сегодняшней медицины, которые связаны с современным научно-техническим прогрессом, - упомянем хотя бы проблему риска, ятрогенных эффектов при многих применяемых в настоящее время медицинских вмешательствах.

 

Этические кодексы в медицине выполняют несколькофункций.

Наряду с функциями

· - практически-регулятивной,

· - педагогически-воспитательной,

· - особо следует подчеркнуть функцию консолидации в рамках   

профессии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: