Объединение декоративно-прикладного искусства Нериаж»

 

Занятие 2 (3 год обучения): «Искусство скульптуры.»

«Композиция синичка»

 

Теоретическая часть.

Вид скульптуры, используемый нами на занятии по признаку трёхмерного объёма является «круглой скульптурой».

По содержанию и функциям называется скульптурой малой формы. То есть это скульптура малой формы, предназначенная для украшения жилых или рабочих интерьеров.

В качестве жанра предлагается анималистический, то есть данное произведение будем раскрывать через пластику животного, в данном случае птицы.

 Что будем иметь в виду при работе?

- По сравнению с живописью изображение в скульптуру более обобщённое

- Работа должна смотреться со всех сторон (трёхмерность образа), не иметь какого-то одного плана.

- Скульптура неподвижна в пространстве, но заключает в себе движение, то есть используемая при лепке линия и форма передаёт динамику живого организма, его пластику.

Скульптура — это прежде всего линия, объём, время.

- Фигура должна смотреться выразительно с различных расстояний.

Прежде чем приступить к рабочему процессу, необходимо рассмотреть характер этого пернатого, встречающегося всюду, включая не только леса, но и сады, парки и различные городские поселения.

Синица — одна из самых распространённых птиц. Первоначальное её имя «зиница», происходящее от звонкой песенки «зинь=зинь». Птичка миниатюрная с сильным клювом, небольшими крыльями, крепкими и сильно изогнутыми когтями, приспособленными для лазания по деревьям. Из-за мягкого оперения может показаться несколько крупнее своих 14 сантиметров.

Несколько раз в год выводят птенцов, строят гнёзда и в дуплах деревьев, и в почтовых ящиках, каких-либо расщелинах домов. Случается откладывают яица и в старых гнёздах ворон и сорок. Гнездо — настоящее произведение искусства.

При столкновении с некоторыми птицами и даже мелкими млекопитающими синицы ведут себя дерзко и агрессивно, то и дело норовя ранить своих противников прямо в голову.

Вот пожалуй это самые основные моменты, касающиеся характера этой неугомонной и быстрой птички. То есть динамика, присутствующая в изображаемом объекте — одна из важнейших задач.

В работе и составлении эскиза могут помочь данные зарисовки, или заготовки собственного поиска.

 

 

 

Практическая часть:

Рекомендации:

·     Композиция может быть одно- или много-фигурной.

·  Если птица запланирована небольшой, без тонких и хрупких фрагментов между отдельными соединяемыми деталями животного (например между поднятыми крыльями и туловищем или же фигура не может стоять сама по себе, если птица взлетает), то можно обойтись без каркаса. В противном случае арматурой может служить алюминиевая или иная проволока, достаточно гибкая. Чтобы её можно было согнуть и она повторила бы нужную линию какого-либо фрагмента изделия. 

·    Арматура обязательно должна быть смазана клеем ПВА (можно другим виниловым) или покрыта полиэтиленом. Глина при высыхании садится — становится меньше в объёме, в отличие от проволоки, которая не меняет своих размеров. Наличие плёнки или слоя ПВА позволит глине «скользить» при ссыхании по арматуре, и трещин возникших из-за разного характера материала не возникнет.

·    Способ лепки выбираем сами — пластический (берём пласт, убираем глину с него по мере проработки и передачи общей формы и отдельных элементов) или конструктивный (лепим частями и их соединяем).

Мною предложены этапы конструктивного способа, придерживаться их можно, но лучше строить работу по собственному замыслу.

Эскиз придумываем.

1. Для изготовления туловища берём овал (яйцо) полученное из шарика.

2. Выпуклость груди придаст пласт овальной формы, размер которого смоделируем исходя от размера собственного животного и примажем к широкой части яйца. Оформить грудь таким образом можно после присоединения головы к тулову-овалу.

3. Изготовим голову из шарика (приглядываемся к синичке, соблюдаем пропорциональность деталей фигуры). Примазывание деталей происходит через стыковку фрагментов плоскостей с насечками (для лучшего крепления их между собой). Обе части соединяет между собой «шарф»- жгутик, толщина которого распределяется по плоскостям головы и туловища, что создаёт прочное примыкание деталей и одновременно шею.

4. Тыльная сторона шеи имеет своего рода мантию. Вылепливаем овальную полоску (ленту) и садим её на шею сзади. Присоединение плавное, обтекаемое— без острых углов (можно загладить жёсткой кистью).

5. Клюв формируется не из пластин. Шарику придаём форму конуса и немного изгибаем. Крепим к нижней части головы. Места крепления смазываем шликером. Пока проработки особой нет, разделение частей клюва. размётка ноздрей и глаз после получения всех частей птицы.

6. Для хвоста лепится пластина в виде высокой трапеции (треугольника, у которого срезан один угол), толщина и высота которого вытекает из размеров имеющегося туловища птицы. Форма (широкий или узкий) связана с идеей: летит или взлетает, окончание хвоста широкое; в спокойном состоянии уже.

7.  Крепление «треугольника» произвести к узкой части основания птицы. Расположение его в пространстве зависит от общего замысла. Продумать угол присоединения хвоста к туловищу, опирается ли хвост на какой-либо иной предмет (например на подставку, сучок, гнездо). Примазать. Не акцентировать пока внимание на размётке перьев.

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: