Организационно-технологическое обеспечение АБИС

Действующая в промышленном режиме АБИС явл. достаточно сложным объектом управления, эффективность работы которого определяется полнотой и качеством отработки всех технологических процессов, системы связей между взаимозависимыми процессами и операциями, их исполнителями или группами исполнителей. Сказанное в полной мере относится также к необходимости разработки:

• норм труда, времени выполнения отдельных операций и оплаты исполнителей;

• с-мы управления и контроля технологической дисциплины, а также качества информационных услуг и продукции.

Организационно-технологическими документами, определяющими работу персонала в автоматизированных информационных системах применительно к задачам комплектования, обработки входных документальных потоков, различным формам и видам обслуживания пользователей, подготовке малотиражных изданий и т.п., являются пооперационные схемы, технологические карты итехнологические инструкции.

Следует отметить, что сложившаяся в России массовая практика проектирования и ввода в действие АБИС игнорирует полезный опыт проектирования и использования организационно-технологической документации, накопленный в течении по крайней мере двух десятилетий в других видах автоматизированных систем и, в частности, в АСУ и АСНТИ.

Это выражается в том, что подобного рода документация либо совсем не разрабатывается, либо её разработки и ведение носят нерегулярный и несистемный характер. Например:

• разрабатываются только инструкции для отдельных рабочих мест, не учитывающие взаимную связь операций в разных технологических узлах АБИС;

• изменения в технологии обработки документов и данных не документируются;

• инструкции существуют, но не используются или мало используются – персонал с-мы чаще ориентируется на собственные представления о выполняемых процессах или устные указания непосредственного руководителя и т.д.

Результатом сказанного явл. невысокая эффективность создаваемых и действующих АС. Это находит выражение в недостаточном качестве информационной продукции, услуг пользователям АБИС и в значительных потерях трудовых и материальных ресурсов. Последние являются следствием непродуманности технологии работы                    б-ки, различных «нестыковок», возникающих за счёт «устных» изменений, вносимых в процессы отдельными руководителями и, наконец, за счёт отсутствия автоматизир. средств контроля технологической дисциплины и качества работы исполнителей.

Следует отметить, что известны случаи, когда и в сложившейся ситуации силами отдельных опытных специалистов, на уровне заместителей директора по автоматизации, удаётся поддерживать более или менее приемлемый уровень технологии и качества работы персонала АБИС. Однако известно также, что с уходом этих сотрудников из б-ки налаженный порядок и качество работы безвозвратно «уходят» вместе с ними. Другими словами, технологические процессы библиотеке или информационном органе, будучи не документированы и системно не поддержаны, поставлены в жёсткую зависимость от уровня компетентности и добросовестности работающих в этих организациях сотрудников. К сожалению, сложившаяся ситуация поддерживается отсутствием соответствующей нормативной базы, а также недостаточным уровнем знаний у руководителей библиотек и практического опыта работы в условиях современной автоматизированной библиотеки или информационной службы у разработчиков средств программного обеспечения АБИС.

Принципы построения подсистемы организационно-технологического обеспечения АБИС, можно использовать при разработке и сопровождении эксплуатации конкретных автоматизированных библиотечно-информационных систем с учётом их частных особенностей. В современных развитых АБИС система управления и контроля должна преимущественно опираться на использование

программно-технических средств, реализующих соответствующие регламентные задачи. Однако это не исключает и использование других средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: