Краткие теоретические сведения по теме урока

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Преподаватель (Ф.И.О.) Пономарев Игорь Сергеевич
Дата и время занятия: 11.04 14:00
Специальность (профессия): 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Группа: 2-1арв-18
Дисциплина (МДК) МДК.01.01 Автомобильные эксплуатационные материалы
Тема урока: Тормозные жидкости. Эксплуатационные требования к качеству тормозных жидкостей. Марки и применение тормозных жидкостей.
Цель урока: 1. Выяснить, зачем нужны жидкости в тормозной системе. 2. Разобраться, какие эксплуатационные требования предъявляют к качеству тормозных жидкостей.

Краткие теоретические сведения по теме урока

Тор­мозная сис­те­ма обес­пе­чива­ет уп­равля­емость и за­мед­ле­ние ав­то­моби­ля и яв­ля­ет­ся важ­нейшим эле­мен­том бе­зопас­ности до­рож­но­го дви­жения. Тор­мозные ха­рак­те­рис­ти­ки ав­то­моби­ля за­висят от ско­рос­ти по­выше­ния дав­ле­ния в ме­ханиз­мах тор­мо­жения, обес­пе­чения их быс­тро­действия с на­именьшим за­поз­да­ни­ем. Гид­равли­чес­кий при­вод тор­мо­зов ус­та­нав­ли­ва­ют на всех лег­ко­вых и большинс­тве гру­зовых ав­то­моби­лей.

Наз­на­чение тор­мозной жид­кости сос­то­ит в пе­реда­че не­об­хо­димой для тор­мо­жения энер­гии от глав­но­го ци­лин­дра к ко­лес­ным ци­лин­драм, ко­торые при­жима­ют тор­мозные ко­лод­ки к тор­мозным дис­кам или ба­раба­нам.

Дав­ле­ние в гид­ропри­воде тор­мо­зов дос­ти­га­ет 10 МПа. Ра­бочая тем­пе­рату­ра тор­мозной жид­кости при дви­жении ав­то­моби­ля по шос­се ко­леб­лется в пре­делах 60…70°С, на гор­ных трас­сах и дли­тельном по­логом спус­ке дос­ти­га­ет 100…120°С и вы­ше, в дис­ко­вых тор­мо­зах — 150…190°С. При этом в тор­мозную сис­те­му че­рез ре­зино­вые уп­лотни­тели и в ре­зер­ву­ар с жид­костью про­ника­ет влаж­ный воз­дух.

В ре­зульта­те «ув­лажне­ния» тор­мозной жид­кости тем­пе­рату­ра ее ки­пения по­нижа­ет­ся. Экс­плу­ата­ция ав­то­моби­ля с тем­пе­рату­рой ки­пения тор­мозной жид­кости ни­же 150°С мо­жет при­вес­ти к ее за­кипа­нию и вы­деле­нию пу­зырьков га­за и па­ра, пе­реме­шива­нию с па­ровы­ми пу­зырька­ми с об­ра­зова­ни­ем па­ровых про­бок в сис­те­ме. С уве­личе­ни­ем дав­ле­ния в гид­ропри­воде пу­зырьки па­ра дро­бят­ся, сжи­ма­ют­ся и рас­тво­ря­ют­ся. Пе­даль тор­мо­за на­чина­ет «про­вали­ваться», эф­фектив­ность тор­мо­жения рез­ко сни­жа­ет­ся, что мо­жет при­вес­ти к от­ка­зам и ава­рийной си­ту­ации.

Тор­мозные жид­кости дол­жны об­ла­дать хо­роши­ми вяз­кос­тно-тем­пе­ратур­ны­ми и сма­зыва­ющи­ми свойства­ми, вы­сокой фи­зичес­кой и хи­мичес­кой ста­бильностью, сов­мести­мостью с ме­тал­ла­ми и ма­тери­ала­ми уп­лотне­ний. Ос­новны­ми по­каза­теля­ми ка­чес­тва тор­мозной жид­кости яв­ля­ют­ся уро­вень гиг­роско­пич­ности (впи­тыва­ния вла­ги), тем­пе­рату­ра ки­пения и мо­розос­тойкость.

Тем­пе­рату­ра ки­пения тор­мозной жид­кости — важ­нейший по­каза­тель, оп­ре­деля­ющий пре­дельно до­пус­ти­мую ра­бочую тем­пе­рату­ру гид­ропри­вода тор­мо­зов. Тем­пе­рату­ра ки­пения за­висит от со­дер­жа­ния в ра­бочей тор­мозной жид­кости во­ды. По­это­му к жид­кости для тор­мозных сис­тем предъяв­ля­ет­ся тре­бова­ние ми­нимальной гиг­роско­пич­ности, в том чис­ле для пре­дот­вра­щения кор­ро­зии и об­ра­зова­ния ле­дяных про­бок в зим­ний пе­ри­од.

Тор­мозные жид­кости ис­пользу­ют все­сезон­но, по­это­му важ­ным по­каза­телем свойств яв­ля­ет­ся их мо­розос­тойкость. Кри­терий мо­розос­тойкос­ти оп­ре­деля­ет ста­бильную вяз­кость при низ­ких тем­пе­рату­рах. С уве­личе­ни­ем вяз­кости про­пор­ци­онально уве­личи­ва­ет­ся вре­мя сра­баты­вания тор­мо­зов.

Тор­мозные жид­кости дол­жны иметь хо­рошие сма­зыва­ющие и ан­ти­кор­ро­зийные свойства, быть сов­мести­мыми с де­таля­ми тор­мозной сис­те­мы (с ре­зино­выми ман­же­тами для пре­дот­вра­щения преж­девре­мен­но­го их на­буха­ния и про­течек).

Тор­мозные жид­кости дол­жны со­от­ветс­тво­вать тре­бова­ни­ям стан­дартов DIN ISO 4925 или FMVSS 116 (США). Сов­ре­мен­ная клас­си­фика­ция тор­мозных жид­костей на гли­коле­вой ос­но­ве вклю­ча­ет в се­бя клас­сы DOT-3, DOT-4 (на­ибо­лее рас­простра­нен­ный) и от­но­сительно но­вый класс — DOT-5.1. Эти жид­кости пол­ностью сов­мести­мы.

В ред­кой тор­мозной жид­кости DOT-5 в ка­чес­тве ос­но­вы при­меня­ет­ся си­ликон. Жид­кости не пред­назна­чены для ра­боты с ан­тибло­киро­воч­ны­ми тор­мозны­ми сис­те­мами (ABS) ав­то­моби­лей. Тор­мозные жид­кости DOT-5 не сов­мести­мы с жид­костя­ми дру­гих клас­сов!

Стан­дарт ISO 4925 раз­ли­ча­ет тор­мозные жид­кости DOT-4 по клас­сам. Тор­мозная жид­кость DOT4 LV Class 6 обес­пе­чива­ет ра­боту тор­мозной сис­те­мы в ши­роком ди­апа­зоне тем­пе­ратур и име­ет тем­пе­рату­ру ки­пения не ни­же 265°С.

Для бе­зуп­речной ра­боты тор­мозной сис­те­мы ав­то­про­из­во­дите­ли ре­комен­ду­ют ис­пользо­вать только тор­мозную жид­кость с до­пус­ком по сво­им спе­цифи­каци­ям.

Тор­мозные жид­кости клас­са DOT-3 и DОТ-4 про­из­во­дят на ми­неральной ос­но­ве. Тем­пе­рату­ра их ки­пения на­ходит­ся в пре­делах 230…250°С.

Тор­мозная жид­кость DOT-5.1 пре­вос­хо­дит DОТ-4 по ря­ду ха­рак­те­рис­тик: тем­пе­рату­ра ки­пения — в пре­делах до 275°С, мо­розо­ус­тойчи­вость, нейтральность к ме­тал­лам и сов­мести­мость со все­ми ре­зино­выми уп­лотни­теля­ми.

Срок год­ности (хра­нения) тор­мозной жид­кости сос­тавля­ет 3 го­да.

Тор­мозные жид­кости «Не­ва», «Томь», «Ро­са», «Ро­са-3», «Ро­са ДОТ-4» го­товят на ос­но­ве дву­хатом­ных спир­тов — гли­колей в сме­си с по­лиме­рами и при­сад­ка­ми. Ха­рак­те­рис­ти­ки тор­мозных жид­костей при­веде­ны в табл. 1.

Тормозная жидкость БСК прозрачная, однородная, красного цвета, без осадков и механических примесей; ранее имела широкое распространение для старых моделей автомобилей (ГАЗ, «Запорожец», «Москвич» и т.д.); непригодна для современных систем с дисковыми тормозами. Жидкость представляет собой смесь равных частей бутилового спирта и растительного касторового масла с добавлением органического красителя.

При температуре ниже -17°С из-за интенсивной кристаллизации жидкость начинает переходить в твердую фазу. Жидкость применяют при температуре окружающего воздуха не ниже -20°С и не выше 30°С. При попадании воды однородность жидкости нарушается. Расслоение жидкости делает ее непригодной к использованию.

Тормозная жидкость «Нева» на основе гликолей с комплексом присадок (вязкостной, противоизносной, ингибитора коррозии) и красителем имеет цвет от светло-желтого до желтого, прозрачная. Жидкость имеет хорошие вязкостно-температурные свойства (прокачиваемость), противоизносные и защитные характеристики, низкую испаряемость. Эксплуатационные свойства обеспечивают надежную работу тормозных систем автомобилей в интервале температур окружающего воздуха -40…45°С. При поглощении воды расслаивания жидкости не происходит, так как вода хорошо растворима в гликолях. Основной недостаток жидкости — высокая гигроскопичность. Накопление влаги в рабочей тормозной жидкости резко снижает температуру кипения с 180…200 до 120…140°С и безопасность эксплуатации автомобиля.

Рекомендуется для применения в гидроприводе тормозов и сцеплений легковых автомобилей, а также грузовых и легковых автомобилей выпуска до 1985 г. Срок службы ограничен одним годом.

Тормозная жидкость «Томь» разработана взамен жидкости «Нева», совместима с ней при смешивании в любых соотношениях. Представляет собой смесь гликолей (этилкарбитола) и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной (загущающей) и противокоррозионной присадок. По сравнению с тормозной жидкостью «Нева» имеет лучшие эксплуатационные свойства: меньшую гигроскопичность, высокую температуру кипения при обводнении и улучшенные противоизносные и противокоррозионные свойства. Тормозная жидкость «Томь» обеспечивает надежную работу гидропривода тормозов и сцеплений всех моделей легковых и грузовых автомобилей, за исключением моделей ВАЗ с передним приводом. Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40…45°С. Срок службы два года.

Тормозные жидкости «Роса», «Роса-3», «Роса ДОТ-4» — представляют собой композиции на основе борсодержащих соединений, антиокислительных и противокоррозионных присадок, имеют хорошие эксплуатационные свойства, в частности высокотемпературную стабильность. Их можно использовать в системах всех типов современных автомобилей при температуре окружающей среды -40…45°С. Совместимы с тормозными жидкостями «Нева», «Томь» в любых соотношениях. Срок службы три года.

В автомобилях используются только рекомендованные в инструкциях по эксплуатации марки тормозных жидкостей. Все тормозные жидкости огнеопасны, ядовиты и токсичны — попадание на кожу человека приводит к дерматитам.

Жидкости при утечке могут вступать в контакт с кузовом и разъедать лакокрасочное покрытие.

Зарубежными аналогами жидкостей «Нева», «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации DОТ-3 (температура кипения свыше 205°С), жидкостей «Роса» — DОТ-4 (температура кипения свыше 230°С). Смешение указанных жидкостей с маркой БСК недопустимо. Недопустимо также смешение любой тормозной жидкости с топливом и маслами. Нефтепродукты разрушают резиновые детали тормозной системы и приводят к ее отказу. Запрещается применение в тормозной системе смесей спирта и глицерина и т.д.

 

 

Таблица 1 - Характеристики тормозных жидкостей

Задание для самостоятельной работы на уроке:

1.Написать конспект по плану базового учебника.

2.https://forms.gle/C55z9rcqzjE6GBvm7

Отчёт по выполненному 1-му заданию выслать в виде фотографии в ВКонтакт (https://vk.com/id400889738).

Домашнее задание:

Базовый учебник: изучение главы 8.3. (стр. 109-110).

Ответы на вопросы:

1. Перечислите требования к тормозным жидкостям.
2. Назовите марки и дайте краткую характеристику тормозных жидкостей на касторовой основе.

3. Назовите марки и дайте краткую характеристику тормозных жидкостей на гликолевой основе.

4. Назовите особенности маркировки и дайте краткую характеристику тормозных жидкостей на синтетической основе.

Отчёт в виде ответов на контрольные вопросы выслать в виде фотографии в ВКонтакт (https://vk.com/id400889738).

Базовый учебник (другие источники):

Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебник для студ. учреждений сред.проф.образований.

Контактные данные преподавателя для обратной связи: Уважаемые студенты, выполненные задания для самостоятельной работы на уроке просьба присылать в ВКонтакте (https://vk.com/id400889738) или электронную почту не позднее 15 мин. после проведения занятия по расписанию. Выполненную домашнюю работу присылать не позднее даты проведения следующего учебного занятия.
Электронная почта преподавателя:  igorponomarev93@gmail.com


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: