Павел Филиппович Нилин

Павел Филиппович Нилин — известный русский советский писатель, драматург, сценарист. Член правления Союза Писателей СССР с 1971 года. Всеобщее признание пришло, главным образом, благодаря повести «Жестокость», переработанной из рассказа 1946 года. Павел Нилин родился в семье ссыльного поселенца в Иркутске. Образования не получил, а грамоте был обучен своей матерью, работавшей воспитательницей в детском доме. Заболевание в детстве полиомиелитом привело к хромоте. Служил в уголовном розыске советской милиции в г. Тулун в Иркутской области.

С 1924 сотрудничает в иркутской газете «Власть труда». Первая заметка: «Иркутские трущобы» (свидетельствующая о знакомстве Нилина с «Петербургскими трущобами» В.Крестовского) давала социальные зарисовки нэпманского «дна», она была подписана псевдонимом Павел Дин. В 1928 Нилин отправляется повидать «остальной» мир. Ненадолго задерживается в различных городах, зарабатывая на пропитание в местных газетах. Так, в Самаре сотрудничал в «Средневолжской коммуне», на Донбассе, в Шахтах заведовал отделом и писал фельетоны в «Красном шахтере».

В 1929 прибыл в Москву. Сначала сотрудничает в «Гудке», затем — в «Известиях», с 1933 — в журнале «Наши достижения». В 1936 в журнале «Новый мир» напечатан роман Нилина «Человек идет в гору (Очерки обыкновенной жизни)». Произведение содержало характерные приметы времени, отличалось достоверностью характеров, в то же время построение сюжета было несколько упрощенным и схематичным. В 1936-37 Нилин создает и публикует рассказы («Первый муж Вари Паниной», «Последняя кража», «Ближайший родственник», «Знаменитый Павлюк» и др.), в которых уже обозначилась точность изображения предметной среды, динамики времени. Нилин был продолжателем бытописательской линии, идущей от XIX в., его прозу отличает простота, не лишенная живописной образности. По-прежнему ощутимы отголоски «Петербургских трущоб» В.Крестовского. Так, в рассказе «Последняя кража» дается несколько социальных срезов, вплоть до тюремного, с подробным описанием их повседневной жизни; в рассказе «Знаменитый Павлюк» приводится вариант текста тюремной песни о Лонцове, приведенной и В.Крестовским. «Знаменитый Павлюк» стал творческой вехой для Нилина. Глубокий нравственный подтекст произведения высвечивается характерными художественными приемами — тексты наполнены пластикой и движением, по художественному эффекту близкими к кинематографическому видеоряду.

Вероятно, Нилин, ощутив эту особенность своего письма, обращается к жанру киносценария. В 1940 дебют первой серии кинофильма «Большая жизнь» (по мотивам романа «Человек идет в гору») принес успех и Государственную премию СССР (1941). Вторая серия того же фильма (1946) подверглась острой критике и задержалась с выходом на экран на 12 лет. В 1940 по мотивам рассказов и повестей был написан сценарий фильма «Любимая девушка».

Во время Великой Отечественной войны Нилин являлся военным корреспондентом газеты «Правда», писал очерки и рассказы о жизни солдат на фронте. Военная проза Нилина отличается сдержанностью, однозначностью коллизий. По следам первых трагических событий войны в нояб. 1941 Нилин создает повесть «Линия жизни». Фактографичность граничит с очерковостью. Столь же лаконичны как в средствах изображения, так и в сюжетном построении военные рассказы: «Дуэль», «Дом господина Эшке в городе Веневе», «Егор или Василий?», «Пятно», «Завтра».

17 лет спустя на военном материале будет написана пронизанная атмосферой напряженного внутреннего спора повесть «Через кладбище». Критика не случайно ставит ее у истоков военной прозы В.Быкова, поскольку драматизм в ней не только событийно-ситуационный, но и психологический. Одна из героинь — партизанская вдова Ева — загадочна для окружающих. Она зарабатывает на жизнь, служа в немецкой комендатуре, сводит там знакомства, с неприкрытым любопытством наблюдает за бытом немцев, отмечая его житейские преимущества. С удовольствием примеряет на себя красивые немецкие вещи. При этом она благородно и бескорыстно помогает партизанам, проявляя неожиданную для такой, казалось бы, легкомысленной красавицы как физическую, так и нравственную силу. В 1965 по сценарию Нилина повесть была экранизирована.

Повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (обе — 1956) были единодушно оценены критикой как вершинные достижения Нилина. Произведения связаны между собой событийно и через некоторых персонажей, хотя вполне самостоятельны. В основу «Жестокости» положен довоенный рассказ «О любви», некоторые автобиографические подробности. Произведению свойственны особое доверительное звучание, исключительно точные интонации. Г.Бакланов так сформулировал свое первое впечатление от «Жестокости»: «Думал не о книге, а о тех людях, к кому в жизни был несправедлив, вспоминались давние случаи, когда я мог, как мне казалось, гордиться своей правотой, а вот сейчас по другому, более глубокому счету видел, что был не прав и, наверное, жесток... А ведь это о самом главном: о том, как жить» (Цит. по: Потапов А.— С.8). Несмотря на идеологическую определенность, эта книга в полном смысле о ценностях вечных; социальная борьба, которая разворачивается в глухой тайге, предстает не плакатно-агитационно, а глубоко трагедийно, и слова главного героя Веньки Малышева: «Мы за все отвечаем, что есть и что будет при нас» — звучат не пафосно, а как эстетическая доминанта вынесенного писателем жизненного опыта. Ф.Абрамов писал: «Вся послевоенная городская психологическая литература с обостренным подходом к нравственным вопросам, с оценкой тех или иных периодов истории, на мой взгляд, пошла от Нилина, и прежде всего от такой великолепной книги, как "Жестокость"». В 1959 по сценарию Нилина был поставлен одноименный фильм.

Многие произведения Нилина известны прежде всего по фильмам: «Сестры (Две жизни)» (1957, по рассказу «Жучка, или Осень в Жухарях»); «Единственная» (1959, по рассказу «Дурь»); «Впервые замужем» (1980, по одноименному рассказу) и др. Фильмы по сценариям Нилина, как и его литературные произведения, отличает обостренное чувство трагизма человеческой жизни («если иметь в виду неизбежное ее завершение в каждом конкретном индивиде» — Нилин), что помогает ощутить зрителю и читателю, «как упоительна и неукротима жизнь и при крайних ее неожиданностях».


 


Александр Вампилов

Русский советский прозаик и драматург Александр Вампилов погиб «на взлете», в 35 лет. Он мечтал о признании, но его пьесы на подмостках столичных театров поставили лишь после смерти. Успев при жизни издать две книги, Вампилов произвел революцию в современной русской драматургии и театре. Вампилова называют Чеховым наших дней. Грустный юмор, выбор и психологический портрет «негероических» героев, отношение к людям у двух классиков – XIX и XX столетий – перекликаются.

В биографии талантливого драматурга – обилие трагических страниц. Своей малой родиной Вампилов называл село Аларь в Иркутской области, хотя родился спустя 3 года после переезда родителей из Алари в поселок Кутулук (в переводе с бурятского – яма), где прошли его детство и юность. Местом появления на свет стал роддом соседнего с Кутулуком райцентровского городка Черемхово. Будущее родившегося в августе 1937-го сына предсказал отец Валентин Вампилов. В письме беременной жене он выразил уверенность, что четвертым ребенком будет мальчик. А еще опасался, что его ждет тяжелая писательская судьба, потому что незадолго до рождения Саши Вампилова-старшего во снах преследовали видения писателей-классиков. Отца Александр Вампилов не запомнил: талантливого учителя русского языка и литературы, директора школы, до революции служившего репетитором у сына генерал-губернатора Иркутска и владевшего пятью языками, арестовали в начале 1938 года и расстреляли весной. Причиной ареста и приговора «тройки» областного управления НКВД стал донос коллеги Вампилова и последовавшее обвинение в панмонголизме.

На руках учительницы математики поселковой школы Анастасии Вампиловой-Копыловой осталось четверо детей. Ставить их на ноги помогала ее мать Александра Африкановна. Женщина сыграла в жизни писателя ту же роль, что и няня Арина Родионовна для Пушкина. В детстве Александр Вампилов мало чем отличался от ровесников: гонял мяч на футбольном поле, с классом бывал в походах, научился играть на мандолине и гитаре. Учился посредственно, не любил точные науки, предпочитая им чтение. Это занятие занимало все свободное время подростка. В письме другу он признался: «Ничего, кроме литературы, я не хочу изучать больше школьной программы... Читать я, например, готов, не жрамши сутки!».

В мир театра и драматургии Саша окунулся в школе: мальчик выходил на сцену школьного театра, играл в самодеятельных постановках. Писать тоже начал в школе: рифмовал стихи, редактировал стенгазету. Окончив поселковую школу, Вампилов отправился в Иркутск. Первая попытка стать студентом историко-филологического факультета провалилась: «засыпался» на вступительном по немецкому. Год Александр проработал инструктором кружка струнных инструментов Дома культуры и снова отправился поступать. Вторая попытка удалась. В 1960-м Александру Вампилову вручили диплом о высшем образовании.

Литсотрудником областной газеты Вампилов стал на выпускном курсе университета. В «Советской молодежи» проработал до 1964-го, дорос до ответственного секретаря. Но писать о комсомольской доблести и партийной дисциплине оказалось выше сил Александра: потомок бурятских лам по линии отца и православных священников вырвался из удушающей атмосферы, где во главе всех углов стояла идеология. Он уволился, но охотно сотрудничал с редакцией, ездил в командировки.

Первая ласточка – рассказ «Персидская сирень» – появился в газете «Иркутский университет» в 1957-м. Александр подписался выдуманной фамилией «Санин», прячась за псевдонимом от, как ему казалось, неизбежной критики. Ее не последовало, и спустя год в той же газете и альманахе «Ангара» появился второй рассказ, название которого – «Стечение обстоятельств» – Вампилов дал сборнику рассказов в 1961 году. В силы молодого драматурга не верил никто, даже родные. Первые пьесы Александра Вампилова, среди которых комедийная «Прощание в июне», не принесли писателю славы. Попытки автора пробить стену безразличия и заинтересовать столичные театры закончились безуспешно. Александр Вампилов пожаловался друзьям, что «устал переписывать пьесы в угоду хамам и чиновникам». Переделать текст под свое видение и репертуар возглавляемых театров автора просили Ефремов и Юрий Любимов. Олег Николаевич и вовсе дал совет «продвигать» «Прощание в июне» как «пьесу национального автора». А некоторые главрежи распорядились не пускать в свои владения «этого настырного бурята»: разговор Александр Вампилов услышал случайно.

Постановка комедийной пьесы Вадимом Допкюнасом на сцене драмтеатра Клайпеды в 1966-м стала прорывом. Вскоре вампиловское «Прощание в июне» поставили режиссеры восьми советских театров, но столичные по-прежнему обходили «неформатного» автора. В 1967-м Александр Вампилов написал комедию в 2-х действиях «Старший сын» и закончил начатую ранее пьесу «Утиная охота». Удивительно талантливые, пронзительные сочинения оценили уже после смерти автора. Спустя 10 лет пьесу «Старший сын» экранизировал Виталий Мельников. Психологическая драма, главные роли в которой сыграли Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский и Светлана Крючкова, по праву заняла место в «золотом фонде» советского кинематографа.

В конце 1970-х экранизирована «Утиная охота»: фильм вышел под названием «Отпуск в сентябре», а главных персонажей сыграли звезды кино Олег Даль, Юрий Богатырев, Ирина Купченко и еще десяток актеров, чьи имена знает страна. О существовании талантливого автора и драматурга узнали миллионы теле- и театральных зрителей. Но волны всенародной любви и славы накрыли автора, когда ни любовь, ни слава ему не были нужны. За год до смерти Вампилов подарил миру драму «Лето красное – июнь, июль, август...», которая носила первоначальное название «Валентина». В том же году вышел однотомник писателя, в который вошла пьеса «Прошлым летом в Чулимске».

Маятник судьбы начал обратное движение после трагической гибели автора в 1972-м. Пьесы Вампилова взяли в репертуар столичные театры имени Ермоловой и Станиславского. Они идут на подмостках Большого драмтеатра Ленинграда. В 2006-м трагикомедию «Старший сын» экранизировал Голливуд, а в 2015-м по мотивам «Утиной охоты» снял драму «Райские кущи» Александр Прошкин. Зилова сыграл Евгений Цыганов, а Галину – Чулпан Хаматова. Книги Александра Вампилова переведены на 20 языков, в том числе английский, немецкий, французский.

Первой супругой драматурга была Людмила Добрачева, с которой Александр познакомился в университете. Они поженились в 1960-м, а развелись через 3 года. Вампилов встретил Ольгу Ивановскую и повел ее в ЗАГС в том же 1963-м. В 1966 году Ольга родила мужу единственного ребенка – дочь Лену. Личную жизнь драматурга трудно называть счастливой и безоблачной. Героя Зилова из «Утиной охоты» с его мучительным любовным треугольником и метаниями Вампилов писал с себя.

Писатель погиб в августе 1972 года. Он отправился на моторной лодке с другом и коллегой-литератором Глебом Пакуловым в поселок Листвянка за покупками для празднования дня рождения. На Ангаре, которую переплывали друзья, штормило: причалили в ближайшем поселке – Николе. По дороге назад бревно ударилось о борт лодки и перевернуло ее. Пакулов успел зацепиться за край лодки и спасся, а Вампилова подхватило течением. По свидетельству главного врача листвянской участковой больницы Виталия Иванова, засвидетельствовавшего смерть, сердце Александра Вампилова не выдержало переохлаждения: вода в Байкале ледяная и в августе. Последним приютом писателя стало Радищевское кладбище в Иркутске. У места гибели на берегу Байкала в поселке Листвянка установлен памятный знак.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: