Институт искусств, Чикаго

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ

Событием последней выставки им­прессионистов в 1886 г. стали не кар­тины уже известных публике масте­ров, а полотно «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» мо­лодого художника Жоржа Сёра, при­глашённого Камилем Писсарро. Но­вое течение в живописи, которое представлял Сера, вначале причислили к импрессионизму, а позднее назвали неоимпрессионизмом, пуан­тилизмом и дивизионизмом.

В книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионистам», посвящен­ной памяти Жоржа Сёра и опубликованной в 1899 г., живописец Поль Синьяк писал: «Неоимпрессиони­стами называются художники, кото­рые ввели и начиная с 1886 года раз­вивали технику так называемого разделения, пользуясь приёмом оп­тического смешения тонов и цветов. Эти художники, которые придержи­вались неизменных законов искус­ства: ритма, чувства меры и контра­ста, пришли к новой технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и гармонии, что им каза­лось невозможным ни при каком другом способе... Их метод, подверг­шийся такому осуждению, — это метод традиционный и логично вы­текает из прошлых методов... живо­пись неизбежно должна была к нему прийти после метода импрессио­нистов».

334

 

Неоимпрессионизм (от греч. «неос» — «новый») — течение, связан­ное с импрессионизмом и развиваю­щее его. Цель неоимпрессионизма — заключить живописную интуицию импрессионистов в рамки научного метода, гарантирующего от возмож­ных ошибок. В понятии дивизионизм (от франц. division — «разделе­ние») заключалась суть метода неоимпрессионистов, основанного на законе оптического восприятия. Глаз способен синтезировать нуж­ный цвет, соединяя световые лучи; следовательно, художник может не пытаться смешивать этот цвет на палитре. Он должен просто наносить основные составляющие свет цвета в определённых сочетаниях на полот­но. Пуантилизм (от франц. point — «точка») — это техника неоимпрес­сионистов. Чистые цвета наносятся отдельными маленькими мазками, похожими на точки.

Главными представителями нео­импрессионизма были Жорж Сёра и Поль Синьяк. Жорж Сёра (1859— 1891) происходил из среды париж­ских буржуа. Закончив Школу изящ­ных искусств, он предложил Салону

Жорж Сёра.

Купание в Аньере. 1883—1884 гг. Национальная галерея, Лондон.

в 1884 г. своё первое большое (два на три метра) полотно — «Купание в Аньере» (1883—1884 гг.). Художник стремился к идеальной красоте, гар­монии линий и тонов, возвышаю­щей простое событие до ритуально­го действа. Отвергнутое Салоном, полотно было выставлено в «Салоне

Жорж Сёра.

Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт. 1884 г.

Институт искусств, Чикаго.

335

независимых» и стало первым зна­чительным произведением Сёра.

Поль Синьяк (1863—1935) был родом из состоятельной семьи. Он рано начал заниматься живописью, увлёкся импрессионизмом. Синьяк одновременно с Сёра выставил в «Са­лоне независимых» пейзажи, напи­санные в импрессионистической манере. Знакомство художников по­ложило начало неоимпрессионизму.

В течение двух следующих лет Сёра работал над полотном «Воскресе­нье после полудня на острове Гранд-Жатт» (1884 г.). Множество рисунков с натуры и живописных эскизов за­печатлели поиски моделей и пейза­жа. Законченная работа, впервые по­казанная на восьмой выставке импрессионистов, вызвала недоуме­ние, восторг и споры. Главное отличие этой картины от «Купания в Аньере» было в изменившейся мане­ре письма. Написанная мелкими маз­ками, она словно выткана из огром­ного количества оттенков. Все фигуры расположены лицом к зри­телю или в профиль. Позы скованны, лица не видны, однако бросаются в глаза детали: обезьянка, собачки, зонтики, трости, трубка и сигара. За­стывший, словно по мановению вол­шебной палочки, пейзаж окружён странным, нереальным воздухом.

В последующие шесть лет Сёра показал одну за другой несколько картин, отметивших этапы развития созданного им течения. «Натурщи­цы» (1886—1888 гг.) — большое по­лотно, на котором изображены три натурщицы в разных позах. Компо­зиция статична, а цветовое решение картины построено на основе дивизионизма: поверхность покрыта ма­ленькими пятнышками краски чис­тых тонов.

Последняя картина Сёра «Цирк» (1890—1891 гг.) была выставлена в «Салоне независимых» 1891 г.

В отличие от импрессионистов Сёра переносил на холст не мгно­венное впечатление от увиденного; цирковые артисты и зрители объе­динены в целостную, тщательно про­думанную композицию.

Жорж Сёра внезапно умер через девять дней после открытия Салона. За несколько лет творчества он со­брал вокруг себя маленькую группу единомышленников и поклонников. Самым рьяным его приверженцем стал Синьяк. С ним связано дальней­шее существование неоимпрессио­низма. Этот художник был его про­пагандистом, написал несколько статей и до конца жизни остался ве­рен его принципам.

Отойдя от импрессионизма, нео­импрессионизм превратился в худо­жественное течение, отразившее одну из сторон творческих поисков конца XIX в. Интеллектуальность и новый подход к технике живописи не только превратили его в значи­тельное явление искусства, но и по­зволили ему влиять на художествен­ную жизнь начала XX столетия.

Жорж Сёра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: