Тема: «Мелодия – душа музыки. Пение мелодии по нотам»

МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

 

Конспект занятия №77 и № 78 по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

 

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

 

Тема: «Мелодия – душа музыки. Пение мелодии по нотам».

      «Мамина колыбельная».

Цель: познакомиться с понятием «мелодия».

Планируемые результаты:

Предметные:

· Познакомятся с понятиями “звуки шумовые и музыкальные”, “мелодия вокального и инструментального характера”, “мелодии-образы”;

· Научатся определять по звучанию направления движения мелодии, а также созданный композитором музыкальный образ;

Метапредметные:

· Получат возможность развивать воображение, музыкальное мышление, чувство прекрасного ;

Личностные:

· Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству; художественный вкус обучающихся.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи.

 

Ход занятия:

I. Организация учащихся.

Стихия музыки – могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодия всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем…

Евгений Винокуров

 

II. Самоопределение к деятельности.

Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие посвящено мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия.

Тема нашего занятия – “Мелодия – душа музыки”.

Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки».

«Мелодия, - писал композитор, - никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба эти элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…» в этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения.

Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.

 

III. Изучение нового материала.

Педагог. Что же такое мелодия?

Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение) [2]. Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.

 

Прочитайте стихотворение Е. Королёвой о разных звуках.

“Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки”.

Как вы уже догадались, звуки бывают разные - шумовые и музыкальные.

Какие звуки нужны для того, чтобы мелодия получилась?

Конечномузыкальные.

Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?

Шумовые шумят, а музыкальные играют или исполняют музыку.

Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального”. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами.

Посмотрите это мелодия известной русской народной песни «Во поле берёза стояла».

Давайте вы попробуете спеть мелодию песни по нотам.

Не получается?

Конечно, чтобы спеть нужно знать название нот и их расположение на нотном стане.

 

Для самостоятельного изучения нот и их расположения привожу заметку!

(Подпишите название нот, над нотами в песне «Во поле берёза стояла».)

Педагог. Да, звуки также, могут звучать громко, а могут тихо, от этого исполняемая мелодия получится разная.

Пропойте песню «Во поле берёза стояла» громко, а затем тихо (предварительно послушав её исполнение).

Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… разной.

Педагог. Послушайте внимательно мелодию песни и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз?

Куда идёт мелодия? (Задание на размышление).

Педагог. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах, и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”.

  Между прочим, инструментальная мелодия может иметь вокальный характер, если её удобно петь. Такую мелодию без слов – называют «вокализ», распевают её на гласный звук «А».

Мелодия, зачастую несёт в себе образ. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы.

 

IV. Закрепление изученного материала.

Педагог. Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, я предлагаю вам послушать песни, которые с самых малых лет вам пела мама – это колыбельные. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, из этого занятия. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ вложил в неё композитор или сам народ?

(Прослушайте любую колыбельную песню, расскажите о ней, используя музыкально выразительные средства).

 

V. Подведение итогов занятия.

Педагог. Надеюсь, на занятии вы получили необходимые знания о мелодии и умело ими воспользуетесь.

  В завершение занятия я предлагаю вам разгадать кроссворд “Мелодия”.

(Задание помогают выполнить родители, зачитывая вопросы к кроссворду)

 

1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.

2. Красивые ритмичные движения под музыку.

3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.

4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.

5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.

6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.

7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.

 

VI. Постановка домашнего задания.

Педагог. Ребята, дома вам предстоит выполнить задание и результаты выслать мне на проверку по электронной почте: tatyana_stribunova@mail.ru

 

VII. Оценивание обучающихся.

Педагог. Спасибо всем! До новых встреч!

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: