Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (такие изображения можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений).
Ход игры: Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.
—Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?
Большой или маленький?
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря детей — знакомство с понятиями «большой» и «маленький»; обучение детей соотнесению слов «большой» и «маленький» с величиной предметов; обучение использованию соответствующих жестов.
Оборудование: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.
Ход игры: При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты (описание жестов см. с. 177-178). При этом жест всегда сопровождается словом, его обозначающим.
Покажите детям большой и маленький мячики.
—Посмотрите, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (логопед делает соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик — покажите (логопед побуждает детей сделать жест). Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажите! Большой мяч. При речевом сопровождении игры педагог выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.
Где что лежит?
Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около».
Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек.
Ход игры: Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом — несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.
— Вот карандаш. Я кладу карандаше коробку. Где теперь карандаш? В коробке.
вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.
После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.
—Лена, положи карандаш под коробки. Саша, положи кубик на коробку. И т.д. Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают
игрушки. Затем дают задания.
— Ваня, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик, спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. И т.д.
Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание пространственных отношений.