Эмоциональная сфера и психологические особенности в пении

МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

Группа

Лекционное занятие № 77 по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

 

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

 

Тема: «Песня твой друг на многие года. Эмоциональное восприятие.»

 

Эмоциональная сфера и психологические особенности в пении.

 

Каждый певец – неповторим как индивидуальность не только в смысле анатомического строения и особенностей своих функций, но и в смысле психологических качеств. Психологическая устойчивость нужна не как временное, проявляющееся лишь эпизодически в какие-то моменты жизни, а как неотъемлемое, постоянно присущее человеку качество. Она, конечно, необходима всем в обычной жизни в любых сферах деятельности, но особенно важна для людей творческих профессий, для которых характерна постоянная повышенная активность нервной системы. У певца она основывается на хорошем психофизиологическом состоянии, на безусловном знании партии и обоснованной уверенности в своем вокально-исполнительском и сценическом мастерстве.

В успехе певческой деятельности, психологические качества певца играют решающую роль. При хороших музыкальных способностях, при воле, целеустремленности, «одержимости» в достижении цели, певец со средними голосовыми данными, часто достигает большего успеха, чем певец с выдающимися вокальными данными, но с недостатками в психическом комплексе.

Вялый, малоинициативный, не волевой, легко отвлекающийся, несобранный человек, как и особенно важно мало эмоциональный, вряд ли может рассчитывать на успех. В пении эмоциональная сфера имеет огромное значение. «Глубокая музыкальность певца и способность эмоционально-образного проникновения в жизнь произведения… обогащают выразительными средствами голос. Голосовой аппарат, обладая удивительной приспособляемостью, действует, …в результате идущих к нему со стороны соответствующих нервных центров импульсов. Чем более четкими, ясными и интенсивными являются импульсы, тем более эффективными становятся проявления самого голоса. Характерным, однако, при этом является то, что разнообразие выразительных средств голоса оказывается «неуловимым», то есть практически недостижимым, если искать его лишь в изолированных функциях голосового аппарата, минуя соответствующие стороны психики певца», – писал В.А. Деряжный в статье «О принципах и методах советской вокальной школы».

Музыку называют языком чувств. Под чувством или эмоцией понимается переживание человеком своего отношения к окружающей действительности. Слушая хорошее исполнение, человек получает удовольствие, радость. Исполнитель-певец переживает различные чувства в процессе творчества: чувство напряжения, иногда страха перед выступлением, которое сменяется удовлетворением, радостью, подъемом после удачного исполнения, чувства которые вызывает сама музыка и исполняемые образы и т. п. Пласидо Доминго писал в своей книге «Мои первые сорок лет»: «Спектакль потребовал от меня огромных усилий, причем не только в пении. Ведь я просто не умел тогда контролировать свои чувства на сцене и в результате в том финальном ансамбле, где Альфред поет, обращаясь к Виолетте: «Не говори о смерти, не мучь меня…», – буквально захлебывался от слез». Описать эмоции бывает не так просто. Это не получается так полно, как о них говорит язык музыки. Чувства возникают, нарастают, доходят до какой-то кульминационной фазы, разрешаются, меняются, текут во времени.

Музыкальное действо – это обмен эмоциями, и оно рассчитано на эмоциональное восприятие.

Исполнитель-певец должен хорошо понимать этот язык и уметь передавать эмоциональное настроение зрителю. Наши переживания могут носить положительный или отрицательный характер, что определяется соответствием или несоответствием переживаемых явлений с потребностями.

Если наш голос сегодня хорошо звучит и нам удается выполнить те вокально-исполнительские задачи, которые были намечены (это было нашей потребностью), то нас охватывает положительная эмоция радости, удовольствия, счастья. Если эта потребность не была удовлетворена, то мы огорчены, нас охватывает отрицательная эмоция, вплоть до глубокого отчаяния.

Эмоции побуждают нас к активной деятельности, особенно если они положительные. В такие минуты человек может «горы свернуть».

Творческий процесс для певца связан с огромным удовольствием. Если явления доставляют отрицательные эмоции, мы стараемся их избегать, они опять-таки заставляют действовать, только в ином направлении, и могут носить депрессивный (астенический) характер, снижающий жизнедеятельность.

Эмоции также обладают побудительной силой, и в этом их большое значение для человека. Они могут носить активизирующий (стенический) характер, повышать жизненный тонус организма, увеличивать его энергию и силу. Так, например, чувство радости, удовольствия, возникающее от пения, повышает тонус организма, вместе с которым пение начинает удаваться лучше. Пласидо Доминго пишет: «Когда выходишь к зрителю, то даже чисто психологическое состояние рождает сильный внутренний импульс, который помогает спеть хорошо любой пассаж. В тот самый нужный момент возникает четкое ощущение неизбежности выбора – тебя ждет либо взлет, либо падение. Считайте, что это действует адреналин, или самоуверенность, или концентрация воли». Это связано с увеличением возбуждения, с изменением в результате радостной эмоции, протекания всех нервных процессов в каре мозга. Обратимся к некоторым примерам: у И.С. Тургенева в рассказе «Певцы» дана … трактовка состояния Якова, как певца…, героя автор характеризует как «художника во всех смыслах этого слова». Что же касается голоса Якова, то характеристика его дается последовательно, соответственно тому, как он проявляется в процессе пения. В начале, о нем было сказано, что он «слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди…», что он «был слегка разбит и звенел, как надтреснутый…». В дальнейшем, однако, отношение автора к голосу Якова резко меняется. По мере того как певец, разгорячаясь и вдохновляясь, воображением своим уходил в мир образов песни, голос его беспрестанно «крепчал, твердел и расширялся», в нем появились и молодость, и сила, и увлекательно- беспечная, грустная скорбь, и сладость и страсть, вонзающаяся стрелой в душу слушателя. И как высшая похвала певцу и его голосу, звучат слова автора: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» (И. С. Тургенев).

Однако чрезмерное волнение, чрезмерное возбуждение отрицательно сказывается на певческой функции. При чрезмерном возбуждении, в силу иррадиации, мозг в известной мере растормаживается, и движения могут потерять свою точность, как это и наблюдается на практике. С.Я. Лемешев вспоминал в своей книге «Путь к искусству»: «…Еще труднее было на спектаклях, где волнение усугубляло вокальные недостатки. Быстрые успехи, которые я делал в занятиях с Кардян, о чем уже рассказывал, очень мало сказывались в работе над студийными партиями. Я по-прежнему очень уставал и в сцене дуэли только и думал о том, как бы дотянуть до конца арию. Меня уже не огорчало то, что меня, Ленского, сейчас убьет Онегин. Я хотел только, чтобы это случилось поскорей».

Богатство чувств – необходимое условие для развития насыщенной, полноценной внутренней жизни человека.

Творческая деятельность требует внутреннего горения, большой эмоциональности. Трудно себе представить, чтобы равнодушный, сухой человек мог бы быть творцом. Любая исполнительская деятельность всегда требует яркой эмоциональности, только тогда она будет иметь силу воздействия на публику.

Артист-певец должен использовать все средства, которыми, эмоциональные переживания героя могут быть переданы слушателю. Голос, мимика и жест должны принимать в этом участие и всегда определяться внутренним состоянием исполнителя. «…чтобы произведение оказалось не мертвой звуковой схемой, а живым пульсирующим явлением человеческого духа. Его умственное осознание, объективно-аналитическое изучение должно быть дополнено процессом чувственно-эстетического освоения. Певцу необходимо наполнить его живым содержанием – чувствами, мыслями, сделать его средством, способным затронуть сердечные струны слушателя, чтобы слова и музыка источали подлинную жизнь, чтобы они не были превращены в источник протокольно-сухих сведений о художественных образах» (В.А. Деряжный). Искусство заключается в том, чтобы художественными средствами, в художественной форме творчески воплощать чувства, эмоции, но не в натуралистическом их переживании на сцене. Талантливый певец всегда выражает в творческом процессе осознанное чувство, то есть он сознательно формирует передаваемый образ. Эту мысль о творческом самоконтроле создаваемого образа прекрасно выразили итальянский трагик Томазо Сальвини и Федор Шаляпин. «Актер живет, он плачет и смеется на сцене, но плача и смеясь, он наблюдает свой плачь и свои слезы. И в этой двойственной жизни, в этом равновесии между жизнью и игрой состоит искусство», – так определил творческий процесс Сальвиний. Продолжая эту мысль, Ф. Шаляпин писал: «Тут актер стоит перед очень трудной задачей – задачей раздвоения на сцене. Когда я пою, воплощаемый образ передо мною всегда на смотре. Он перед моими глазами каждый миг. Я пою и слушаю, действую и наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один. На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует».

Богатый внутренний мир художника-исполнителя, развитая эмоциональная память и выработанные навыки помогут средствами голоса выразить эти переживания. Они должны составлять тот материал, из которого исполнитель творчески отбирает все необходимое для отображения в художественной форме различных психологических состояний и переживаний персонажа вокального сочинения.

Характер певца, его морально-волевые качества, его мировоззрение, направленность личности определяют характер и активность его эмоциональных переживаний, что определяет результат его творческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: