Конспект по статье Белинского

Самые, по-видимому, простые и обыкновенные предметы часто бывают, в своей сущности, самыми важными и великими. Все говорят, например, о важном влиянии воспитания на судьбу человека, отношения к государству, к семейству, к ближним и к самому себе. Слово еще не есть дело; всякая истина, как бы ни была она несомненна, но если не осуществляется в делах и поступках произносящих ее - та же ложь. Ребенок ест что ни попало и сколько хочет. Ребенок мучит собаку или колотит дворового мальчишку. Если вы строги, дайте всем по щелчку или пересеките всех розгами, чтоб никому не было завидно; если вы добры к детям или воспитываете их на благородную ногу, - дайте им игрушек или сластей, да, перецеловав их, вышлите от себя, чтобы они опять пошли браниться и драться. А между тем заговорите с "дражайшими родителями" о детях и воспитании: сколько ходячих истин наговорят они вам! Но это еще только одна сторона воспитания, или того, что так ложно называют воспитанием. Это еще только воспитание природное, то есть воскормливание - воспитание простонародное, мещанское. Физическое воспитание в гармонии с нравственным: развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познании? При опрятности царствует простота и неизысканность, соединенные с благородством, достоинством, хорошим вкусом и хорошим тоном.

И если жизнь человеческая есть театральная сцена или салон, и если казаться есть цель человеческой жизни, то в этом образе воспитания мы нашли норму воспитания. В самом деле, что может быть прекраснее и очаровательнее, например, светской девушки? Она скорее согласится тысячу раз умереть, нежели один раз в жизни, в глазах света, показаться смешною.А сколько в ней талантов, которых она не выставляет на вид, как какая-нибудь провинциалка, но за которые она часто слышит себе "charmant!"

Мы представили две крайности одной и той же стороны; но есть еще середина, которая часто бывает хуже крайностей. Мы говорим о воспитании того класса общества, которое на низшие смотрит с благородным презрением и чувством собственного достоинства, а на высшие с благоговением. Оно изо всех сил хлопочет быть их верною копиею; но назло себе, остается каким-то средним пропорциональным членом, с собственною характеристикою, которая состоит в отсутствии всякого характера, всякой оригинальности.

В этом кругу общества воспитание состоит в том, чтобы убить в детях всякую жизнь. Сделать из них попугаев и милых кукол, о которых бы все говорили: ах, как хорошо они воспитываются!..

Право рождения - священное право на священное имя отца и матери, - против этого никто и не спорит; но не этим еще все оканчивается: тут человек еще не выше животного; есть высшее право - родительской любви. "Да какой же отец или какая мать не любит своих детей?" - говорите вы. Так, но позвольте вас спросить, что вы называете любовью? Разве чувство овцы, которая кормит своим молоком ягненка, чувство г-жи Простаковой к сыну Митрофанушке - разве все это не любовь? - Да, любовь, но какая? Любовь чувственная, животная, которая в овце имеет свою истинную, разумную, прекрасную и восхищающую сторону, но которая в г-же Простаковой, как в животном, отличающемся человеческою фигурою, - бессмысленна. Источник всего этого - любовь, но какая - вот вопрос! Откуда она проистекает, куда она стремится, к кому обращается? Разница человека с животным именно в том и состоит, что он только начинается там, где животные уже оканчиваются. Кроме обязанностей к себе, он имеет еще обязанности к ближним.

Всякая человеческая любовь должна быть чувством, просветленным разумною мыслию, чувством одухотворенным. Любовь есть высшая и единая действительность, вне которой все - формы без содержания, пустота в кажущихся границах. И потому слово, проникнутое любовию, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце и дает ему мир и счастие.

Истина выше человека как личности: чтоб быть достойным имени человека, он должен сделаться сосудом истины. Но истина не дается человеку вдруг, как его законное обладание: он должен достигать ее трудом, борьбою, лишениями и страданием. Отсюда происходят добровольные лишения, борьба с желаниями и страстями, неумолимая строгость к своему самолюбию, готовность к самообвинению пред истиною, самоотвержение и самопожертвование: кто не знал и не испытал в своей жизни ничего этого, - тот не жил в истине, не жил в любви.

Теперь взглянем с этой точки на любовь родительскую.

Отец и мать любят свое дитя, потому что оно их рождение. Из родства крови и плоти должно развиться родство духа, которое одно прочно, крепко, одно истинно и действительно, одно достойно высокой и благородной человеческой природы. Только такая любовь к детям истинна и достойна называться любовию; всякая же другая есть эгоизм, холодное самолюбие.

Разумная любовь должна быть основою взаимных отношений между родителями и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность.

Родители должны быть уважаемы детьми, но уважение детей должно проистекать из любви, быть ее результатом.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

Общественное образование, преимущественно имеющее в виду развитие умственных способностей и обогащение их познаниями, совсем не то, что воспитание домашнее: то и другое равно необходимы, и ни одно другого заменить не может.

На одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений - сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях.

Назначение человека - развить лежащее в его натуре зерно духовных средств, стать вровень с самим собою; но не в его воле и не в его силах приобрести трудом и усилием сверх данного ему природою.

Всякое желание невозможного - есть ложное желание; всякое стремление быть выше себя, выше своих средств, есть не благородный порыв сознающей себя силы, а претензия жалкой посредственности и бедного самолюбия украситься внешним блеском. Цель наших стремлений есть удовлетворение, и всякий удовлетворяется ни больше, ни меньше, как тем, что ему нужно.

Воспитание должно быть помощником природе – небольше. Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность. Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека. Чем глубже натура и развитие человека, тем более он человек и тем доступнее ему все человеческое. На детские книги обыкновенно обращают еще менее внимания, чем на самое воспитание. Есть даже люди, которые почитают чтение для детей больше вредным, чем полезным. Книга есть жизнь нашего времени. Все дело в выборе книг. Нет ничего столь вредного и опасного, как неестественное и несвоевременное развитие духа.

Что же сказать о детях, которые, по своему возрасту, не могут найти в поэзии отражения внутреннего мира души своей? Разумеется, они или увлекаются отвратительным в их лета фразерством и резонерством, или перетолковывают по-своему недоступные для них чувства и превращают их для себя в неестественные и ложные ощущения и побуждения. Но в пользу детей должно исключить из числа недоступных им искусств – музыку. Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать ого на себе, тем лучше для них.

Но что же можно читать детям? Из сочинений, писанных для всех возрастов, давайте им "Басни" Крылова, в которых даже практические, житейские мысли облечены в такие пленительные поэтические образы; давайте им "Юрия Милославского" г. Загоскина, в котором столько душевной теплоты, столько патриотического чувства; давайте "Овсяный кисель", эту наивную, дышащую младенческою поэзиею пьесу Гебеля; давайте им некоторые из народных сказок Пушкина, как, например, "О рыбаке и рыбке. Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон. Много нужно условий для образования детского писателя: нужны душа благодатная, любящая, кроткая, спокойная, младенчески-простодушная, ум возвышенный, образованный, взгляд на предметы просветленный, и не только живое воображение, но и живая, поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевленных, радужных образах. Разумеется, что любовь к детям, глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста есть одно из важнейших условий.

Целию детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа.

Для детей предметы те же, что и для взрослых; только их должно излагать сообразно с детским понятием, а в этом-то и заключается одна из важнейших сторон этого дела! Но для этого надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей. ". Самым лучшим писателем для детей, высшим идеалом писателя для них может быть только поэт. И таким явился один из величайших германских поэтов - Гофман, в своих двух сказках: "Неизвестное дитя" и "Щелкун орехов и царек мышей.

«Неизвестное дитя»: Основная мысль этой чудесной, поэтической повести есть та, что первый воспитатель детей - природа и ее благодатные впечатления. Жизнь есть таинство, ибо причина ее явления в ней самой; переходы общей жизни в частные индивидуальные явления и потом возвращение их в общую жизнь - тоже великое таинство, а впечатление всякого таинства - страх и ужас мистический. Вот почему мифы младенчествующих народов дышат такою фантастическою мрачностию и все отвлеченные понятия являются у них в странных образах. Дух наш во всем предчувствует жизнь и дает ей определенные индивидуальные образы. Так и в "Щелкуне и царьке мышей" оживают куклы и ведут войну с мышами, и сам Щелкун делается рыцарем Маши и носит ее цвет. Щелкун проводит ее в рукав шубы, - и там открывается переднею леденцовое поле с конфектными городами. Художественная жизнь образов, очевидное присутствие мысли при совершенном отсутствии всяких символов, аллегорий и прямо высказанных мыслей, богатство элементов - тут и сатира, и повесть, и драма, удивительная обрисовка характеров - противоречие поэзии с пошлою повседневностию, нераздельная слитность действительности с фантастическим вымыслом, - все это представляет богатый и роскошный пир для детской фантазии.

В России писать для детей первый начал Карамзин.

Но в настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций. Узнав его, с ним не расстанутся и взрослые. Мы находим в нем один недостаток, и очень важный: старик или очень стар и уж не в состоянии держать перо в руке, или ленится на старости лет, оттого мало пишет. А какой чудесный старик! какая юная, благодатная душа у него! какою теплотою и жизнию веет от его рассказов, и какое необыкновенное искусство у него заманить воображение. Лучшие пьесы в "Детских сказках дедушки Иринея" - "Червяк" и "Городок в табакерке". В первой рассказывается история червячка, сделавшегося бабочкою, - самый интересный акт возрождения природы в насекомых.

Сказка «Городок в табакерке» принадлежит к разряду фантастических повестей: через нее дети поймут жизнь машины, как какого-то живого, индивидуального лица, и под нею не странно было бы увидеть имя самого Гофмана. За этими двумя пьесами должны следовать "Анекдоты о муравьях" - в высшей степени живая и интересная пьеска, способная 'развивать в детях любознательность, наблюдательность и любовь к природе. "Разбитый кувшин", ямайская сказка, обнаруживает в авторе глубокое знание детского характера; в ней развивается практическая истина о необходимости доброты, скромности и послушания, а между тем она - волшебная сказка; К тому же роду должно отнести и "Царь-Девицу", трагедию для марионеток. Три драматические пьесы: "Маленький фарисей", "Переносчица, или Хитрость против хитрости" и "Воскресенье" вводят детей в мир житейской действительности и практической мудрости жизни. Другие пьесы: "Бедный Гнедко", "Индийская сказка о четырех глухих", "Столяр" и "Сирота" также представляют детям приятное чтение. Но "Отрывки из журнала Маши" не так нравятся нам: эта пьеса слишком односторонняя, в ней слишком много житейской, рассудочной мудрости.

Читательский дневник

«Бедный Гнедко»

Главные герои.

1. Автор – человек от лица которого идет рассказ. Он любит животных и призывает не бить их без какой-либо причины.

2. Извозчик – в отличие от автора, он не любит животных. И безжалостно бьет лошадь, которая из-за травмы не может дальше бежать.

3. Гнедко – лошадь.

Эта сказка про лошадь по имени Гнедко и злого извозчика. Извозчик сильно бил лошадь, оттого, что та была слишком медлительной. Люди пытались пристыдить извозчика, но он лишь сказал, что нет разницы, кому умирать: ему или лошади, «нынче праздник». Почему же Гнедко не может бежать быстрее? Подкова слетела, лошадка споткнулась и ушибла ногу, что шаг, то ему больно. Знает извозчик, что предстоит ему платить за лечение, да что хозяин его ругать будет, вот и старается поскорее заработать деньги несмотря ни на что. В праздник-то работы много да платят хорошо, только лошадка в чем провинилась? Виноват извозчик, что недосмотрел за Гнедко.

Не слушал извозчик людей и уехал от них достаточно далеко. Все продолжает бить лошадку. Ребятишки бегут за санями, да смеются, а извозчик от этого еще сильнее злится и злость свою на Гнедко вымещает. Сидел в санях толстый господин, но не заступился он за лошадь, ему все равно, не его она, он на обед спешит.

Как Гнедко еще жеребенком был, хорошая жизнь была у него, - вспоминает рассказчик, - прыгал возле матери, травку щипал, дома встречали Машенька и Ванюша. Любили ребятишки жеребенка, гривку расчесывали, на ночь ему подстилку таскали. Ни одного кусочка хлебушка без своего любимца не кушали. Вырос Гнедко статным, да отец детей и решил продать его в городе. Плакали дети, просили извозчика, что покупал лошадь, заботиться о ней, не заставлять таскать тяжести, не издеваться.

Столпился народ вокруг лошадки, да она встать не может, они поднимут ее все вместе, а она обратно падает. Нет уж смысла ругать извозчика, осознал негодяй свою вину. Толстый господин не пожалел лошадку, упала она, значит и платить не за что. Пришлось всем деньги собирать, чтобы нанять другие сани для Гнедко и отвезти его на квартиру. Нельзя от больной лошади требовать, чтобы бежала, как здоровая!

Главная мысль рассказа в том, что самое последнее дело – мучить и издеваться над животными, которые полностью зависят от своих хозяев. Автор призывает бережно относиться к животным.

«Столяр»

Сказка «Столяр» рассказывает об истории жизни знаменитого французского архитектора Андрея Рубо, прошедшего путь от нищеты к общенациональному признанию, путь, который мог быть возможен только для мальчика, обладавшего удивительным упорством, волшебной любознательностью, необыкновенным трудолюбием. Сказка учит детей умению строить и регулировать свои отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует социализации детей. Герой сказки вполне реальный — французский архитектор Рубо — достигает вершин мастерства; так автор стремится вызвать в юном читателе «благородную жажду позна­ния, непреодолимое желание учиться».

У необразованного столяра рождается сын Андрей, который стремится к созданию идеальной работы, к познанию, жаждет узнать как можно больше. Не жалея сил, времени и денег, невзирая на трудности и тяжесть работы, Андрей идет к своей цели, читает книги, учится грамоте. В него никто не верил, насмехались над ним, но герой смог заинтересовать ученого Академии Художеств. Вскоре Андрей поступает в эту Академию и проходит обучение в течение пяти лет. Благодаря трудолюбию и упорству он смог стать известным архитектором, написать множество сочинений об архитектуре. Автор стремится вызвать в юном читателе благородную жажду познания, желание учиться и достигать поставленных целей. Герои: Столяр «не знал ни о чем на свете, кроме своей пилы», был бедным, необразованным, имел грубое понятие о своем ремесле: «Главное дело – сработать как-нибудь да продать» Андрей Рубо – сын столяра. «Долго Андрей был помощником своего отца, пилил дерево пилою, строгал его рубанком, вертел дыры буравом или склеивал доски, связывая их плотно, чтобы склеенное не развалилось до тех пор, пока клей не высохнет». Андрей был любопытным и пытался сделать свою работу лучше, задавая вопросы о ремесле, но «работники смеялись над вопросами Андрея». Герой трудолюбив, терпелив. Он понял, что «сосед их был человек учёный, а что отцу и его работникам неученье мешало хорошо работать». И тогда в нем проснулось желание научиться грамоте. Пять лет учился Андрей в школе архитектуры. «Он написал много сочинений об архитектуре, о плотничном и столярном ремеслах... Многие здания построены во Франции Андреем Рубо».

Андрей – любопытный мальчик, которого тянуло к знаниям. Андрей трудился и откладывал деньги, чтобы накопить на книги и платить учителю. Андрей трудолюбивый, он голодал, мало спал, но все равно продолжал учиться. Это характеризует Андрея как умного и упорного мальчика.

Отец Андрея – простой столяр. Отец Андрея безграмотный, не понимал смысл в учении. Он работал так, как работали все, не думая головой, из-за этого вещи у него выходили кое-как.

Остальные рабочие – постоянно смеялись над упорством Андрея. Так же, как и отец Андрея, они не были обучены грамоте и делали всё криво и косо.

Автор показывает нам, что учение – это главный путь к успеху, и заставляет детей подумать над тем, что у них есть все возможности получать знания, в отличие от Андрея. Но зачастую дети не хотят учиться, а лишь играть. Автор призывает детей стараться учиться. Одоевский противопоставляет рабочих, которые «и мерку снимали точь-в-точь, так же строгали, так же наклеивали, но всё выходило то же, да не то: то один бок больше другого, то круг неровно выведен, то угол выдался, то едва сделают – развалится», Андрею и говорит, «что у тех людей, которые много учатся, всегда лицо само собою делается умным и привлекательным, оттого что на лице человека выходит всё, что он думает и чувствует».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: