Лекционный материал к изучению темы

Г

Предмет: обществознание

Группа 5-17

Урок № 84

Тема: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

Цель: Совершенствование знаний о политической системе общества, демократическом политическом режиме и правовом государстве.

Задачи:

Образовательные:

- Выработать понимание особенностей демократического политического режима и правового государства.

- Сформировать представления о признаках правового государства и особенностях демократического режима.

- Ознакомиться с особенностями становления демократии в современной России;

Развивающие:

- Обеспечить условия для формирования научного мировоззрения

- Способствовать развитию умения устно и письменно формулировать свои мысли

- Способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные:

- Формирование активной жизненной позиции

- Формирование политической грамотности обучающихся

Тип занятия: усвоения новых знаний

Ход урока

По данному плану составить конспект, ответить на вопросы

План

1. Определение демократии

2. История демократии

3. Признаки и ценности демократии

Лекционный материал к изучению темы

1. Определение демократии

В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500 лет демократии (от реформ Клисфена 508/507 гг. до н. э.). Какие ассоциации вызывает слово «демократия»?

Демократия («власть народа») — политико-правовой режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Данный режим основан на признании народа источником и субъектом власти.

2. История демократии

Первые формы коллективного принятия решений появились еще в древности – это так называемая первобытная, или общинная демократия.

Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существоваладемократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Около трети граждан одновременно могли занимать ту или иную государственную должность.

До XVIII века наиболее известной моделью демократии была прямая демократия, где граждане практиковали процедуру подчинения меньшинства большинству. Является ли такая система справедливой?

В представительной демократии граждане делегируют часть собственных прав избранным ими депутатам или другим должностным лицам. Выбранные депутаты принимают решения с учётом мнения избирателей и отвечают перед ними за свои действия.

3. Признаки и ценности демократии

Признаками демократии являются:

1. Назначение лидеров происходит путём честных, состязательных, конкурентных выборов.

2. Народ признается источником власти.

3. Общество осуществляет самоуправление для удовлетворения общих интересов.

С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Основной целью демократии является ограничение произвола власти. Для достижения этой цели права человека признаются главной ценностью, и строится система их эффективной защиты со стороны правовой системы.

В современном мире наиболее распространенной моделью является модельлиберальной демократии. Она включает в себя периодические,всеобщие выборы, в ходе которых кандидаты ведут борьбу за голоса избирателей;верховенствозакона; принцип разделения властей; конституционные ограничения власти большинства.

Домашнее задание контроль усвоения темы урока

Составьте таблицу демократия в помощь вам предоставляю картинку.

 

ДЕМОКРАТИЯ

         
   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: