А класс
Урок литературы
Учитель Габор Н.А.
Тема. Фантазия и быль в рассказе «Никита».
ХОД УРОКА.
Здравствуйте, мои красивые, творческие, умные! Я очень рада нашей встрече. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и наш урок литературы пройдёт прекрасно. А начать наш урок мне бы хотелось с одной картинки, вглядитесь в нее внимательно. На первый взгляд – это скалы, которые отражаются в водоеме, но приглядевшись внимательнее и включив фантазию, мы увидим нечто большее. Так и герой произведения, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, в обычном видел удивительное.
- Сегодня мы с вами будем говорить о выдающемся писателе 20 века – Андрее Платоновиче Платонове и о его рассказе «Никита». Вы должны были познакомиться с его биографией, прочитать рассказ «Никита», составить краткий план рассказа.
Запись в тетрадях темы урока
- Ребята, прочитайте биографию А.П. Платонова. Стр. 112
Я вам предлагаю необычным способом проверить прочитанное. Мне хочется, чтобы вы представили себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, и вот вам представили для правки статью о А. П. Платонове. А вы должны все неточности – фактические ошибки – исправить (поставить «+» или «-«)
|
|
1. Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.
2.Его учительницей была Аполлония Николаевна.
3.Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.
4.В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».
5.Сказки Платонов начал писать еще в детстве.
6.Произведение «Никита» - это роман.
- Прочитайте рассказ «Никита» и дайте ответы на вопросы. (устно)
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
Словарная работа (запишите в тетрадь)
Фантазия – слово многозначное.
Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, представляемая индивидом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему.
В обычной речи «фантазировать», значит воображать, сочинять, представлять.
Фантазия как средство искусства широко используется в музицировании, поэтике, изобразительном искусстве и им подобных сферах деятельности. Она также применяется в точных науках, как инструмент при построении гипотез и предположений об объектах научного познания.
- Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту - фантазёром?
|
|
- Каким вы представляете себе Никиту? Составьте письменный план к рассказу А.Платонова «Никита»
.
6. Подумайте.
- Какое время изображено в рассказе?
- Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.
- Как воспринимает Никита окружающий мир?
Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов
Пустая бочка | В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. |
Колодец | Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
Две земляные норы | Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. |
Старый пень | У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. |
Стол | Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
Банька | Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело. |
Чужой петух | Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
Жёлтый цветок | Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Колья из плетня | Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
Доброе солнце | Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. |
Земля | Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. |
- Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?
- Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?
- Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.
- Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.
Подведение итогов урока.
- В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова? (запишите ее)
- Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?(запишите)