Оффшорная Экономика как угроза экономической безопасности страны

Актуальность данной проблемы заключается в том, что капитал, вывозимый из нашей страны, негативно влияет на экономику в целом, не позволяя ей развиваться. Это приводит к тому, что не происходит экономический рост в стране, заработные платы не увеличиваются. Кроме того, ряд стран принял санкции против России, которые затрагивают не только личности отдельных граждан, но и экономическую, политическую сферы.

Экономическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности страны в целом. В 2014-2015 годах в нашей стране наблюдалась экономическая стагнация, которая была обусловлена внутренними экономическими проблемами, снижением мировых цен на энергетические ресурсы, усилением напряженности международных отношений в мире, а также влиянием санкций со стороны ряда государств. Одной из наиболее важных проблем экономики РФ на тот период являлось сокращение доходов бюджета (по данным Минфина дефицит бюджета составил около 1,3 % и 2,6 % ВВП в 2018 и 2019 годах соответственно).

Сложившаяся экономическая ситуация в стране требовала более оперативного и эффективного управления экономикой. Одной из основных угроз экономической безопасности на сегодняшний день является вывоз капитала как в целом, так и при помощи оффшорных зон. Оффшор представляет собой экономический центр, аккумулирующий с помощью предоставления налоговых и иных льгот капитал иностранных компаний, которые зарегистрированы в стране расположения оффшора. Защита собственности является одной из главных причин использования оффшорных юрисдикций российскими компаниями.

Случаи захвата чужого бизнеса определили незаконное уголовное преследование и нарушения в закупках. Жалобы на электронную почту генпрокуратуры начали приходить с июня 2016 года. За полгода работы данного сервиса было получено 557 обращений о проблемах бизнеса. Из них 202 обращения касались рейдерства и захвата имущества, 143 – фактов неправомерного уголовного преследования, а остальные жалобы были связаны с нарушениями в госзакупках или получением публичных услуг. И все же прокуроры в борьбе с рейдерами помогли бизнесу слабо: лишь в 13 случаях были приняты меры прокурорского реагирования.

Эта проблема весьма серьезна, особенно для малого и среднего бизнеса. По оценкам Национального антикоррупционного комитета России, ежегодно происходит до 700 тысяч успешных рейдерских захватов [1]. Очевидным плюсом использования оффшорных юрисдикций является конфиденциальность владения бизнесом. Оффшорная компания защищает имущественные интересы собственников и позволяет быстро перевести активы в другие страны при появлении каких-либо угроз [2].

Использование оффшорных зон позволяет оптимизировать налоговые уплаты. Собственники компаний получают возможность платить налоги только в той стране, где формируются доходы, на основе договоров между странами об избежании двойного налогообложения. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был разработан «План действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения» (Base erosion and profit shifting — BEPS). В соответствии с этим документом налоги уплачиваются в стране получения дохода, в которой предусматриваются низкие ставки на репатриацию прибыли [3].

На сегодняшний день в России существуют различные возможности для проведения политики деоффшоризации экономики. Добиться полной деоффшоризации, как показывает опыт наиболее успешных в этом отношении оффшорных стран (зон), невозможно, поскольку в мире развивается острая конкуренция не только за инвесторов, но и за налогоплательщиков. Однако сокращение вдвое вывода из России потенциальных налоговых доходов смогло бы увеличить на 1,5-2 % темпы роста ВВП и существенно уменьшить отток капитала из России.

 Основными приоритетами на текущий момент являются усиление прозрачности бизнеса, более полное раскрытие информации, налоговое стимулирование инвестиций и инкорпорирования бизнеса в России. Необходимо осуществлять антиоффшорную политику в полной мере при современном состоянии российской экономики и общества. Данный процесс будет отвечать национальным интересам России и способствовать улучшению имиджа страны в мире. Конечно же, существуют риски проведения такой жесткой антиоффшорной политики.

С одной стороны, они связаны с возможным временным спадом предпринимательской активности в России и нарушением сбалансированности сложившейся системы политических и экономических интересов с потерей управляемости государством. С другой стороны, крупный бизнес может ответить активизацией действий по улучшению инвестиционного климата, так как именно использование оффшоров ставило его в привилегированное положение по сравнению с неоффшорным малым и средним бизнесом. Политика деофшоризации позволит снизить проявление угроз экономической безопасности России.

Одной из главных причин оттока капитала в оффшорные юрисдикции является неблагоприятный инвестиционный климат России. Этому способствуют такие факты, как нарушение законодательства, коррупция, непрозрачность бухгалтерского учета для иностранных инвесторов, действия предприятий и физических лиц по сговору, нарушающих рыночную конкуренцию, инвестиционная непривлекательность большинства отраслей экономики [1].

Оффшорные страны занимают особые территории, где компании получают выгоду от уплаты налогов после регистрации. Такие организации подпадают под юрисдикцию страны, с которой они юридически связаны. Тем не менее, они обязуются соблюдать все местные правила. Регистрация компании в прибрежной зоне дает компании много преимуществ. Я получаю налоговые льготы. Это значительно снижает затраты. В то же время ведение финансовой отчетности становится проще. Однако эта тенденция далека от характеристик всех таких зон. В некоторых из них практически отсутствует валютный контроль. Компания, зарегистрированная в прибрежной зоне, работает в любой валюте. Сборы списываются в стране, в которой зарегистрирована компания.

В то же время их деятельность становится полностью анонимной. Финансовые операции держатся в секрете и не подлежат публичному раскрытию. В классическом варианте только нерезиденты ведут свой бизнес в оффшорной зоне. Кроме того, внутренний заемный капитал изолирован от счетов резидентов. Каждая оффшорная зона имеет разные условия отчетности и требования. Поэтому компании выбирают свою страну. Они соотносят свои требования с условиями, которые предлагает то или иное государство. Оффшорные бизнес-страны сегодня характеризуются различными позициями в мировой экономике.

Это могут быть как страны третьего мира, так и самые развитые державы. Поэтому оценка деятельности оффшорных зон сегодня довольно неоднозначна. Здесь одновременно следуют две тенденции. Первым из них является стремление стран либерализовать свою внешнюю торговлю. Это положительная сторона работы оффшорных компаний. Однако вторая тенденция - отмывание «грязных» денег в таких областях. Банковское мошенничество часто происходит здесь [2].

Роль оффшорного бизнеса в экономике России значительна. Необходимость в этом возникла в силу определенных обстоятельств. Когда начался процесс реформирования экономики, граждане страны могли зарабатывать деньги легальными и нелегальными способами. Однако инвестировать в бизнес в своей стране было невыгодно и небезопасно. Оффшорный бизнес имеет как негативные, так и позитивные последствия для экономики. Требуется тщательный мониторинг. Однако в этом случае требуется не только правильное проведение анти-оффшорной политики, но и принятие ряда внутренних реформ.

Требуется создать благоприятные условия для ведения бизнеса в России. Пересмотр требует экономической, социальной стратегии развития страны. Требуется создать благоприятные условия для притока международных инвестиций, безопасного ведения бизнеса нерезидентами и резидентами Российской Федерации. В этом случае потери, связанные с оффшорной деятельностью компаний, будут минимальными. Рассмотрев особенности оффшорного бизнеса, можно отметить его положительные и отрицательные стороны.

Минимизировав неблагоприятные тенденции ведения бизнеса через безналоговые зоны, государство может повысить свою инвестиционную привлекательность, привлечь международный капитал в страну [3].

Создание компании в оффшорной зоне представляется очень выгодным для предпринимателя. В конце концов, это дает ряд преимуществ:

- быстрая регистрация;

- скрыть информацию о реальном бенефициаре;

- низкие налоги и минимальная отчетность;

- возможность открыть банковский счет в любой стране мира;

- накопление безопасного капитала за рубежом;

- управление через опекуна.

С другой стороны, эта опция может не решить ваши проблемы и даже создать новые.

Так, на практике вы можете столкнуться со следующими недостатками:

Пристальное внимание со стороны органов контроля международного и государственного права.

Различия в законодательстве. Перед открытием компании необходимо хорошо изучить, в какой зоне лучше открывать ваш вид бизнеса. Может оказаться, что территория с наиболее привлекательными льготами имеет проблемы с лицензированием вашей деятельности.

Риск потери бизнеса. Поскольку вы работаете через представителей и плохо знакомы с законодательством, вы можете стать объектом мошенников, особенно, если покупаете готовую компанию.

Проблемы с получением кредитов. Оффшорные компании не заслуживают доверия, и вероятность получения кредита минимальна.

Отрицательная репутация. Регистрация в оффшорной зоне вызывает ассоциации с мошеннической деятельностью, поскольку существует законное сокрытие данных о реальных владельцах.

Высокая стоимость услуги. Этот недостаток характерен для малых предприятий и производственных компаний, которые работают исключительно внутри страны. В этом случае целесообразно использовать оффшорные счета для накопления капитала.

Оффшорные зоны играют опасную роль для национальной экономики, особенно в процессе «отмывания денег». Первоначально при экспорте капитала компании руководствовались в основном целями организации производства товаров, услуг и их продажи в стране-импортере. Однако все более значительная доля экспорта капитала начала принимать форму так называемого «бегства капитала».

Это одна из главных угроз со стороны оффшорных зон. Капитал даже оставляет развитые страны со стабильной экономикой и низкими налогами для стран с более благоприятным инвестиционным климатом. Однако наиболее характерный отток капитала наблюдается в странах, где экономическое и политическое развитие нестабильно, налоговое давление и высокий уровень инфляции, жесткое государственное регулирование и неэффективная судебная система.

В России нелегальный вывоз капитала и доходов в прибрежные зоны получил широкое распространение и представляет собой серьезную проблему. По мнению некоторых экспертов, годовой объем «бегства капитала» из России можно оценить в убыток в 25 миллиардов долларов. США Возможно, что не вся сумма приходится на оффшоры, но даже если туда переводится половина (50%) капитала, что отражает международную тенденцию, это наносит серьезный ущерб стране.

Наблюдается также сокращение государственного бюджета за счет снижения налоговых поступлений; структурные деформации в экономике (бесконтрольный оффшорный бизнес ведет не только к уменьшению доходной части государственного бюджета, но и к изменению структуры национальной экономики за счет угнетения отечественных производителей товаров для внутреннего рынка и увеличения крена в сторону преимущественного развития экспортно-ориентированных и зависящих от импортных поставок отраслей экономики); сокращение внутренних инвестиций; усиление государственной зависимости от иностранных займов; нарушение устойчивости финансового рынка страны.

Понимая значение термина оффшор, вы сможете применить новые возможности в практике ведения собственного бизнеса, получив преимущества для его развития.

Таким образом, силовым структурам и Правительству Российской Федерации следует использовать не только «силовые» методы воздействия по сокращению теневой экономики, но в большей степени созданию благоприятного климат для развития предпринимательства, сглаживанию социального неравенства. Решение таких проблем общества, как коррупция, преступность, бедность, позволит Российской Федерации реализовать стратегию экономической безопасности и обеспечить устойчивое развитие страны в ближайшей перспективе.

В России основным аргументом противодействия оффшорам стало требование возврата налоговых выплат в страну. В России основным лозунгом деоффшоризации стала попытка заставить вернуться коммерческие операции в российскую юрисдикцию. По моему мнению, обоснованность подобного подхода не вызывает сомнений, однако для его осуществления необходима реализация ряда структурных реформ в экономике, направленных на формирование эффективного института защиты прав собственности и разрешение коррупционных проблем.

В настоящее время Россия занимает 92-е место в рейтинге стран мира с точки зрения ведения бизнеса, хотя она входит в десятку стран, которые добились наибольшего прогресса в реформировании условий ведения бизнеса. В частности, такие вопросы, как формирование механизмов эффективной защиты имущества, совершенствование налогового регулирования, основанного на снижении налогового бремени для бизнеса, снижение административных барьеров и т. Д. остаются особенно проблематичными.

 

Список литературы

 

1. Егорова А.О. Оффшорный бизнес российских предпринимателей и его влияние на экономику РФ // Economics. 2019. №5. С. 39.

3. ФНС обнародовала новый перечень приравненных к офшорам стран // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://taxpravo.ru/novosti/statya-373697- fns_obnarodovala_novyiy_perechen_priravnennyih_k_ofshoram_stran (дата обращения: 23.09.2018).

 3. Полежарова Л. В. Деоффшоризация российской экономики / Л.В. Полежарова // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: