Упражнения на дыхание

Артикуляционная гимнастика. Свистящие звуки (С, С', З, З', Ц)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Окно» – Широко открыть рот, расположить язык за нижними резцами плоско.
«Улыбка» - Растянуть губы в улыбке.

«Заборчик» - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

«Трубочка» – Вытягивание вперед губ длинной трубочкой.

 


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

• «Лопаточка», «Блинчик» - Язык широкий, удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

• «Непослушный язычок» - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка или произносить звуки пя-пя-пя.

• «Почистим зубы» - Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка выполняем «выметающие» движения из-за нижних зубов, затем из-за верхних зубов. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

• «Горка», «Киска сердится» - Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем вы­равнивается.

• «Катушка» – Широкий кончик языка упира­ется в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» впе­ред и убирается в глубь рта.

• «Качели» - укреплять мышцы языка. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней дес­ны, за зубами.

Движения языка:

к носу - к подбородку; к верхней губе - к нижней губе;

между верхними зубами и губой; к верхним резцам - к нижним;

дотронуться до бугорков за нижними резцами – за верхними.

 

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

• «Кто дальше загонит мяч» - вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воз­душную струю, идущую по середине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы щеки не надувались.

«Загнать мяч в ворота» - сильно подуть на широкий высунутый язык (на ватку, на бумажку). Следить, чтобы щеки не надувались.

• «Буря в стакане» - вырабатывать умение направлять плавную, длительную воз­душную струю по середине языка. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались.

СВИСТЯЩИЕ (С, С', З, З', Ц)

Нарушения: сигматизмы

• Межзубный – кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами;

• Боковой – (хлопающий звук) – воздух идет по обоим краям языка или вбок;

• Носовой – (назальный звук) –носовой оттенок после­дующего гласного.

• Губно-зубной [с – ф] – Нижняя губа образует щель с верхними зубами.

• Призубный [с – т] – Язык упирается в верхние зубы (Суп – Туп).

• Шипящий [с – щ] – Язык под­нимается вверх (Собака – щабака).

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

Звук [С] I. По подражанию: выполнить «Забор» – «Окно» – «Мост».

Когда ребёнок научится удерживать широкий язык за нижними зу­бами, ему предлагают подуть на горку языка, между зубами остаётся щель для контроля (с «ноготок»), губы в улыбке, на руку идёт холодная струя воздуха – получается звук ссс.

П. От опорного звука: Выполнить «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Забор».

а) Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: «и-и-иссс».

б) Если исходный звук [с’], то постановка через м/з произношение.

в) Выполнить упр. «Горка. Киска сердится», прикрыть рот и подуть на язычок.

III. Механический способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» – «Окно» – «Мост», т. е. распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Если же язык не удерживается внизу, то на его конец можно нажать зондом (спичкой, палочкой) – образуется углубление для выхода воздуха по желобку, язык остаётся в нижней позиции; затем, прикусив спичку, подуть на язык — получится звук ссс.

                                                                                                                                 б) То же с медленным выниманием шпателя или зонда.

IV. Смешанный способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» – «Мост» – «Лопата» – «Забор», т. е. прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и дуть в пузырек. При удлинении выдоха звук [т] переходит в звук [с]. Нужно зондом проложить по средней части языка «желобок». После правильного выдоха язык постепенно заводят за зубы.  

б) Выполнить упражнение «Забор», произнести«и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — «с-с-с», придерживать кончик языка зондом (иииииииссссссс).

Примечание: при исправлении всех видов сигматизма звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», «Водичка течёт» – ссс, «Водичка капает» – с-с-с, «Свисток» – ссс, «Насос» – ссс-ссс,  чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежне­го стереотипа. Пока не будет четкого изолированного произношения заданного звука, не спешить переходить к автоматизации в слогах.Поставленный звук [с] довольно долго произносить в положении «Окно», пока четко не зафиксируется правильное положение языка.

Звук [С’] – губы растягиваются больше и напрягаются. Переднесредняя часть спинки языка перемещается не­сколько выше и вперед.

Звуки [3], [З’] – от звуков соответственно [С], [С’], стоит лишь включить голос: надо одну руку ребёнка приложить к гортани, чтобы он почувствовал вибрацию голосовых связок. Как только ребенок стал различать звонкие и глухие звуки, то можно переходить к звуку [з].Звуки [с] и [з] идут рядом.

Звук [Ц] - сложный, состоит из двух звуков: [т] и [с], которые произносятся коротко, с придыханием: [тс] – [ц] («Кузнечик»). Вводить от закрытого слога – ац.

Артикуляционная гимнастика. Шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Окно» – Широко открыть рот, расположить язык за нижними резцами плоско.
«Улыбка» - Растянуть губы в улыбке.

«Заборчик» - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

«Трубочка» – Вытягивание вперед губ длинной трубочкой.

• «Бублик» - Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперед. Нижняя челюсть неподвижна.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

• «Лопатка» - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

• «Непослушный язычок» - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка или произносить звуки пя-пя-пя.

• «Качели» - укреплять мышцы языка. Движения языка: к носу - к подбородку; к верхней губе - к нижней губе; между верхними зубами и губой; к верхним резцам - к нижним; дотронуться до бугорков за нижними резцами – за верхними.

• «Маляр», «Красим потолок» - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади - вперед.

• «Почистим зубы» - Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка выполняем «выметающие» движения из-за нижних зубов, затем из-за верхних зубов. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

• «Вкусное варенье» Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

• «Чашечка» - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

 «Лошадка»  Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.
• «Грибок» - Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

• «Гармошка»   Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закры­вать рот.


УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

• «Кто дальше загонит мяч» - вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воз­душную струю, идущую по середине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы щеки не надувались.

«Загнать мяч в ворота» - сильно подуть на широкий высунутый язык (на ватку, на бумажку). Следить, чтобы щеки не надувались.

• «Фокус». Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыт. Язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

ЗВУК [Ш]

Артикуляция звука [ш]

Губы: в улыбке, зубы видны — это положение «Забор».

Зубы: сближены, но не сомкнуты. Язык: широкий, в форме чашечки, находится за верхними зубами. Кончик языка поднят по направ­лению к нёбу (за альвеолами), но не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по боко­вым краям струю выдыхаемого воздуха. Нёбная зана­веска поднята.

Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Выдох несколько усилен. Воздушная струя теплая.

Нарушение произношения звука [ш]

Сигматизмы:

• Межзубный (язык просовывается между пе­редними зубами).

• Боковой (воздух проходит по обоим краям языка или вбок).

• Носовой (носовой оттенок).

• Губной-зубной (нижняя губа приподнимается и образует щель с верхними резцами).

Парасигматизмы:

• Призубный [ш – т] (язык упирается в верхние резцы).

• Шипящий [ш – щ] (кончик языка опушен, нет положения языка в форме чашечки).

• Свистящий [ш – с] (язык опускается вниз).

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

I. По подражанию: Выполнить последовательно упражнения:

 «Забор» –  «Окно» – «Мост» – «Лопата» –  «Лопата копает» – «Вкусное варенье – «Чашечка за бугорками верхних зубов» – «Теплый ветер».

II. От опорного звука:

а) Произнести с придыханием звук [т]. Постепенно удлинять выдыхаемую воздушную струю и не ударять в бугорки зубов, а только поднимать к ним кончик языка. получается слабый ко­роткий шипящий звук; шум постепенно удлиняется, язык переводится чуть глубже от альвеол; остаётся сомкнуть зубы и, округлив губы, подуть на язык, удерживая его наверху, — получится; шш.

б) Язык в положении «Чашечка» вверху за альвеолами – плавно произносить звук [с].

 в) от звука Р, если он есть в речи ребёнка; предлагается протяжно произнести его без голоса, шёпотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не послышится шипение;

III. Смешанный способ:

а) Из положения «Забор» предложить ребенку длительно произносить звук [с] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять его за верхние резцы, при таком положении вместо [с] звучит [ш].

б) Из положения «Вкусное варенье» перевести язык за зубы под альвеолы, подвести под язык шпатель и отталкивать язык назад. Предложить закрыть рот и подуть «Теплый ветер» – «сссс», получается звук «шшш». Чтобы не было утечки воздуха в щеки, подводя руки снизу, большим и указательным паль­цами левой руки прижимаем щеки ребенка, а правой рукой подводим шпатель под язык, отодвигая язык назад до четкого звука [ш].

IV. Механический способ:

а) Из положения «Мост» зондом поднять язык к передней части нёба. Ребенку надо сомкнуть зубы в положение «Забор», выдыхая воздух равномерно, контролируя струю ладонью руки (теплая струя).

 

ЗВУК [Ч]

Артикуляция звука [ч]

В первый момент происходит смычка кончика язы­ка с верхними резцами (у их корней), во второй – кончик языка после разрыва смычки отходит назад к альвеолам, образуя в этом месте сужение: весь язык напряжен, приближен к нёбу – [ т' – ш'].

Губы обнажают зубы.

Нёбная занавеска поднята.

Голосовые связки разомкнуты.

Выдох происходит с более сильным напряжением.

Звук [ч] –  сложный, состоит из последовательно­го сочетания: [т'] и [ш'].

Нарушения те же, что и при звуке [ш].

Подготовительные упражнения

а) Те же, что и для звука [ш].

б) Отработка опорных звуков: [т'], [ш'].

о) Упражнение «Парус», «Цоканье», «Молоток».

г) Поднять кончик языка вверх к альвеолам, кои чиком языка стучать по альвеолам: «ть-ть-ть» –  губы обнажают зубы.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

I. По подражанию:        

а) Язык в верхнем положении, кончик языка упирается в альвеолы, но не в верхние зубы. Зубы разомкнуть, на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, вдохнув, с силой подуть на язык. Язык резко отскакивает от альвеол (имитация звука [т']). Включаем тактильный контроль, рука ощущает толчки теплой струи воздуха.                             

б) Выполнять последовательно упражнений «Забор» – «Окно» – «Мост» –  «Парус». Закрыть рот и с силой подуть на язык, находящийся вверху.

II. Механический способ:

Произносить [т'] с сильным выдохом. Шпателем толкать язык вглубь рта.

Ш. Смешанный способ:

а) Произносить «ать-ать-ать» – «Паровоз». Подложив под передний край языка шпатель, поднять
его за верхние резцы и слегка растянуть губы.

б) Ребенок произносит [т]. В это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднять его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на утлы губ, на щеки, выдвигая щеки вперед.

Примечание: при постановке звук [ч] не на­зывают, а заменяют названием упражнения «Паро­воз», для исключения, ассоциаций с дефектным его вариантом.

 

ЗВУК [щ]

Артикуляция звука [щ]

Губы разомкнуты, растянуты в положении «Забор».

Кончик языка напряжен, продвинут вперед, вы­гибается вниз, а, передняя часть спинки языка под­нята к альвеолам, образуя в этом месте щель. Боко­вые края языка примыкают к внутренней стороне ко­ренных зубов, образуя посередине языка ложбинку, по которой проходит струя выдыхаемого воздуха. Язык напряжен, корневая часть приподнята.      

Нёбная занавеска поднята.                 

Выдох происходит с сильным напряжением.

Нарушения те же, что и при звуке [ш].

Подготовительные упражнения те же, что и для звука [ш].

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

Смешанный способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» –  «Окно» –  «Парус», присосать язык к нёбу, чтобы натянулась уздечка. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Подложить ребёнку под язык шпатель а горизонтальном положении, шпатель прижимает язык к нёбу в средней части. С силой подуть, сделать упражнение «Теплый ветер», произнося длительно звук [ш], при этом будет слышаться звук [щ]. Язык прижат. Упругость языка и щель регулируются за счёт давления шпателя. Добиваться долгого звучания [ш].

б) Как и предыдущее упражнение, только вместо зонда или шпателя ребенок подкладывает свой палец под язык и прижимает язык.

в) Упражнение выполнять без помощи пальца.

г) Ребенок произносит «ся», а логопед шпателем прижимает кончик языка вниз и слегка отталкивает назад, получается «ща».

д) Длительно произносить: [ш'-ш'-ш'-щ];    

е) Длительно произносить: [и-ш-ш-и] (т. е. в сочетании с [и]).

Примечание: при постановке звук [щ] не назы­вать, а заменять названием упражнения «Змея» шипит».

 

 

Звук [Л]

Артикуляций звука (л) Губы растянуты в положении «Забор». Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При произнесении твердого [л] кончик языка не на­пряжен, а при произнесении мягкого [л'] –  сильнее напряжение.

Между краями языка и коренными зубами обра­зуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.

Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] –  спущена.                                     

Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхаемого воздуха не может проходить через нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Нарушения                   ЛАМБДАЦИЗМЫ

•Отсутствие звука.

•Межзубный.

•Носовой (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос).

•Звук [л] произносится, как иностранный [1] (альвеолярно).

•Звук [л] произносится мягко, как [л'].

ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ

Звук [л] может заменяться на

• [p], • [в], • [б], • [у], • [j], • [н], • [ы],• [к], • [г].


ПОСТАНОВКА ЗВУКА

1. По подражанию:

а) Выполнить упражнения «Забор» –  «Окно» –  «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания коснуться языком верхней губы.

б) Выполнить упражнения «Забор» –  «Окно» – «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания ритмично нажимает на верхнюю губу языком.

Получается «ал-ал-ла-ла».

2. От опорного звука:

а) Выполнить последовательно упражнения «3абор» –   «Окно» –   «Мост», просунуть широко распластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка ив этом положении дать голос. Губы растянуты. Зубы разомкнуть со звуком [а]. Звук, похожий на [л], соединять с гласными; [a –  ы] («лла-ллы-аллл»).

Контроль  –   теплая воздушная струя.

б) «Пароход гудит» –   широкий конник языка чуть прикусить зубами и тянуть «ыьы», получается [л]. С силой открыть рот на звук [а]. Одновременно оторвать язык от верхних зубов и продолжать гудеть. Получается: «ллллаааа»

в) То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение.

г) При сильном оскале положить широкий распластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть [а], затем прикусить, язык  продолжая тянуть [а], получается: «аааалл». Закрепляется в межзубном положении, затем переводится в зазубное.

3. Механический способ:

Выполнить упражнения «Забор» –  «Окно» ­– «Мост» –  «Парус». Язык поднять к альвеолам, логопед придерживает его шпателем, ребенок включает голос, язык неподвижен. Слышится длительный звук «ллл». При постановке звук [л] не называть, а заме­нять названием упражнения «Пароход гудит».

При ламбдацизмах те же упражнения, что и при отсутствии звука.

ЗВУК [Р]

Артикуляция звука [р] Губы разомкнуты и обнажают зубы. Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']). Корневая часть языка опущена. Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.

Нарушение произношения звуке [р]: РОТАЦИЗМЫ

• Отсутствие звука. • Горловое (велярное или увулярное). • Боковое (слышится [рл']) • Носовое (слышится [нг]). • Одноударное. • Мягкое произношение ([р-р']).

ПАРАРОТАЦИЗМЫ  Звук [р] заменяется на:• [л]• [j]• [д]• [в]• [г]•

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

При ротацизме и параротацизме постановка зву­ков одинаковая.

1. По подражанию: а) Выполнить серию упражнений «Забор» –  «Окно» –  «Мост» –  «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с силой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка  –  «Мотор».

б) Выполнить серию упражнений «Забор» –  «Окно» –  «Мост» –  «Парус» –  «Молоток» –  «Дятел» – «Пулемет» Положение кончика языка ребенка –  у альвеол. Ребенок выполняет упражнение «Молоток» –  единичные удары языком по альвеолам, затем выполняет упражнение «Дятел» –  чередование единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе  –  «д-ддд», затем подключается упражнение «Пулемет» –  это сильный толчок выдыхаемой струи, заставляющий кончик языка вибрировать.
    Предварительно такой выдох формируется на подготовительном этапе.

Примечание: при устранении велярного и увулярного ротацизма (горлового) упражнения «Моло­ток» –  «Дятел» –  «Пулемет» выполняются на базе зву­ка [т]. Это вызвано тем, что звук [д] возникает в ре­зультате вибрации голосовых связок, которая может активизировать, провоцировать вибрацию мягкого нё­ба или маленького язычка. Коррекция велярного и уву­лярного ротацизма направлены на погашение этого ви­да вибрации и активизации вибрации кончика языка.

2. От опорного звука:

Выполнить серию упражнений «Забор» –  «Окно» –  «Мост» –  «Парус». Произносить звук [з] при подня­том к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» –  «Мотор».

3. Смешанный способ:

а) Выполнить серию упражнений «Забор» –  «Окно» –  «Мост» –  «Парус». Поднять язык к нёбу, до предела растянуть уздечку, затем,  глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает» и слышится звукосочетание «тж», у некоторых сразу «тр». Зубы на расстоянии 1,5 – 2 пальца, упражнение повторять, увеличивая напор воздуха, пока «дж» не перейдет в «тр» –  «Мотор». Под напором сильной воздушной струи самопроизвольно получается вначале короткое «тр» –  «Мотор». б) Выполнить серию упражнений «Забор» –  «Окно» –  «Мост» –  «Парус» – «Молоток» (единичные удары со звуком [д]) –  «Дятел» (чередование одного удара языком по альвеолам с серией ударов в быстром темпе: «д-ддд», «д-ддд», «д-ддд»).

Ребенку предлагается быстро произносить длинный ряд «д-ддд» при полуоткрытом рте (кончик язы­ка находится у альвеол. Темп этих ударов посте­пенно учащается, и колебания кончика языка производятся в различном темпе.

4. Механический способ:

Выполнить серию упражнений «Забор» – «Окно» –  «Мост» – «Парус» –  «Молоток», произносить «д-ддд», т. е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие дви­жения. Два варианта вибрации: 1  – шпатель совер­шает колебательные движения из стороны в сторону; 2 (более эффективный) –  колебательные движения совершаются без отрыва от кончика языка, то есть шпатель прижимается к кончику языка. Запрещается вибрировать по подъязычной связке, так как это вызы­вает вибрацию не только кончика языка, но и всей пе­редней части языка. Такая вибрация не позволяет в дальнейшем перейти к звуку [р] и включить его в речь.

Рекомендации:

1. При использовании механической помощи (зонд, шпатель, палец ребенка) необходимо располагать их под углом сорок пять градусов по отношению ко дну роговой полости, но не горизонтально. Горизонталь­ное положение, например, шпателя приходится на середину подъязычной связки, что недопустимо.

2. Фиксируется внимание ребенка при появлении первых признаков «Моторчика», вызванного механи­ческой помощью, на ощущениях вибрации и харак­терном звучании. С этого момента вместо зонда или шпателя начинают использовать в качестве механи­ческой помощи палец ребенка. Предварительно гото­вят к этому палец ведущей руки на занятиях пальце­вой гимнастики. Формируют тонкие дифференциро­ванные движения пальца (например, упражнение «Оса» — круговые движения прямым указательным пальцем, упражнение «Балалайка», когда прямой па­лец вибрирует на натянутой резинке, струне и

т. д.). В специальной литературе есть данные, что вибри­рующие движения, т. е. мелкие, ритмичные сокраще­ния мышц руки и пальца предшествуют вибрации кончика языка.

а) Выполняют последовательно серию упражнений «Забор» –  «Окно» –  «Мост» – «Парус», т. е. широкий кончик языка находится за верхними зубами. Длительно произносить звук [з], [ж] или [д], в это время шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, затем зонд заменить на палец ребенка.

б) Выполняем предыдущие упражнения. Начинаем вибрацию с помощью шпателя, а продолжаем без него. Если самостоятельно вибрация языка не вырабатывается очень долго, начинаем автоматизацию звука [р] в слогах, словах с механической помощью (лучше при помощи пальца), рекомендуется произносить слова: «дрова, друг, друзья, трава, труба» и др.

Примечание:

При коррекции всех видов ротацизма и параротацизмов звук [р] не называем, а заменяем название упражнения — «Мотор».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: