Артикуляционная гимнастика. Свистящие звуки (С, С', З, З', Ц)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
• «Окно» – Широко открыть рот, расположить язык за нижними резцами плоско.
• «Улыбка» - Растянуть губы в улыбке.
• «Заборчик» - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
• «Трубочка» – Вытягивание вперед губ длинной трубочкой.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
• «Лопаточка», «Блинчик» - Язык широкий, удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
• «Непослушный язычок» - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка или произносить звуки пя-пя-пя.
• «Почистим зубы» - Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка выполняем «выметающие» движения из-за нижних зубов, затем из-за верхних зубов. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
• «Горка», «Киска сердится» - Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
• «Катушка» – Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
|
|
• «Качели» - укреплять мышцы языка. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами.
Движения языка:
к носу - к подбородку; к верхней губе - к нижней губе;
между верхними зубами и губой; к верхним резцам - к нижним;
дотронуться до бугорков за нижними резцами – за верхними.
УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ
• «Кто дальше загонит мяч» - вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы щеки не надувались.
• «Загнать мяч в ворота» - сильно подуть на широкий высунутый язык (на ватку, на бумажку). Следить, чтобы щеки не надувались.
• «Буря в стакане» - вырабатывать умение направлять плавную, длительную воздушную струю по середине языка. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались.
СВИСТЯЩИЕ (С, С', З, З', Ц)
Нарушения: сигматизмы
• Межзубный – кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами;
• Боковой – (хлопающий звук) – воздух идет по обоим краям языка или вбок;
• Носовой – (назальный звук) –носовой оттенок последующего гласного.
|
|
• Губно-зубной [с – ф] – Нижняя губа образует щель с верхними зубами.
• Призубный [с – т] – Язык упирается в верхние зубы (Суп – Туп).
• Шипящий [с – щ] – Язык поднимается вверх (Собака – щабака).
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
Звук [С] I. По подражанию: выполнить «Забор» – «Окно» – «Мост».
Когда ребёнок научится удерживать широкий язык за нижними зубами, ему предлагают подуть на горку языка, между зубами остаётся щель для контроля (с «ноготок»), губы в улыбке, на руку идёт холодная струя воздуха – получается звук ссс.
П. От опорного звука: Выполнить «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Забор».
а) Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: «и-и-иссс».
б) Если исходный звук [с’], то постановка через м/з произношение.
в) Выполнить упр. «Горка. Киска сердится», прикрыть рот и подуть на язычок.
III. Механический способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» – «Окно» – «Мост», т. е. распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Если же язык не удерживается внизу, то на его конец можно нажать зондом (спичкой, палочкой) – образуется углубление для выхода воздуха по желобку, язык остаётся в нижней позиции; затем, прикусив спичку, подуть на язык — получится звук ссс.
б) То же с медленным выниманием шпателя или зонда.
IV. Смешанный способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» – «Мост» – «Лопата» – «Забор», т. е. прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и дуть в пузырек. При удлинении выдоха звук [т] переходит в звук [с]. Нужно зондом проложить по средней части языка «желобок». После правильного выдоха язык постепенно заводят за зубы.
б) Выполнить упражнение «Забор», произнести«и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — «с-с-с», придерживать кончик языка зондом (иииииииссссссс).
Примечание: при исправлении всех видов сигматизма звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», «Водичка течёт» – ссс, «Водичка капает» – с-с-с, «Свисток» – ссс, «Насос» – ссс-ссс, чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа. Пока не будет четкого изолированного произношения заданного звука, не спешить переходить к автоматизации в слогах.Поставленный звук [с] довольно долго произносить в положении «Окно», пока четко не зафиксируется правильное положение языка.
Звук [С’] – губы растягиваются больше и напрягаются. Переднесредняя часть спинки языка перемещается несколько выше и вперед.
Звуки [3], [З’] – от звуков соответственно [С], [С’], стоит лишь включить голос: надо одну руку ребёнка приложить к гортани, чтобы он почувствовал вибрацию голосовых связок. Как только ребенок стал различать звонкие и глухие звуки, то можно переходить к звуку [з].Звуки [с] и [з] идут рядом.
Звук [Ц] - сложный, состоит из двух звуков: [т] и [с], которые произносятся коротко, с придыханием: [тс] – [ц] («Кузнечик»). Вводить от закрытого слога – ац.
Артикуляционная гимнастика. Шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
• «Окно» – Широко открыть рот, расположить язык за нижними резцами плоско.
• «Улыбка» - Растянуть губы в улыбке.
• «Заборчик» - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
• «Трубочка» – Вытягивание вперед губ длинной трубочкой.
• «Бублик» - Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперед. Нижняя челюсть неподвижна.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
• «Лопатка» - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
• «Непослушный язычок» - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка или произносить звуки пя-пя-пя.
• «Качели» - укреплять мышцы языка. Движения языка: к носу - к подбородку; к верхней губе - к нижней губе; между верхними зубами и губой; к верхним резцам - к нижним; дотронуться до бугорков за нижними резцами – за верхними.
|
|
• «Маляр», «Красим потолок» - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади - вперед.
• «Почистим зубы» - Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка выполняем «выметающие» движения из-за нижних зубов, затем из-за верхних зубов. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
• «Вкусное варенье» Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
• «Чашечка» - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
«Лошадка» Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.
• «Грибок» - Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
• «Гармошка» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ
• «Кто дальше загонит мяч» - вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы щеки не надувались.
• «Загнать мяч в ворота» - сильно подуть на широкий высунутый язык (на ватку, на бумажку). Следить, чтобы щеки не надувались.
• «Фокус». Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыт. Язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.
ЗВУК [Ш]
Артикуляция звука [ш]
Губы: в улыбке, зубы видны — это положение «Забор».
Зубы: сближены, но не сомкнуты. Язык: широкий, в форме чашечки, находится за верхними зубами. Кончик языка поднят по направлению к нёбу (за альвеолами), но не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по боковым краям струю выдыхаемого воздуха. Нёбная занавеска поднята.
|
|
Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Выдох несколько усилен. Воздушная струя теплая.
Нарушение произношения звука [ш]
– Сигматизмы:
• Межзубный (язык просовывается между передними зубами).
• Боковой (воздух проходит по обоим краям языка или вбок).
• Носовой (носовой оттенок).
• Губной-зубной (нижняя губа приподнимается и образует щель с верхними резцами).
– Парасигматизмы:
• Призубный [ш – т] (язык упирается в верхние резцы).
• Шипящий [ш – щ] (кончик языка опушен, нет положения языка в форме чашечки).
• Свистящий [ш – с] (язык опускается вниз).
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
I. По подражанию: Выполнить последовательно упражнения:
«Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье – «Чашечка за бугорками верхних зубов» – «Теплый ветер».
II. От опорного звука:
а) Произнести с придыханием звук [т]. Постепенно удлинять выдыхаемую воздушную струю и не ударять в бугорки зубов, а только поднимать к ним кончик языка. получается слабый короткий шипящий звук; шум постепенно удлиняется, язык переводится чуть глубже от альвеол; остаётся сомкнуть зубы и, округлив губы, подуть на язык, удерживая его наверху, — получится; шш.
б) Язык в положении «Чашечка» вверху за альвеолами – плавно произносить звук [с].
в) от звука Р, если он есть в речи ребёнка; предлагается протяжно произнести его без голоса, шёпотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не послышится шипение;
III. Смешанный способ:
а) Из положения «Забор» предложить ребенку длительно произносить звук [с] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять его за верхние резцы, при таком положении вместо [с] звучит [ш].
б) Из положения «Вкусное варенье» перевести язык за зубы под альвеолы, подвести под язык шпатель и отталкивать язык назад. Предложить закрыть рот и подуть «Теплый ветер» – «сссс», получается звук «шшш». Чтобы не было утечки воздуха в щеки, подводя руки снизу, большим и указательным пальцами левой руки прижимаем щеки ребенка, а правой рукой подводим шпатель под язык, отодвигая язык назад до четкого звука [ш].
IV. Механический способ:
а) Из положения «Мост» зондом поднять язык к передней части нёба. Ребенку надо сомкнуть зубы в положение «Забор», выдыхая воздух равномерно, контролируя струю ладонью руки (теплая струя).
ЗВУК [Ч]
Артикуляция звука [ч]
В первый момент происходит смычка кончика языка с верхними резцами (у их корней), во второй – кончик языка после разрыва смычки отходит назад к альвеолам, образуя в этом месте сужение: весь язык напряжен, приближен к нёбу – [ т' – ш'].
Губы обнажают зубы.
Нёбная занавеска поднята.
Голосовые связки разомкнуты.
Выдох происходит с более сильным напряжением.
Звук [ч] – сложный, состоит из последовательного сочетания: [т'] и [ш'].
Нарушения те же, что и при звуке [ш].
Подготовительные упражнения
а) Те же, что и для звука [ш].
б) Отработка опорных звуков: [т'], [ш'].
о) Упражнение «Парус», «Цоканье», «Молоток».
г) Поднять кончик языка вверх к альвеолам, кои чиком языка стучать по альвеолам: «ть-ть-ть» – губы обнажают зубы.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
I. По подражанию:
а) Язык в верхнем положении, кончик языка упирается в альвеолы, но не в верхние зубы. Зубы разомкнуть, на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, вдохнув, с силой подуть на язык. Язык резко отскакивает от альвеол (имитация звука [т']). Включаем тактильный контроль, рука ощущает толчки теплой струи воздуха.
б) Выполнять последовательно упражнений «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус». Закрыть рот и с силой подуть на язык, находящийся вверху.
II. Механический способ:
Произносить [т'] с сильным выдохом. Шпателем толкать язык вглубь рта.
Ш. Смешанный способ:
а) Произносить «ать-ать-ать» – «Паровоз». Подложив под передний край языка шпатель, поднять
его за верхние резцы и слегка растянуть губы.
б) Ребенок произносит [т]. В это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднять его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на утлы губ, на щеки, выдвигая щеки вперед.
Примечание: при постановке звук [ч] не называют, а заменяют названием упражнения «Паровоз», для исключения, ассоциаций с дефектным его вариантом.
ЗВУК [щ]
Артикуляция звука [щ]
Губы разомкнуты, растянуты в положении «Забор».
Кончик языка напряжен, продвинут вперед, выгибается вниз, а, передняя часть спинки языка поднята к альвеолам, образуя в этом месте щель. Боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посередине языка ложбинку, по которой проходит струя выдыхаемого воздуха. Язык напряжен, корневая часть приподнята.
Нёбная занавеска поднята.
Выдох происходит с сильным напряжением.
Нарушения те же, что и при звуке [ш].
Подготовительные упражнения те же, что и для звука [ш].
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
Смешанный способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» – «Окно» – «Парус», присосать язык к нёбу, чтобы натянулась уздечка. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Подложить ребёнку под язык шпатель а горизонтальном положении, шпатель прижимает язык к нёбу в средней части. С силой подуть, сделать упражнение «Теплый ветер», произнося длительно звук [ш], при этом будет слышаться звук [щ]. Язык прижат. Упругость языка и щель регулируются за счёт давления шпателя. Добиваться долгого звучания [ш].
б) Как и предыдущее упражнение, только вместо зонда или шпателя ребенок подкладывает свой палец под язык и прижимает язык.
в) Упражнение выполнять без помощи пальца.
г) Ребенок произносит «ся», а логопед шпателем прижимает кончик языка вниз и слегка отталкивает назад, получается «ща».
д) Длительно произносить: [ш'-ш'-ш'-щ];
е) Длительно произносить: [и-ш-ш-и] (т. е. в сочетании с [и]).
Примечание: при постановке звук [щ] не называть, а заменять названием упражнения «Змея» шипит».
Звук [Л]
Артикуляций звука (л) Губы растянуты в положении «Забор». Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При произнесении твердого [л] кончик языка не напряжен, а при произнесении мягкого [л'] – сильнее напряжение.
Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.
Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] – спущена.
Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхаемого воздуха не может проходить через нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Нарушения ЛАМБДАЦИЗМЫ
•Отсутствие звука.
•Межзубный.
•Носовой (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос).
•Звук [л] произносится, как иностранный [1] (альвеолярно).
•Звук [л] произносится мягко, как [л'].
ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ
Звук [л] может заменяться на
• [p], • [в], • [б], • [у], • [j], • [н], • [ы],• [к], • [г].
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
1. По подражанию:
а) Выполнить упражнения «Забор» – «Окно» – «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания коснуться языком верхней губы.
б) Выполнить упражнения «Забор» – «Окно» – «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания ритмично нажимает на верхнюю губу языком.
Получается «ал-ал-ла-ла».
2. От опорного звука:
а) Выполнить последовательно упражнения «3абор» – «Окно» – «Мост», просунуть широко распластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка ив этом положении дать голос. Губы растянуты. Зубы разомкнуть со звуком [а]. Звук, похожий на [л], соединять с гласными; [a – ы] («лла-ллы-аллл»).
Контроль – теплая воздушная струя.
б) «Пароход гудит» – широкий конник языка чуть прикусить зубами и тянуть «ыьы», получается [л]. С силой открыть рот на звук [а]. Одновременно оторвать язык от верхних зубов и продолжать гудеть. Получается: «ллллаааа»
в) То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение.
г) При сильном оскале положить широкий распластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть [а], затем прикусить, язык продолжая тянуть [а], получается: «аааалл». Закрепляется в межзубном положении, затем переводится в зазубное.
3. Механический способ:
Выполнить упражнения «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус». Язык поднять к альвеолам, логопед придерживает его шпателем, ребенок включает голос, язык неподвижен. Слышится длительный звук «ллл». При постановке звук [л] не называть, а заменять названием упражнения «Пароход гудит».
При ламбдацизмах те же упражнения, что и при отсутствии звука.
ЗВУК [Р]
Артикуляция звука [р] Губы разомкнуты и обнажают зубы. Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']). Корневая часть языка опущена. Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.
Нарушение произношения звуке [р]: РОТАЦИЗМЫ
• Отсутствие звука. • Горловое (велярное или увулярное). • Боковое (слышится [рл']) • Носовое (слышится [нг]). • Одноударное. • Мягкое произношение ([р-р']).
ПАРАРОТАЦИЗМЫ Звук [р] заменяется на:• [л]• [j]• [д]• [в]• [г]•
ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
При ротацизме и параротацизме постановка звуков одинаковая.
1. По подражанию: а) Выполнить серию упражнений «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с силой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка – «Мотор».
б) Выполнить серию упражнений «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Молоток» – «Дятел» – «Пулемет» Положение кончика языка ребенка – у альвеол. Ребенок выполняет упражнение «Молоток» – единичные удары языком по альвеолам, затем выполняет упражнение «Дятел» – чередование единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе – «д-ддд», затем подключается упражнение «Пулемет» – это сильный толчок выдыхаемой струи, заставляющий кончик языка вибрировать.
Предварительно такой выдох формируется на подготовительном этапе.
Примечание: при устранении велярного и увулярного ротацизма (горлового) упражнения «Молоток» – «Дятел» – «Пулемет» выполняются на базе звука [т]. Это вызвано тем, что звук [д] возникает в результате вибрации голосовых связок, которая может активизировать, провоцировать вибрацию мягкого нёба или маленького язычка. Коррекция велярного и увулярного ротацизма направлены на погашение этого вида вибрации и активизации вибрации кончика языка.
2. От опорного звука:
Выполнить серию упражнений «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус». Произносить звук [з] при поднятом к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» – «Мотор».
3. Смешанный способ:
а) Выполнить серию упражнений «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус». Поднять язык к нёбу, до предела растянуть уздечку, затем, глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает» и слышится звукосочетание «тж», у некоторых сразу «тр». Зубы на расстоянии 1,5 – 2 пальца, упражнение повторять, увеличивая напор воздуха, пока «дж» не перейдет в «тр» – «Мотор». Под напором сильной воздушной струи самопроизвольно получается вначале короткое «тр» – «Мотор». б) Выполнить серию упражнений «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Молоток» (единичные удары со звуком [д]) – «Дятел» (чередование одного удара языком по альвеолам с серией ударов в быстром темпе: «д-ддд», «д-ддд», «д-ддд»).
Ребенку предлагается быстро произносить длинный ряд «д-ддд» при полуоткрытом рте (кончик языка находится у альвеол. Темп этих ударов постепенно учащается, и колебания кончика языка производятся в различном темпе.
4. Механический способ:
Выполнить серию упражнений «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Молоток», произносить «д-ддд», т. е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие движения. Два варианта вибрации: 1 – шпатель совершает колебательные движения из стороны в сторону; 2 (более эффективный) – колебательные движения совершаются без отрыва от кончика языка, то есть шпатель прижимается к кончику языка. Запрещается вибрировать по подъязычной связке, так как это вызывает вибрацию не только кончика языка, но и всей передней части языка. Такая вибрация не позволяет в дальнейшем перейти к звуку [р] и включить его в речь.
Рекомендации:
1. При использовании механической помощи (зонд, шпатель, палец ребенка) необходимо располагать их под углом сорок пять градусов по отношению ко дну роговой полости, но не горизонтально. Горизонтальное положение, например, шпателя приходится на середину подъязычной связки, что недопустимо.
2. Фиксируется внимание ребенка при появлении первых признаков «Моторчика», вызванного механической помощью, на ощущениях вибрации и характерном звучании. С этого момента вместо зонда или шпателя начинают использовать в качестве механической помощи палец ребенка. Предварительно готовят к этому палец ведущей руки на занятиях пальцевой гимнастики. Формируют тонкие дифференцированные движения пальца (например, упражнение «Оса» — круговые движения прямым указательным пальцем, упражнение «Балалайка», когда прямой палец вибрирует на натянутой резинке, струне и
т. д.). В специальной литературе есть данные, что вибрирующие движения, т. е. мелкие, ритмичные сокращения мышц руки и пальца предшествуют вибрации кончика языка.
а) Выполняют последовательно серию упражнений «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус», т. е. широкий кончик языка находится за верхними зубами. Длительно произносить звук [з], [ж] или [д], в это время шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, затем зонд заменить на палец ребенка.
б) Выполняем предыдущие упражнения. Начинаем вибрацию с помощью шпателя, а продолжаем без него. Если самостоятельно вибрация языка не вырабатывается очень долго, начинаем автоматизацию звука [р] в слогах, словах с механической помощью (лучше при помощи пальца), рекомендуется произносить слова: «дрова, друг, друзья, трава, труба» и др.
Примечание:
При коррекции всех видов ротацизма и параротацизмов звук [р] не называем, а заменяем название упражнения — «Мотор».