Работа с консолидированными моделями в pilot-bim

Чапаев Д. Н.

Богатов И. С.

РАБОТА С КОНСОЛИДИРОВАННЫМИ МОДЕЛЯМИ В PILOT-BIM

Импортозамещение в ИТ и консолидация данных – актуальные вопросы и тренды развития отечественной ИТ-индустрии, в контексте которых проект «Pilot-BIM» является перспективной и нетривиальной инновацией. В данной статье сделана попытка рассмотреть основные возможности интегрированной инженерной программной платформы «Pilot-BIM» и изучить особенности работы с ней.

Ключевые слова: Pilot-BIM, инженерное ПО, САПР, консолидированные модели, информационное моделирование зданий, BIM

 

Рынок инженерного программного обеспечения предлагает различные продукты для сферы строительства, как комплексные, так и ориентированные на решение частных задач. Совместимость этих программ, возможность обмена данными между приложениями без потери качества и информативности – актуальная задача, решение которой позволяет сделать работу всех участников выполнения инвестиционно-строительного проекта более удобной и продуктивной. Другим направлением развития отечественной ИТ-индустрии является импортозамещение – переход на программные продукты российских разработчиков, которые учитывают национальные особенности строительной сферы и требования нормативно-правовых документов, ее регулирующих. Одним из крупных представителей ИТ-сферы в строительстве является компания АСКОН, проект которой «Pilot-BIM» является перспективной и нетривиальной инновацией. Pilot-BIM – это информационная среда, позволяющая автоматически формировать консолидированные BIM-модели с возможностью их эволюции.

Информационное моделирование зданий (BIM) «основано на создании и управлении точной и согласованной информацией в течение всего жизненного цикла здания» [1, с. 475]. Эта информация представлена в виде информационной модели здания, которую В.В. Талапов определяет как «компьютерную модель проектируемого или существующего объекта (виртуальную копию здания), содержащую как геометрические, так и другие числовые характеристики (используемый материал и его свойства, прочность, тепловые характеристики, стоимость, изготовитель и т.п.), определяющие структуру, оснащение и свойства здания как единого комплексного объекта и всех входящих в него составных частей» [5, с. 379]. BIM-модель выполняет различные функции на каждом из этапов жизненного цикла здания от проектирования до строительства, от ввода в эксплуатацию до реконструкции и сноса [5], а «ее составные части могут быть выполнены в разных BIM-программах, обмен данными между которыми осуществляется посредством формата IFC» [1, с. 479].

Возможность такого обмена обеспечивается за счет консолидации, под которой понимают «комплекс методов и процедур, направленных на извлечение данных из различных источников, обеспечение необходимого уровня их информативности и качества, преобразование в единый формат, в котором они могут быть загружены в хранилище данных или аналитическую систему» [3, с. 61]. Консолидация данных лежит в основе принятия управленческих решений в различных сферах экономики [4], в том числе в строительстве [2]. Для строительной отрасли разработка консолидированных моделей является важной задачей, но ещё более значимо обеспечить возможность работы с такой моделью в информационной среде, позволяющей не только хранить и обрабатывать информацию об объекте капитального строительства, но и организовать совместную работу участников проекта (заказчиков, девелоперов, проектировщиков и подрядчиков) с ней и над ней и их взаимодействие друг с другом. В строительстве консолидация модели осуществляется за счет использования (импорта, экспорта и интегрирования) данных в формате IFC (Industry Foundation Classes), который является международным стандартом описания объектов капитального строительства для архитектурных и строительных САПР. Этот формат позволяет осуществлять обмен данными между приложениями, «предусматривает не только полное геометрическое описание объекта в 2D и 3D, но и сохраняет его взаимосвязи с другими объектами» [1, с. 480-481], а также функциональные параметры, не влияющие на геометрию объекта. Консолидированная модель – это BIM-модель, созданная посредством интеграции нескольких моделей одного или разных объектов из разных источников в единую многокомпонентную модель в рамках одного проекта. Управление консолидированной моделью включает в себя автоматизированную сборку модели и ее просмотр, анализ модели и поиск коллизий, рецензирование модели и ее компонентов, редактирование их свойств, изменение модели на основе новых или обновлённых IFC-файлов.

Создание консолидированных BIM-моделей и управление ими – задача клиент-серверной системы управления данными Pilot-BIM, комплексного решения от АСКОН, о выпуске которого компания объявила 13 марта 2020г. [7]. Pilot-BIM – информационная система для автоматического формирования (сборки) консолидированных сводных моделей в mono- и multi-CAD среде на основе получаемых от сторонних приложений данных, передаваемых в виде IFC-файлов, которые выступают в качестве «контейнеров» для этих данных [6]. Pilot-BIM не предназначен для проектирования объектов строительства или планирования работ. Входящие в его состав компоненты (серверы Pilot-Server и Pilot-BIM-Server, модуль администрирования серверов и баз данных (БД) Pilot-myAdmin, компонент СAD-Farm и клиент Pilot-BIM) позволяют решать такие задачи, как сборка, проверка и экспертиза консолидированной BIM-модели; доступ к актуальной версии модели и ее использование на разных этапах жизненного цикла объекта; отслеживание и фиксация изменений консолидированной модели; создание замечаний к объектам в пространстве модели и комментариев к ним; ведение переписки, обмен информацией и документами между участниками проекта; импорт/экспорт информации и документации по проекту, в том числе по всем входящим в него моделям, в электронном виде для передачи/получения и использования.

Ядром системы является Pilot-Server, который извлекает и передает данные по запросу клиентскому приложению, а также получает данные от него и размещает их на хранение; обеспечивает возможность работы с клиентскими приложениями для конечного пользователя и связывает его с БД. Важным компонентом является модуль Pilot-myAdmin, который позволяет решать такие задачи администрирования сервера и БД, как создание и редактирование списков авторизованных пользователей, типов объектов в базе и сценариев автоматизации, установка и управление лицензиями, управление БД и их конфигурациями, работа с журналом действий (протоколом активности) пользователей системы. На основе полученных от Pilot-Server данных Pilot-BIM-Server отслеживает появление и обновление IFC-файлов, выполняет сравнение измененных IFC-файлов для актуализации и эволюции моделей, осуществляет построение тесселяций и их перестроение для изменённых объектов моделей и др. Цифровой интерфейс для взаимодействия с пользователем предоставляет клиент Pilot-BIM, который обеспечивает решение таких задач, как доставка контента пользователю/на сервер; сборка и анализ модели для оценки согласованности частей проекта и выявления коллизий; работа пользователя с моделью (навигация по модели и просмотр, работа со свойствами объектов в пространстве модели, выставление замечаний и ответы на них, выдача и контроль выполнения заданий, работа в распределенном режиме с другими подразделениями и организациями и др.).

Современная строительная отрасль переживает период цифровизации. Новые ИТ-решения для реализации строительных проектов предлагают как отечественные, так и зарубежные разработчики инженерного программного обеспечения. Одним из таких решения является система работы с консолидированными моделями Pilot-BIM от компании АСКОН. Использование консолидированных моделей обеспечивает высокий уровень и оперативность аналитических решений [3, с. 61], однако многие вопросы интеграции различных гибридных информационных технологий ещё недостаточно проработаны, особенно в случае с трудно формализуемыми задачами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кокоткова О.Д., Романова О.В. Информационное моделирование зданий // Синергия Наук. 2018. № 24. С. 475-483.

2. Гусева С.А., Тихонова О.В. Применение прикладного программного обеспечения для принятия управленческих решений в строительстве // Новые технологии в учебном процессе и производстве: Материалы XVI межвузовской научно-технической конференции / Под ред. Платонова А.А., канд. техн. наук Бакулиной А.А. 2018. – С. 417-419.

3. Паклин Н.Б., Орешков В.И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям: Учебное пособие. – СПб.: ИД «Питер», 2013. – 704 с.

4.Игнатьев А.И., Чихачева О.А., Асаева Т.А., Соловьева И.П.Системный подход к организации транспортного обслуживания субъектов производства // В сборнике: Управление социально-экономическими системами: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2017. С. 185-187.

5. Талапов В.В. Основы BIM: введение в информационное моделирование зданий. – М.: ДМК Пресс, 2011. – 392 с.

6. Инфоцентр cистемы Pilot. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pilotems.com/ru/products/pilot-bim/ (дата обращения 12.04.2020).

7. АСКОН выпустил Pilot-BIM, первое российское решение для работы с консолидированными моделями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ascon.ru/news_and_events/news/3043/ (дата обращения 12.04.2020).

Сведения об авторах:

Богатов Иван Сергеевич – студент 2 курса, Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета, Рязань;

Чапаев Дмитрий Николаевич – студент 2 курса, Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета, Рязань;

Гречушкина Нина Владимировна – научный руководитель, старший преподаватель, Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета, Рязань.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: