Охарактеризуйте применение личностно ориентированных педагогических технологий на уроках мировой художественной культуры и искусства

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ШКОЛЕ

Раскройте сущность понятия «технология обучения»

Технология обучения — это совокупность действий, ведущих к дидактическому взаимодействию между сторонами образовательного процесса, направленных на обеспечение глубины и прочности знаний, действенности умений, развитости познавательных способностей при грамотном использовании коммуникативных механизмов в сочетании с профессионализмом и мастерством преподавателя.

В технологии ярко выражены целеполагание, результативность, экономичность, алгоритмичность, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость.

Охарактеризуйте особенности проектных технологий

Сегодня широкое распространение получили в практике образовательных учреждений проектные технологии. Ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует обучающихся на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, искусствоведческую, мировоззренческую проблему.

Какую структурную основу имеет образовательный проект?

Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев.

Образовательный проект имеет определенную структуру, включающую следующие компоненты.

1. Название проекта.

2. Цитата, лозунг или иная форма представления проекта.

3. Общая характеристика проекта.

4. Идея проекта.

5. Цель и задачи прпроекта.

6. Участники проекта.

7. Условия регистрации в проекте.

8. Сроки реализации проекта.

9. Этапы проведения проекта.

10. Условия участия в проекте.

11. Особенности проведения проекта, виды деятельности участников.

12. Формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами.

13. Критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта.

14. Диагностическая и оценочная группа.

15. Результаты проекта, их оценка. Призы и награды.

16. Возможное продолжение и развитие проекта.

17. Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.

Охарактеризуйте особенности интерактивных технологий и приведите примеры их использования на уроках мировой художественной культуры и искусства.

Педагогические исследования последних лет показали, что интерактивные технологии позволяют увеличить процент усвоения материала, поскольку развивают не только мышление обучающегося, но и его чувства, волю. Учебный процесс происходит при условии постоянного, активного, позитивного взаимодействия всех школьников. Достичь такого результата возможно объединением обучающихся в группы разного состава. Интерактивное обучение может осуществляться в парах, в микрогруппах, в малых группах и в коллективе, поскольку создается атмосфера сотрудничества, взаимодействия, развития коммуникативных качеств, предусматривается совместное решение проблем.

На одном Интернет-ресурсе я нашла достаточно интересный пример использования интерактивных технологий в обучении. Автор статьи пишет: «На уроках МХК успешно использую технологию "Перевернутый урок". Готовлю "слепую" презентацию по предстоящей теме, публикую ее на школьном портале в разделе д/з. На уроке ученики комментируют слайды на основе найденного материала (не только из учебника), остальные добавляют, включаясь в обсуждение. Презентацию для урока немного меняю: например, по теме "Искусство Древней Греции" на слайде с античной скульптурой размещаю фото "раскрашенной античности" с выставки «Пестрые боги» в Британском музее. Ребята, преодолев шок, активно включаются в обсуждение, имело ли место быть подобное в греческом искусстве, какая скульптура им больше по душе - раскрашенная или бесцветная, и почему до сих пор эта информация недостаточно широко известна.

Еще один вид перевернутого урока - публикую презентацию с комментариями, которые надо дополнить, расширить. На уроке обсуждение идет в произвольном порядке (который может установить учитель). Таким образом, опрос проходит за 10-15 минут.»

Охарактеризуйте применение личностно ориентированных педагогических технологий на уроках мировой художественной культуры и искусства

Учитывая специфику предметов «Мировая художественная культура» и «Искусство», современный учитель должен использовать в своей практике личностно ориентированные педагогические технологии. Личностно ориентированный подход к каждому ученику — это не только правильный подбор методов и средств обучения, но и умение создать определенную психологическую атмосферу во взаимоотношениях со школьниками, умение правильно сориентировать их в заданном направлении, не сковать творческую инициативу. Учитель должен учитывать, что каждый обучающийся имеет свой, индивидуальный стиль обучения (визуальный, слуховой, кинестетический).

Если учитель на уроке предлагает ученикам беседу, лекцию или рассказ, выигрывают лишь те обучающиеся, которые имеют слуховой стиль обучения. Для визуалов обязательно нужна наглядность (схемы, иллюстрации, картины, фильмы, презентации). Для обучающихся с кинестетическим стилем обучения предлагаются специальные задания (инсценировки песен, отрывков произведения, изображение какого-то эпизода пантомимой, изготовление рисунка).

Цель личностно ориентированного обучения — создание условий для полноценного развития следующих возможностей обучаемого: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа «Я»; развитие персональной ответственности; автономность личности.

Своеобразие личностно ориентированных технологий заключается в ориентации на индивидуальные свойства обучаемого, его формирование и развитие не по заданной педагогом программе, а в соответствии с природными способностями, интересами и потребностями.

Таким образом, используя инновационные педагогические технологии на уроках мировой художественной культуры и искусства в школе, можно существенного повысить эффективность педагогического процесса.

6. Какие инновационные технологии, по вашему мнению, целесообразно использовать на уроках мировой художественной культуры и искусства? Одной из первых задач в изучении МХК является раскрытие перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей художественно-образного языка искусства. Отсюда вытекает специфика целей, задач и методики преподавания МХК как предмета эстетического цикла. Главным в методике становится развитие способности восприятия, понимания языка искусства, его роли в жизни людей, воспитание читателя, зрителя, слушателя, обогащение его духовного мира в процессе общения с прекрасным. В помощь педагогической науке выступает медиаобразование как направление, которое и занимается проблемами образования и воспитания при помощи средств медиа, т.е. средств массовой коммуникации.

Возможно использование современных технологий при публичной защите работы. В этом случае мы имеем дело с современной формой проведения урока. Каждый учащийся имеет возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, рассказать о своей работе, отстаивать свою точку зрения, вовлекая в дискуссию остальных учеников и других слушателей, так как выступление имеет яркий, привлекающий внимание характер.

Таким образом, средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: