П.З. № 9 Написание психологической характеристики личности

МДК.01.02 Психология социально-правовой деятельности

Задание 1. Проанализируйте схему составления психологического портрета. Какие структурные компоненты необходимо добавить или исключить? Прокомментируйте ответы.

Задание 2. Проанализируйте психологический портрет, сделанный специалистом. Что бы вы изменили в нем? При анализе психологического портрета используйте пример результатов психологического анализа текста (анализ психолога).

Психологический портрет
Текст (без почерка, только в виде файла) прислан знакомой автора, к нему приложены соображения об особенностях психики автора, полученные от специалиста по результатам тестирования и личного общения
Текст Ольги: Во мне как личности самым существенным является состояние духовного поиска и сконцентрированность на себе, внимание к своим чувствам, переживаниям, мыслям. Я склонна к постоянному самоанализу, но при этом действую подчиняюсь не продуманному решению, а спонтанно и исходя из одномоментных ощущении, интуиции. Мне свойственно любопытство, я люблю ввязываться во все новое, частично воспринимаю жизнь как игру. Я совершенно бесцельное существо, живу сегодняшнем днем и стараюсь извлечь удовольствие из всего, что встречается на моем пути. Под удовольствием я, правда, понимаю всю гамму ощущении и эмоции от отчаянья до безумной радости. Но внешне эмоции я проявляю чаще всего очень слабо. С самого детства предпочитаю "отшельнический" образ жизни, хотя никаких проблем в общее с людьми и не имею. Но мне необходимо много времени для того что бы быть с самой собой. Очень эгоистична, но вполне принимаю себя в таком виде. Патологически не могу (или боюсь, что это выглядит так со стороны) "давить" (влиять) на окружающих. Очень самостоятельна. Пребывая постоянно в себя, я не внимательна к окружающим Как у человека верующего, духовный поиск у меня связан с "богоискательством". Очень не постоянна в своих интересах и увлечениях, непривязчива к чему-либо. Чувствительна, но не обидчива. В меру безответственна и беспринципна. Соображения специалиста: Испытуемая: женщина 33 лет, образование - высшее гуманитарное, не замужем, работает библиотекарем, проживает вместе с родителями. О. относится к личностям, которым свойственно в своей жизни ориентироваться на глубоко внутренние критерии, и поэтому она может производить впечатление замкнутого, может быть несколько странного и неожиданного в своих реакциях человека, которому ближе и интересней оказывается любая "духовная практика", чем живые другие. Основная жизнь такого рода людей происходит в мыслительном плане, а деятельность мотивируется не внешними обстоятельствами, а внутренними психическими процессами, часто невидимыми и плохо считываемыми другими. Область переживаний таких людей проходит также весьма скрытно и редко оказывается на поверхности, что неизбежно приводит к конфликтности или отсутствию близких эмоциональных связей с другими людьми. Чем ближе контакт с человеком подобного рода, тем более странным, экзальтированным может казаться его поведение, и тем более непредсказуемыми его ощущения и реакции. Подобного рода импульсивность, непредсказуемость также может приводить к проблемам взаимопонимания, что неизбежно влечет за собой еще больший уход в свой внутренний мир. Испытуемая отличается активностью и авантюризмом, и может производить впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего Социальные и конвенциальные нормы не являются мотивирующим началом поведения и жизни испытуемой, хотя она о них знает; знает, что частенько их нарушает, но считает себя правой и не собирается что-либо менять. Внутренне конфликтна. Можно предположить наличие таких неврологических особенностей, как нарушение планирования и плохой контроль за соблюдением исполнения программ. Пример результатов психологического анализа текста (анализ психолога): Уважаемая Л.Л.! Текст Вашей подруги (знакомой) или пациентки О в сильной степени сориентирован на некоторого конкретного читателя, которым являетесь или Вы или тот человек, который пытается влиять на нее, возможно, проводит с ней психотерапевтические сеансы. О - внушаемый человек, она склонна не навязывать свое, а подстраиваться под собеседника, в частности, использовать в своих ответах сказанные им слова. Ее текст, например, начинается с повторения формулировки поставленного задания (Во мне как личности самым существенным является…). Сочетание своих и чужих фрагментов создает впечатление или образ «полу-монахини-полу-блудницы», который, как всякий образ, имеет к действительности отдаленное отношение. И в дальнейшем по тексту, особенно в начале фраз О использует чужие слова. Чужие слова - это обычно терминология и научные выражения, нередко из лексикона психолога (Я склонна к постоянному самоанализу… Но внешне эмоции я проявляю… Патологически не могу…). Ее собственная речь, напротив, разговорная, содержит орфографические ошибки, появляющиеся под влиянием просторечия, в ней встречаются детские выражения (от отчаянья, с самого детства /малого/, в общее с людьми, принимаю себя в таком виде, пребывая … в себя). О путает духовное и душевное (дух и душу). Ее проблемы, действительно, связаны с душевными движениями и относятся к ведению специалиста по душе (психолога). Вера и духовность понимаются О некорректно (состояние духовного поиска и концентрированность на себе) и безграмотно (духовный поиск у меня связан с “богоискательством”). По-видимому, религия привлекает ее как возможность общения и подчинения авторитету. И она вполне может попасть под влияние настойчивых сектантов (чего Вы, Л.Л., судя по всему, справедливо опасаетесь). По-видимому, основная ее проблема - одиночество, дефицит общения и эмоциональных контактов (стараюсь извлечь удовольствие из всего, что встречается на моем пути). Возможно некоторое отставание развития эмоциональной сферы. По крайней мере, О склонна к чисто детским проявлениям (я люблю ввязываться во все новое…, под удовольствием я …понимаю всю гамму ощущений от отчаянья до безумной радости). Скорее всего, О слишком сильно концентрируется на своих переживаниях (пребывая постоянно в себя, я не внимательна к окружающим). Как ребенок, подпадает под чрезмерное влияние источника эмоций (действую подчиняюсь не продуманному решению, а спонтанно и исходя из одномоментных ощущений, интуиции) и не способна к трезвым его оценкам (Чувствительна, но не обидчива. В меру безответственна и беспринципна). Приведенные примеры в основном содержат не самооценки О, а оценки окружающих (чужую речь), которые, по-видимому, пытаются воспитывать ее, и слова которых она послушно (в виде покаяния) повторяет. Беда в том, что оценки окружающих для О - как для ребенка - важнее и значимее собственных представлений: «Патологически не могу (или боюсь, что это выглядит так со стороны) “давить” (влиять) на окружающих». Но их воспитательное влияние не приносит разрешения проблем. Ведет не к достижению успеха или “исправлению”, а к покаянию, извинениям и неоправданному занижению самооценки (я совершенно бесцельное существо). Потребность в эмоциональных контактах, судя по всему, оказывается сильнее.   Уважаемая Л.Л.! По-видимому, Вам не стоит укорять Вашу подругу за ветреность и нежелание (-умение) отстаивать свои интересы. Скорее всего, она не менее обидчива, чем другие, но больше других стесняется свои обиды демонстрировать и обсуждать. Именно в этом случае она, наверное, замыкается в себе и отказывается от общения (с самого детства предпочитаю «отшельнический» образ жизни… мне необходимо много времени для того чтобы быть с самой собой). Вы правы, когда говорите, что она производит впечатление замкнутого, странного и неожиданного в своих проявлениях человека, но, скорее всего, ошибаетесь, когда предполагаете, что ей ближе «духовная практика», чем живые другие люди, и опасаетесь «ухода в свой внутренний мир». Скорее всего, Ваша подруга не больше «ориентируется на глубоко внутренние критерии», чем ребенок 10 -15 лет, - скорее, наоборот. Согласитесь, что для женщины 33 лет (и с высшим образованием) детский взгляд на мир создает определенные проблемы, в частности, как Вы справедливо пишете, проблемы (равноправного) общения. И наибольшую опасность для Вашей подруги представляет «дурная компания». По-видимому, не стоит ориентировать ее на рефлексию и моральную проблематику. Полезнее будет помочь наладить более продуктивные и регулярные контакты с окружающими, особенно со сверстниками противоположного пола, возможно, вначале даже с психологическими сверстниками, мальчиками 17-18 лет, попытаться снять неоправданный эмоциональный экстремизм, вызванный дефицитом общения и здоровой эмоциональной разрядки. Тем более, что, как Вы справедливо отмечаете, «социальные и конвенциональные нормы не являются мотивирующим началом поведения и жизни» Вашей подруги, «хотя она о них знает, знает, что частенько их нарушает, но считает себя правой и не собирается что-либо менять». Если Вы планируете привлечь к решению проблем Вашей подруги специалиста, то здесь, по-видимому, скорее подойдет специалист по семейной терапии и\или сексолог.

 

 

 

 

Задание 3. Составьте ваш психологический портрет по следующему плану:

1) направленность (целе-мотивационная структура, система побуждений - целей, мотивов, потребностей, интересов, взглядов на жизнь и пр.);

2) характер (морально-психологический облик, отношение к труду, к людям, к самому себе);

3) деловые качества (интеллект, внимательность, память, целеустремленность, настойчивость, упорство, организованность, активность, самостоятельность, самообладание, и др.);

4) подготовленность (образованность, профессия, опытность, житейская мудрость);

5) темперамент (уравновешенность, скорость реакции, эмоциональность, устойчивость и др.). Перебирая ϶ᴛᴏт перечень в сознании, следует избирать для данного случая то, что имеет значение в конкретных условиях, а затем приступить к содержательному определению.

Правила составления психологического портрета с точки зрения юридически значимой типизации:

Правило юридически значимой типизации рекомендует для избирательного выбора из общей структуры портрета и определения его содержания исходить из определенных типов людей, с кᴏᴛᴏᴩыми сотруднику приходилось сталкиваться и кᴏᴛᴏᴩые имеют определенное уголовно-правовое значение. Так, определенной психологической типологией обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, профессиональным, национальным группам, занимающие определенное уголовно-правовое положение (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель и др.), к разным типам личностей (например, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Имея дело с конкретным лицом и обладая исходными анкетными данными о нем, можно предположить у него некᴏᴛᴏᴩые типологические психологические особенности.

Правило индивидуализации рекомендует, опираясь на исходную версию о типологических особенностях человека, не ограничиваться ею, а постоянно конкретизировать, используя постепенно, по мере углубления знакомства с ним, собираемую психологическую информацию. Возможно даже, что столкнувшись с совсем нетипичной личностью, от исходной версии придется отказаться вообще.

Правило правовой компетентности и криминального опыта личности выделяет наиболее важную избирательную часть психологического портрета. Стоит заметить, что оно предполагает изучение и оценку уровня развития правовой психологии, отношения к праву, правоохранительным органам, конкретным уголовно оцениваемым деяниям, степень знакомства с криминальным миром и культурой, отношение к ним, к имеемым судимостям и др.

Правило ситуативной определенности психологии личности подчеркивает важность составления не отвлеченного психологического портрета, а его вероятных и действительных проявлений в конкретной юридической ситуации, кᴏᴛᴏᴩая сталкивает данное лицо с сотрудником правоохранительного органа. Иначе говоря, имеет значение прогнозирование или понимание занятой личностью позиции, ее отношение к сотруднику и выполняемой им профессиональной обязанности, проводимой линии поведения, преследуемым целям и актуальным мотивам.

Прием использования всех источников информации для составления психологического портрета. Существенный вопрос — откуда черпать информацию для составления" психологического портрета? Хотя у обычного сотрудника нет никаких психодиагностических устройств, он обладает немалыми возможностями для сбора вполне приемлемой для него психологической информации. Портрет нужен сразу, сейчас, надо хоть на что-то опереться, решая профессиональную задачу в отношении лица, кᴏᴛᴏᴩого он зачастую видит впервые, но учесть его психологию надо. Использование и изучение всех первичных материалов личности гражданина, субъекта правоотношений, всех деталей о нем позволяют затем действовать более обоснованно и направленно и снижают вероятность ошибок.

Правило оценки по делам, поступкам и их результатам. В поступке, в творениях ϲʙᴏих рук воплощается психология человека. По одному поступку, кᴏᴛᴏᴩый послужил поводом для его встречи с сотрудником, сразу всего не скажешь, но есть основание сделать предположения о его мотивах, отношениях к праву, воле, самообладании и другом. Это обычно первая возможность, кᴏᴛᴏᴩая открывается перед пытливым и думающим юристом. По продуктам деятельности человека (письмам, поделкам, достигнутым результатам и их особенностям) можно судить о его целях, мотивах, интересах, способностях, опыте, профессионализме, уме, воле, самообладании, аккуратности, добросовестности и др.

Вторая возможность обычно связана с правилом учета мнений других о данном лице. Такой информацией, хотя и не всегда, сотрудник все же обладает. Кстати, эта информация представляет интерес, если сообщающий ϲʙᴏе мнение человек хорошо знает данного или, как минимум, уже имел случай познакомиться с ним. Так, следователь может составить себе исходное представление о задержанном на базе доклада или рапорта сотрудника милиции, задержавшего правонарушителя. Нередко появление гражданина в служебном кабинете упреждает чей-то звонок, информирующий сотрудника и как-то ориентирующий его относительно ϶ᴛᴏго человека. Разумеется, такая информация может быть весьма субъективной и даже ошибочной. Ее достоверность повышается при применении метода, именуемого в психологической науке методом обобщения независимых характеристик. Сотруднику следует узнать мнение о лице не от одного человека, знающего его, а от нескольких и составить некᴏᴛᴏᴩое усредненное мнение, кᴏᴛᴏᴩое будет достовернее мнения одного. Довольно часто данные мнения не совпадают, а порой кажется, что речь идет о разных людях, но и ϶ᴛᴏ важно, так как человек не прост, не однопланов и ϶ᴛᴏ позволяет приблизиться к пониманию его истинного «лица». В работе юриста часто приходится срывать маски, кᴏᴛᴏᴩые «надевают на себя» многие люди.

Правило психологической оценки документов, характеризующих интересующее лицо, удостоверяющих его личность, характеристик, анкетных документов, материалов личного и уголовного дела и других, — также одно из первых, кᴏᴛᴏᴩое можно использовать зачастую еще до личной встречи сотрудника с изучаемым лицом. Естественно, они многое сказать не могут. Анкета — исключительно тень человека; она исключительно повторяет его силуэт, а содержания его психологии не дает. Стоит отметить - они дают исключительно некᴏᴛᴏᴩую информацию, например, о возрасте, профессии, образовании, национальности, семейном положении, имеющихся судимостях и др. Но и знакомясь с ними, надо не просто читать бумаги, а стараться понять человека.

Более широкие возможности открываются при личном контакте и общении.

Критерии оценивания студентов на занятии:

Задание 1 Задание 2 Задание 3
5 баллов 5 баллов 10 баллов

5 - 19-20 баллов;

4 - 15-18 балла;

3- 11-14 баллов;

2 - менее 10 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: