Искусство аранжировки имеет свои правила, а также специальную технику. Благодаря им можно не только дать вторую жизнь срезанным и засушенным растениям, но и создать эстетически законченную композицию, букет. Успех любой аранжировки заключается в гармоничном сочетании цветков, листьев, веток, корней с вазами и той обстановкой в интерьере, где она находится.
Гармония лежит в основе мироздания, и сам человек создан по её законам. Архитектура, живопись, скульптура, прикладное искусство, дизайн также базируются на принципе гармонии, учитывающем цвет и текстуру, форму и линию.
Каждый цветок, даже самый скромный, обладает красотой, и всё же охапка цветов – ещё не композиция и не букет. Выстраивание в гармоничный ряд разрозненных цветов, растений, элементов и есть искусство аранжировки.
При создании букетов и композиций чаще всего следуют 2 основным стилям:
- природному, или растительному (вегетативному, экологическому), при котором подчеркивается естественное состояние растений и направление их роста,
- декоративному, при котором меньше обращается внимания на естественные свойства растений, а больше на линию, форму, контуры.
- Любая цветочная композиция основана на определённых принципах, иначе она не будет восприниматься как нечто целое, гармоничное, поэтому рассмотрим элементы и принципы дизайна.
- ДИЗАЙН – это процесс, посредством которого форма и конструкция, очертание и пространство, цвет и текстура объединяются так, чтобы создать пропорциональное гармоничное единое целое.
Дизайн состоит из элементов:
- цвет
- текстура
- форма
- пространство
- линия
А также из принципов:
- пропорциональность
- масштаб
- баланс
- ритм
- контраст
- доминанта
Рассмотрим элементы дизайна.
ЦВЕТ – ОПТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОТРАЖЕННОГО СВЕТА
Цвет является одним из самых захватывающих и привлекательных аспектов дизайна. Цвет, правильно выбранный и правильно используемый, является основополагающим элементом любой цветочной аранжировки. Это одно из наиболее сильных и выразительных средств композиционного построения. Он может усиливать эмоциональное настроение, вызывать определённые ассоциации.
Подбор цветов и оттенков особенно важен при работе с живыми и искусственными цветами. У сухих же растений мягкая цветовая гамма, поэтому здесь трудно ошибиться.
Все существующие в природе краски образуются путём оптического сложения трёх цветов, принимаемых за основные, - красного, жёлтого и синего. Они могут быть разной интенсивности и смешаны в разных количественных соотношения. Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света, в котором цвета располагаются в определённой последовательности. Для определения гармоничного сочетания цветов пользуются цветовым кругом, состоящим из 12 частей.
В спектре есть три цвета, которые не являются смешанными (цвета 1 порядка) – желтый, синий, красный, вторичные цвета – оранжевый, фиолетовый, зеленый, цвета третьего порядка – желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.
Чистые цвета являются нейтральными, поскольку каждый из них не содержит не содержит никаких примесей основных цветов. Цвет характеризуется тремя субъективными атрибутами: цветовым тоном (цветом), насыщенностью и светлотой.
Группа ахроматических цветов включает цвета белый, чёрный и серый.
Существует несколько основных способов гармоничного сочетания цветов. Самый смелый – сочетание контрастных и дополнительных цветов, располагающихся в круге друг против друга, двуцветное, трехцветное, четырехцветное сочетание), самый спокойный – сочетание родственных, похожих цветов, располагающихся на круге по соседству, а самый изысканный - использование разных оттенков одного цвета.
С помощью таких цветовых часов можно легко определить цвета, которые можно совместить в одной композиции.